Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 апреля 2015 г. N 03-03-05/24417
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения отдельных положения главы 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации при осуществлении операций, связанных с оказанием казенными учреждениями услуг по аренде имущества, и сообщает следующее.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Информационным письмом от 22.12.2005 N 98 установил, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, как и иные публично-правовые образования, не являются плательщиками налога на прибыль в соответствии с положениями статьи 246 НК, согласно которой налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.
Таким образом, если сдается в аренду имущество казны субъекта Российской Федерации, то есть имущество, в отношении которого исполнительный орган власти субъекта Российской Федерации осуществляет функции управления в соответствии с предметом ведения, то доходы от сдачи в аренду данного имущества являются доходами казны и, следовательно, объекта обложения налогом на прибыль организаций не возникает.
Если в аренду сдается имущество, находящееся в государственной собственности и закрепленное за казенным учреждением - исполнительным органом государственной власти на праве оперативного управления для ведения этим органом его деятельности, то необходимо учитывать следующее.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлены статьей 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Данный перечень доходов является закрытым.
На основании подпункта 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2015 года) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывались доходы в виде средств, полученных от оказания казенными учреждениями государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также от исполнения ими иных государственных (муниципальных) функций.
Положения указанной нормы подлежали применению только в случаях, когда услуги (работы) и иные функции, оказываемые (выполняемые) казенными учреждениями за плату, относились к государственным и (или) муниципальным.
В остальных случаях средства, получаемые казенными учреждениями за оказанные услуги (выполняемые работы) и иные функции, подлежали учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Федеральным законом от 24.11.14 N 366-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в подпункт 33.1 пункта 1 статьи 251 НК РФ внесены изменения, согласно которым с 1 января 2015 года при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ).
Таким образом с 1 января 2015 года доходы казенных учреждений, полученные от оказания услуг (выполнения работ) за плату, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом пунктом 2 данной статьи НК РФ определен перечень операций, не признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, в соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 НК РФ выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость. Таким образом, услуги, оказываемые казенными учреждениями, в том числе по предоставлению в аренду имущества, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты перечисляют налоги в порядке, предусмотренном Кодексом для уплаты налогов налогоплательщиком.
Таким образом, в случае приобретения услуг по аренде имущества, оказываемых казенными учреждениями, не являющихся объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, арендаторы налог на добавленную стоимость в качестве налогового агента не уплачивают.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России пояснил, что с 1 января 2015 г. доходы казенных учреждений от оказания услуг (выполнения работ) за плату не учитываются при формировании базы по налогу на прибыль.
Также отмечено, что услуги данных учреждений по предоставлению в аренду имущества не облагаются НДС.
Таким образом, при приобретении услуг арендаторы в качестве налогового агента НДС не уплачивают.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 28 апреля 2015 г. N 03-03-05/24417
Текст письма официально опубликован не был