Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N 940-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гаражно-строительного кооператива N 596 на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7, 8, 10 и 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалась конституционность отдельных положений Закона о третейских судах.

Заявитель, в частности, ссылался на то, что эти нормы позволяют судам оценивать порядок формирования состава третейского суда не на момент возникновения спора и его рассмотрения в третейском суде, а на момент заключения третейского соглашения. Такой же подход применяется и при оценке обеспечения соблюдения третейским судом принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению, пояснив следующее.

Третейское соглашение является договором, заключаемым в письменной форме. Поэтому оно должно отвечать общим положениям гражданского законодательства о соотношении договора и закона. Так, согласно ГК РФ договор должен соответствовать императивным нормам, действующим в момент его заключения.

Таким образом, третейское соглашение должно соответствовать закону именно на момент его заключения. При рассмотрении ходатайства об оставлении иска без рассмотрения, если имеется соглашение сторон о передаче спора в третейский суд, арбитражный суд обязан установить, является ли третейское соглашение действительным, утратило ли оно силу и может ли быть исполнено.

Требование о независимости и беспристрастности состава третейского суда предъявляется законом не к третейскому соглашению, а к самой процедуре третейского разбирательства. Поэтому при оценке арбитражным судом действительности третейского соглашения в связи подачей указанного выше ходатайства не может приниматься во внимание вопрос о том, будет ли соблюден принцип независимости и беспристрастности при рассмотрении третейским судом этого дела в будущем. Данный вопрос может стать впоследствии предметом проверки компетентного суда при рассмотрении заявлений об оспаривании решения третейского суда или о выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение.

Изложенное корреспондирует ранее выраженной правовой позиции Конституционного Суда РФ. В соответствии с ней при решении вопросов о наличии оснований для отмены решения третейского суда (отказа в выдаче исполнительного листа на его принудительное исполнение) предполагается, что необходимо устанавливать нарушение принципа беспристрастности при рассмотрении конкретного спора третейским судом в отношении состава этого третейского суда.


Определение Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2015 г. N 940-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гаражно-строительного кооператива N 596 на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 7, 8, 10 и 18 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)