В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации":
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы".
2. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области (Марченко Ю.Ю.) совместно с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области в срок до 01.09.2011 разработать проект долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы".
3. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Губернатор Новосибирской области |
В.А. Юрченко |
Концепция
долгосрочной целевой программы
"Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы"
(далее - Концепция)
(утв. распоряжением Правительства Новосибирской области от 22 июля 2011 г. N 330-рп)
I. Формулировка целей и задач программы, обоснование их соответствия приоритетам социально-экономического развития
Целью долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления Новосибирской области на 2012-2016 годы" (далее - Программа) является совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и административных центрах муниципальных районов Новосибирской области, направленное на сокращение объемов захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с отходами.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Внедрение глубокой переработки твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
2. Развитие системы сбора, утилизации, переработки отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами.
3. Развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов.
4. Строительство полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям, в первую очередь для обслуживания территорий с относительно высокой плотностью населения в административных центрах муниципальных районов Новосибирской области, обустройство существующих свалок, организация сбора твердых бытовых отходов.
5. Ликвидация экологического ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов.
6. Совершенствование системы управления отходами.
7. Образование, воспитание и просвещение населения в сфере безопасного обращения с отходами.
Обоснование соответствия целей и задач Программы приоритетам социально-экономического развития
Концепция сформирована в соответствии с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.
Одной из стратегических целей социально-экономического развития в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, является устойчивый рост качества жизни населения, что неразрывно связано с улучшением экологической ситуации.
Программа направлена на создание системы эффективного управления обращения с отходами, развитие индустрии переработки, использования и размещения отходов, что обеспечит снижение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду и улучшение экологической обстановки в Новосибирской области.
II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач Программы с разбивкой
по временным периодам
Решение поставленных задач будет характеризоваться следующими целевыми показателями:
Наименование целевых индикаторов |
Единицы измерения |
2011 г. |
к 2017 г. |
Цель: совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления в городских округах и административных центрах муниципальных районов Новосибирской области, направленное на сокращение объемов захоронения отходов, увеличение объемов их утилизации и переработки с учетом выполнения требований законодательства Российской Федерации в области безопасного обращения с отходами | |||
Доля обезвреженных, использованных отходов от объема отходов, образующихся в Новосибирской области |
% |
33 |
40 |
Задача 1: Внедрение технологий глубокой переработки ТБО | |||
Количество мусороперерабатывающих, мусоросжигающих предприятий |
шт. |
1 (на начало года) |
6 |
Доля ТБО, утилизируемая на мусороперерабатывающих, мусоросжигающих предприятиях |
% |
0 |
50 |
Доля ТБО, захораниваемая на свалках, полигонах ТБО |
% |
100 (на начало года) |
50 |
Задача 2: Развитие системы сбора, утилизации, переработки отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами | |||
Доля административных центров муниципальных районов Новосибирской области, обеспеченных комплексными площадками сбора, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе от населения |
% |
7 (прогноз) |
100 |
Количество административных центров муниципальных районов Новосибирской области, обеспеченных комплексными площадками сбора, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе от населения |
шт. |
2 (прогноз) |
30 |
Доля утилизированных отработанных автошин, образующихся у населения и организаций (по экспертной оценке) |
% |
10 |
95 |
Доля утилизированных отходов электрического и электронного оборудования, образующегося у населения (по экспертной оценке) |
% |
0 |
95 |
Задача 3: Развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов | |||
Доля обезвреженных медицинских отходов у населения и организаций (по экспертной оценке) |
% |
50 |
100 |
Доля обезвреженных ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения (по экспертной оценке) |
% |
0 |
95 |
Задача 4: Строительство полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, в первую очередь для обслуживания территорий с относительно высокой плотностью населения в административных центрах муниципальных районов Новосибирской области, обустройство существующих свалок, организация сбора ТБО | |||
Доля административных центров муниципальных районов Новосибирской области, имеющих полигоны ТБО, отвечающие установленным требованиям |
% |
3 (на начало года) |
100 |
Количество полигонов ТБО в административных центрах муниципальных районов Новосибирской области, отвечающих установленным требованиям |
шт. |
1 (на начало года) |
30 |
Задача 5: Ликвидация экологического ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов | |||
Доля ликвидированных несанкционированных свалок к их количеству на 01.08.2010 |
% |
5 (на начало года) |
100 |
Задача 6: Совершенствование системы управления отходами | |||
Разработка закона Новосибирской области "Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области" |
шт. |
0 |
1 |
Задача 7: Образование, воспитание и просвещение населения в сфере безопасного обращения с отходами | |||
Доля муниципальных районов, городских округов Новосибирской области, на территории которых проводятся общественные мероприятия в сфере безопасного обращения с отходами |
% |
11 (на начало года) |
100 |
III. Анализ проблемы
По оценочным данным на территории Новосибирской области образуется 3860 тыс. тонн отходов в год.
Структура отходов, образующихся в Новосибирской области
Для некоторых видов отходов в Новосибирской области реализованы технические решения по их утилизации и обезвреживанию.
Наличие реализованного технического решения
Виды отходов |
Юридические лица, индивидуальные предприниматели |
Физические лица |
Ртутьсодержащие |
да |
нет |
Отходы эксплуатации автотранспорта |
да |
да, частично |
Отходы электрического и электронного оборудования |
да, частично |
нет |
Золошлаковые отходы |
да |
- |
Лом металлов |
да |
да |
Медицинские отходы |
да |
нет |
Биологические отходы |
да, частично |
нет |
Твердые бытовые отходы |
да |
да |
Анализ источников образования отходов производства и потребления показывает, что сходные виды отходов образуются как юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, так и населением. Однако в соответствии с действующим законодательством вопросы организации сбора, использования, обезвреживания большей частью решены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Действующая система обращения с отходами, за исключением коммунальных, практически не вовлекает в оборот отходы, образующиеся у населения. Система сбора у населения особо опасных отходов и отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, отсутствует.
Обращение с отходами физических лиц регулируется федеральным законодательством (Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса") только для собственников многоквартирных домов в части передачи твердых бытовых отходов на захоронение. Обязанности частных домовладельцев в сфере обращения с отходами на федеральном уровне законодательством не установлены. В результате возникает проблема организации сбора, вывоза отходов для жильцов частной жилой застройки, отходы размещаются ими на несанкционированных свалках.
Отходы, являющиеся ликвидными вторичными материальными ресурсами (отходы полиэтиленовой бутылки, полиэтиленовой пленки, алюминиевой банки, макулатура, картон, стеклотара, тряпье, пластмасса и др.), отбираются в целях последующего направления на перерабатывающие предприятия, в основном на свалках Новосибирской агломерации. В муниципальных районах Новосибирской области вторичные материальные ресурсы, в основном не собираются и не перерабатываются. Предприятия по глубокой переработке твердых бытовых отходов на территории Новосибирской области отсутствуют, что не позволяет уменьшить объемы захоронения отходов на свалках, полигонах и вовлекать в оборот вторичное сырье.
Большинство полигонов Новосибирской агломерации имеют небольшую остаточную емкость. С учетом того, что они расположены в муниципальных районах с высокой плотностью населения, создание новых повлечет изъятие востребованных на другие цели земель.
Действующим законодательством размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается. По данным инвентаризации на 01.08.2010, проведенной органами местного самоуправления, на территории Новосибирской области зарегистрировано 1060 объектов размещения твердых бытовых отходов, в том числе: 12 полигонов, эксплуатирующихся организациями, имеющими лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 класса опасности (приложение N 1), 727 санкционированных свалок, 321 несанкционированная свалка, число которых в процессе контрольной работы природоохранных органов постоянно уточняется.
Большинство хозяйствующих субъектов, некоммерческих садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан лишены возможности законного размещения отходов. В настоящее время в рамках ведомственной целевой программы "Государственная поддержка муниципальных образований Новосибирской области по реализации программ по обращению с отходами производства и потребления на 2011-2013 годы", утвержденной приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 15.09.2010 N 122, осуществляется строительство полигонов ТБО, однако запланированное количество строящихся объектов в 3 раза меньше существующей потребности.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" садоводы, огородники и дачники несут ответственность за деятельность только в границах объединений, что приводит к захламлению прилегающих территорий.
Управление отходами во многом зависит от формирования эффективной тарифной политики, которая требует оптимизации.
В настоящее время в Новосибирской области существующие тарифы на размещение отходов на полигонах существенно различаются (приказ департамента по тарифам Новосибирской области от 24.11.2010 N 69-К "Об утверждении тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса Новосибирской области". Кроме того, тарифы на вывоз отходов устанавливаются органами местного самоуправления только для муниципальных организаций, вывозящих отходы (например, МУП города Новосибирска "Спецавтохозяйство", МУП города Новосибирска "ДЭУ N 3"), а частные компании устанавливают стоимость вывоза самостоятельно. В результате стоимость услуг для организаций и населения в пределах одного муниципального образования существенно отличается.
В настоящее время медицинские отходы обезвреживаются организациями, расположенными в поселке Кольцово, в районе села Марусино. Сбором и обезвреживанием отходов охвачена территория, прилегающая к городу Новосибирску. Учитывая, что особо опасные медицинские отходы запрещены к приему на полигоны ТБО, необходимо решение вопросов утилизации медицинских отходов для центральных районных больниц муниципальных районов Новосибирской области.
Из 19,5 тыс. тонн биологических отходов сельскохозяйственного производства, образующихся в Новосибирской области, утилизируется на предприятиях 90%. Остальные 10% - 1990 тонн отходов захораниваются в скотомогильники, вместе с тем имеются технологические возможности их термической утилизации.
В настоящее время работа с населением по повышению социальной ответственности и знаний граждан в области безопасного обращения с отходами ведется недостаточно, что приводит к нарушению населением экологических и санитарных норм - захламлению территорий, в том числе водоохранных зон, лесов, отходами, потере отходов, являющихся вторичным материальным сырьем, загрязнению окружающей среды особо опасными отходами, образующимися у населения.
В рамках Программы предполагается решение следующих проблем:
значительное уменьшение количества отходов, захораниваемых на свалках, полигонах;
недостаточность вовлечения в хозяйственный оборот отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами;
негативное воздействие на окружающую среду, возникающее при бесконтрольном размещении особо опасных отходов;
отсутствие легитимных мест размещения ТБО;
наличие несанкционированных свалок ТБО;
отсутствие эффективного взаимодействия между органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, частного бизнеса по вопросам обращения с отходами;
отсутствие единых условий для населения по сбору, вывозу отходов;
низкая культура населения по вопросам безопасного обращения с отходами.
IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения в области развития региональной инфраструктуры по обращению с отходами, необходим межведомственный подход, который обеспечит координацию и согласованность действий различных субъектов деятельности в сфере обращения с отходами.
Масштабы развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что проблема уже не может быть решена в рамках текущего финансирования.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить:
1) решение комплексных масштабных задач Программы, которые носят межведомственный характер, путем объединения усилий исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления в Новосибирской области, общественных объединений и представителей частного бизнеса;
2) высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;
3) оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления в Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы;
4) системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
5) длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
6) контроль эффективности расходования средств областного бюджета.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит минимизировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях.
V. Механизм реализации Программы, система управления
Основными механизмами реализации Программы, а также задачами исполнительных органов государственной власти Новосибирской области по созданию условий и обеспечению решения задач и достижения цели Концепции являются:
1. Совершенствование нормативной правовой базы на территории Новосибирской области в сфере обращения с отходами.
Для успешной реализации положений Концепции необходимо разработать и принять:
1) закон Новосибирской области "Об отходах производства и потребления в Новосибирской области";
2) иные нормативные правовые акты Новосибирской области регулирующие сбор, обезвреживание и утилизацию на территории Новосибирской области особо опасных отходов в полном объеме, отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами, образующимися у организаций и населения.
2. Создание системы государственного регулирования и стимулирования деятельности в сфере безопасного обращения с отходами, в том числе путем:
1) оказания содействия в разработке и реализации муниципальных целевых программ в сфере обращения с отходами;
2) оказания государственной поддержки организациям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию отходов, строительству, реконструкции полигонов ТБО, строительству мусороперерабатывающих заводов;
3) развития практики государственно-частного партнерства.
3. Повышение роли гражданского общества в решении природоохранных проблем, в том числе путем развития системы экологического образования и просвещения населения в части безопасного обращения с отходами, развития рынка вторичных материальных ресурсов.
Реализация и финансирование Программы осуществляются в соответствии с перечнем программных мероприятий на основании нормативных правовых актов, действующих на территории Новосибирской области, государственных контрактов (договоров), заключаемых заказчиком-координатором и заказчиками Программы с поставщиками товаров, работ и услуг.
Государственным заказчиком-координатором Программы, организатором управления реализацией Программы и контролирующим органом за ходом реализации Программы является департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области.
Заказчик-координатор Программы осуществляет свои функции во взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Новосибирской области, заказчиками и исполнителями Программы.
Заказчик-координатор при реализации Программы выполняет следующие функции:
управление реализацией Программы;
координация деятельности заказчиков и исполнителей мероприятий Программы в пределах своей компетенции;
подготовка проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Программы;
контроль за ходом реализации Программы;
оперативный контроль за выполнением программных мероприятий и мониторинг результатов их реализации, в том числе за целевым и эффективным использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию Программы;
выявление отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, установление причины и разработка мер по устранению отклонений;
организация мероприятий по проведению независимой оценки показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
анализ, корректировка хода выполнения Программы, внесение предложений по совершенствованию реализации Программы.
Заказчиком Программы является министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
Исполнителями мероприятий Программы выступают исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, организации, определяемые на конкурсной основе.
Заказчик-координатор и заказчик Программы в соответствии с действующим законодательством разрабатывают условия участия претендентов в проводимых конкурсах на право выполнения мероприятий Программы, отбор проектов, реализуемых в рамках Программы.
Инвестиционные программные мероприятия реализуются с применением механизмов государственно-частного партнерства и обеспечения экономически привлекательных условий для развития бизнеса.
Контроль за реализацией мероприятий ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Все исполнители программных мероприятий ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляют заказчику-координатору отчеты о реализации мероприятий Программы.
Заказчик-координатор представляет отчет об исполнении Программы в министерство экономического развития Новосибирской области в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов Новосибирской области.
В целях обеспечения процедуры публичности (открытости) информации о мероприятиях Программы, значениях целевых индикаторов, результатах контроля за реализацией Программы заказчик-координатор размещает на официальном сайте заказчика-координатора в сети Интернет текст утвержденной Программы, отчеты о ходе ее реализации и результатах выполнения мероприятий.
Ежегодный мониторинг эффективности реализации Программы производится в соответствии с критериями, определенными в разделе "Обоснование эффективности программы".
Программа считается завершенной после выполнения плана программных мероприятий в полном объеме и достижения цели Программы.
VI. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы
В области обращения с отходами производства и потребления возможны два варианта решения проблемы.
Первый вариант предусматривает решение проблемы за счет привлечения частных инвестиций и без государственной поддержки. Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости использования бюджетных средств и в минимизации организационных затрат со стороны областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области.
Основной риск реализации данного варианта связан с тем, что без совершенствования нормативно-правовой базы и без совершенствования механизмов тарифного регулирования в области обращения с отходами производства и потребления реализация проекта существенно осложнится.
Второй вариант предполагает использование программно-целевого метода для решения поставленных задач, при котором формируется Программа.
Основными преимуществами второго варианта являются реализация механизма государственной поддержки, создание условий для привлечения частных инвестиций, управление и координация действий участников Программы с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы, консолидация значительных объемов финансовых ресурсов на определенных приоритетных направлениях социально-экономического развития Новосибирской области.
Основными рисками второго варианта, которые могут препятствовать достижению запланированных значений целевых показателей в ходе реализации мероприятий Программы, являются риски недостаточного финансирования отдельных мероприятий Программы, связанные с изменениями областного бюджета Новосибирской области в ходе реализации Программы, а также отказом инвесторов участвовать в проекте по созданию единого экологического комплекса по мусоропереработке в городе Новосибирске и других муниципальных образованиях Новосибирской области.
Основным способом снижения всех видов рисков должно стать конструктивное взаимодействие всех участников Программы, максимально возможная экономическая обоснованность и прозрачность принятия решения относительно включения в процесс реализации Программы тех или иных участников, мероприятий, объектов.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта с использованием программно-целевого метода.
VII. Оценка объема предполагаемого финансирования и предложения
по его источникам
Финансирование Программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета Новосибирской области, местных бюджетов на условиях софинансирования, внебюджетных источников.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств областного бюджета Новосибирской области осуществляется департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, выступающими заказчиками по соответствующим мероприятиям Программы.
Объемы и направления расходования средств местных бюджетов мероприятий Программы определяются решением представительных органов муниципальных образований Новосибирской области.
По предварительной оценке объем необходимого финансирования Программы составит 5882,4 млн. рублей, в том числе:
средства областного бюджета Новосибирской области - 1253,7 млн. рублей (21,3%);
средства местных бюджетов - 276,5 млн. рублей (4,7%);
внебюджетные средства на условиях софинансирования - 4352,2 млн. рублей (74,0%).
Среди затрат областного бюджета 95 млн. рублей предусмотрено Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 9-ОЗ "Об областном бюджете Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов":
Наименование |
ГРБС |
РЗ |
ПР |
КЦСР |
КВР |
Плановый период |
|
2012 год |
2013 год |
||||||
Софинансирование программ муниципальных образований по обращению с отходами производства и потребления |
124 |
05 |
03 |
521 01 03 |
|
45000,0 |
50000,0 |
VIII. Предполагаемый перечень проектов и основных направлений реализации мероприятий, достаточный для решения задач и достижения цели Программы
N |
Система задач для достижения цели |
Основные направления реализации мероприятий |
1 |
Внедрение глубокой переработки твердых бытовых отходов ТБО |
разработка и реализация 5 инвестиционных проектов, предусматривающих глубокую переработку ТБО и некоторых видов промышленных отходов |
2 |
Развитие системы сбора, утилизации, переработки отходов, являющихся вторичными материальными ресурсами |
организация 30 комплексных площадок сбора, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе от населения, во всех административных центрах муниципальных районов Новосибирской области; организация системы сбора и переработки отходов эксплуатации автотранспортных средств; организация системы сбора и переработки электронного и электротехнического лома, полимерных материалов; привлечение населения и предпринимателей к раздельному сбору и переработке отходов |
3 |
Развитие системы сбора, обезвреживания особо опасных отходов |
организация системы сбора и утилизации ртутьсодержащих отходов, в том числе у населения; развитие системы обезвреживания медицинских и биологических отходов |
4 |
Строительство полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям |
строительство полигонов ТБО, отвечающих установленным требованиям, во всех административных центрах муниципальных районов Новосибирской области |
5 |
Ликвидация накопленного экологического ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов |
ликвидация 100% несанкционированных свалок ТБО, рекультивация территории |
6 |
Совершенствование системы управления отходами |
создание единой информационной системы об объемах и источниках образования отходов, потребностях во вторичных материальных ресурсах, доступных способах их переработки; создание единого для Новосибирской агломерации оператора в сфере обращения с отходами; анализ тарифов в сфере сбора и удаления отходов с территории муниципальных образований, их оптимизация; совершенствование нормативной правовой базы |
7 |
Образование, воспитание и просвещение населения в сфере обращения с отходами |
поддержка традиционных мероприятий (конференций) по проблемам обращения с отходами; обеспечение регулярного освещения актуальных проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления в средствах массовой информации, в том числе при помощи социальной рекламы; поддержка издания специализированной литературы по проблематике обращения с отходами производства и потребления и ее распространения среди населения; создание механизмов взаимодействия органов исполнительной власти с некоммерческими организациями и волонтерами, работающими в сфере охраны окружающей среды |
IX. Обоснование эффективности Программы
В результате реализации Программы будет обеспечено снижение негативного воздействия на окружающую среду отходами и достигнуты следующие показатели, характеризующие конечные результаты ее реализации и определяющие ее эффективность, в том числе:
реализация 5 инвестиционных проектов, предусматривающих глубокую переработку ТБО и некоторых видов промышленных отходов, в первую очередь на территории г. Новосибирска и прилегающей территории, позволяющих сократить на 50% объемы отходов, размещаемые на свалках, полигонах ТБО;
строительство 26 полигонов ТБО согласно этапам, приведенным в приложении N 2, и создание во всех административных центрах муниципальных районов Новосибирской области условий для легитимного размещения отходов;
создание с использованием механизма частно-государственного партнерства, сети (30 шт.) комплексных площадок сбора, утилизации, обезвреживания отходов производства и потребления, в том числе от населения, во всех административных центрах муниципальных районов Новосибирской области;
ликвидация 100% несанкционированных свалок отходов;
обезвреживание 100% особо опасных медицинских отходов, образующихся в организациях и у населения;
обезвреживание 95% ртутьсодержащих отходов, образующихся у населения;
утилизация до 95% отработанных автошин, образующихся у населения и организаций;
утилизация до 95% отходов электрического и электронного оборудования, образующегося у населения.
Кроме того, Программа позволит:
привлекать некоммерческие организации, развивать волонтерское движение в сфере охраны окружающей среды;
повысить информированность населения в части безопасного обращения с отходами;
обеспечить сбор и вывоз отходов, образующихся в частных домовладениях и в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан;
обеспечить равные условий для населения по оплате за сбор, транспортирование, размещение, переработку ТБО в пределах одного муниципального образования Новосибирской области.
Кроме того, реализация Программы будет способствовать:
росту объема услуг, оказываемых в сфере обращения с отходами;
созданию более 1000 дополнительных рабочих мест;
привлечению дополнительных инвестиций при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечению экономически привлекательных условий для развития бизнеса;
росту налоговых поступлений от реализации проектов, предусмотренных в рамках Программы, и, как следствие, пополнению бюджетов всех уровней.
Приложение N 1
к концепции долгосрочной целевой
программы "Обращение с отходами
производства и потребления
Новосибирской области
на 2012-2016 годы"
Перечень организаций, эксплуатирующих полигоны твердых бытовых отходов Новосибирской области и имеющих лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов 1-4 классов опасности
N |
Наименование эксплуатирующей организации |
Месторасположение |
1 |
ООО "Прогресс" |
г. Искитим |
2 |
ООО "Водолей" |
Коченевский р-н, с. Прокудское |
3 |
ООО "Коммунал-Сервис" |
Новосибирский р-н, с. Криводановка |
4 |
ООО "Управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" |
Тогучинский р-н, р.п. Горный |
5 |
МУ г. Новосибирска ДЭУ-3 |
полигон Ленинского района г. Новосибирска |
6 |
ГУП "ЖКХ ННЦ СО РАН" |
полигон СО РАН |
7 |
МУП "Коммунальщик" |
г. Черепаново |
8 |
МПП "Куйбышевжилкомхоз" |
г. Куйбышев |
9 |
ООО "НовосибВторРесурс" |
полигон в Пашино |
10 |
МУП "КБУ" |
г. Бердск |
11 |
ООО "Водстрой" |
г. Карасук |
12 |
МУП "Спецавтохозяйство" |
полигон "Гусинобродский", Октябрьский район г. Новосибирска |
Приложение N 2
к концепции долгосрочной целевой
программы "Обращение с отходами
производства и потребления
Новосибирской области
на 2012-2016 годы"
Этапы организации системы мусороперерабатывающих предприятий, полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих установленным требованиям
N п/п |
Перечень городских округов |
Перечень административных центров муниципальных районов |
Этапы организации |
|||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
|||
1 |
г. Новосибирск |
|
|
создание мусороперерабатывающих предприятий |
||||
2 |
г. Бердск |
|
|
|
|
создание мусороперерабатывающего предприятия |
||
3 |
г. Искитим |
|
строит. полигона |
|
|
создание мусороперерабатывающего предприятия |
||
4 |
|
Искитимский район |
|
|||||
5 |
р.п. Кольцово |
Новосибирский район |
|
строит. полигона |
создание мусороперерабатывающего предприятия |
|||
6 |
г. Обь |
|
|
|
создание мусороперерабатывающего предприятия |
|||
7 |
|
с. Баган |
строит. полигона |
|
|
|
|
|
8 |
|
г. Барабинск |
|
строит. полигона |
|
|
|
|
9 |
|
г. Болотное |
|
|
|
строит. полигона |
|
|
10 |
|
с. Венгерово |
|
|
|
|
|
строит. полигона |
11 |
|
с. Довольное |
|
|
|
|
|
строит. полигона |
12 |
|
с. Здвинск |
|
|
|
|
|
строит. полигона |
13 |
|
г. Карасук |
|
|
|
строит. полигона |
|
|
14 |
|
г. Каргат |
|
|
|
строит. полигона |
|
|
15 |
|
р.п. Колывань |
|
|
|
строит. полигона |
|
|
16 |
|
р.п. Коченево |
|
|
|
|
строит. полигона |
|
17 |
|
с. Кочки |
|
|
|
|
строит. полигона |
|
18 |
|
р.п. Краснозерское |
|
строит. полигона |
|
|
|
|
19 |
|
г. Куйбышев |
полигон существ. |
|
|
|
|
|
20 |
|
г. Купино |
|
|
|
|
строит. полигона |
|
21 |
|
с. Кыштовка |
|
|
строит. полигона |
|
|
|
22 |
|
р.п. Маслянино |
|
|
строит. полигона |
|
|
|
23 |
|
р.п. Мошково |
|
|
|
|
строит. полигона |
|
24 |
|
р.п. Ордынское |
|
|
|
|
строит. полигона |
|
25 |
|
с. Северное |
строит. полигона |
|
|
|
|
|
26 |
|
р.п. Сузун |
|
|
|
|
|
строит. полигона |
27 |
|
г. Татарск |
|
|
|
|
|
строит. полигона |
28 |
|
г. Тогучин |
|
|
|
строит. полигона |
|
|
29 |
|
с. Убинское |
|
|
строит. полигона |
|
|
|
30 |
|
с. Усть-Тарка |
|
|
|
|
строит. полигона |
|
31 |
|
р.п. Чаны |
|
|
|
|
|
строит. полигона |
32 |
|
г. Черепаново |
|
|
строит. полигона |
|
|
|
33 |
|
р.п. Чистоозерное |
|
строит. полигона |
|
|
|
|
34 |
|
г. Чулым |
|
|
строит. полигона |
|
|
|
Итого: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях совершенствования режима обращения с отходами производства и потребления на территории области, сокращения объемов захоронения отходов и увеличения объемов их утилизации разработана концепция долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы".
Основными задачами программы являются строительство полигонов твердых бытовых отходов, отвечающих установленным современным требованиям, развитие обезвреживания особо опасных отходов, ликвидация экологического ущерба, вызванного несанкционированным размещением отходов, а также воспитание и просвещение населения в сфере безопасного обращения с отходами.
Предполагаемый общий объем финансирования составит 5882,4 млн. рублей, который планируется осуществлять за счет средств областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников. Причем средств областного бюджета предполагается затратить 21,3%, средства местных бюджетов составят 4,7%, а внебюджетные средства на условиях софинансирования - 74,0%.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 22 июля 2011 г. N 330-рп "Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы "Обращение с отходами производства и потребления в Новосибирской области на 2012-2016 годы""
Текст распоряжения опубликован на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.adm.nso.ru от 25 июля 2011 г.