Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ
от 4 марта 2015 г. N 14-1/10/П-1140
В соответствии с письмом Аппарата Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2015 г. N П8-6573 Минтруд России рассмотрел обращение Вице-губернатора Ленинградской области от 27 января 2015 г. N 6-13151/14 об изменении принципа расчета средней заработной платы работников сферы образования и по компетенции сообщает.
Расчет показателя средней заработной платы по субъекту Российской Федерации осуществляется в соответствии с методологией (далее - методика), опубликованной в Методологических положениях по статистике (выпуск четвертый, 2003 год), конкретизирован в приказе Росстата от 28 октября 2013 г. N 428 и соответствует международным рекомендациям по статистике заработной платы.
Методика едина для всех статистических наблюдений за заработной платой, проводимых в стране, в том числе применяется для статистического наблюдения за показателями средней заработной платы работников, в отношении которых предусмотрены мероприятия по повышению заработной платы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", и от 28 декабря 2012 года N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - указы Президента Российской Федерации).
Такой подход позволяет обеспечить стабильность и сопоставимость динамики показателей заработной платы как в разрезе субъектов Российской Федерации, так и в других разрезах (по видам экономической деятельности, формам собственности и др.).
Особенности исчисления заработной платы по субъекту Российской Федерации и по отдельным категориям работников обусловлены тем, что средняя заработная плата работников по региону исчисляется путем деления суммы фонда заработной платы работников списочного состава и внешних совместителей, фонда заработной платы работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, и других работников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и лиц, выполнявших работы гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде.
Такой подход обосновывается тем, что внешние совместители и работники, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, как правило, имеют еще одно, иное по отношению к обследуемой организации, место работы, где они являются основными работниками и учитываются в списочном составе; их исключение позволяет избежать "двойного счета" работников.
Среднемесячная начисленная заработная плата по видам экономической деятельности исчисляется также, но из фонда заработной платы исключается фонд заработной платы работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, и других лиц несписочного состава, с которыми не были заключены трудовые договоры.
Данное отличие основано на том, что указанные работники, как правило, выполняют работу (услуги) по виду деятельности, отличному от основного профиля организации. При таком исключении методика позволяет формировать корректные данные по заработной плате в целом по виду экономической деятельности.
При расчете заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы внешние совместители и работники, выполнявшие работы по договорам гражданско-правового характера, ни в фонд заработной платы, ни в численность не включаются, поскольку учесть заработную плату внешних совместителей и работников, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, полученную по основному месту работы, в рамках данного федерального статистического наблюдения не представляется возможным.
Доведение оплаты труда отдельных категорий работников, согласно указам Президента Российской Федерации, предусмотрено до средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации. Следует отметить, что уровень оплаты труда в регионе формируется независимо от ведомственной подчиненности по территориальному признаку.
Кроме того, согласно приказу Росстата от 12 марта 2014 г. N 171 статистическое обследование позволяет проводить анализ достижения показателей в разрезе субъектов Российской Федерации, территорий, подведомственности, типов учреждений.
|
Л.Ю. Ельцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о возможности изменения принципа расчета средней зарплаты работников сферы образования.
Отмечено, что в настоящее время действует единая методика расчета показателя по региону. Она применяется в т. ч. для статнаблюдения за средней зарплатой работников социальной сферы, для которых предусматривается повышение оплаты труда (согласно "майским" указам Президента РФ).
Такой подход позволяет обеспечить стабильность и сопоставимость динамики показателей как в разрезе регионов, так и в других (по видам деятельности, формам собственности и др.).
Особенности исчисления зарплаты по региону и отдельным категориям граждан обусловлены следующим. В первом случае она определяется путем деления суммы фонда зарплаты работников списочного состава и внешних совместителей, фонда зарплаты лиц, выполнявших работы по гражданско-правовым договорам, и других сотрудников несписочного состава на среднесписочную численность работников (без упомянутых) и на количество месяцев в периоде.
Среднемесячная зарплата по видам деятельности исчисляется также. Однако исключается фонд зарплаты сотрудников, выполняющих обязанности по гражданско-правовым договорам, и других лиц несписочного состава, с которыми не были заключены трудовые договоры.
При расчете зарплаты работников социальной сферы внешние совместители и лица, выполнявшие работы по гражданско-правовым договорам, ни в фонд зарплаты, ни в численность не включаются.
Согласно "майским" указам оплата труда отдельных категорий работников должна быть доведена до средней зарплаты в соответствующем регионе. Этот уровень формируется независимо от ведомственной подчиненности по территориальному признаку.
Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 4 марта 2015 г. N 14-1/10/П-1140
Текст письма официально опубликован не был