Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 03-01-10/19237
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу разъяснения положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), касающихся налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 25.13 Кодекса контролируемой иностранной компанией, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи, признается иностранная организация, удовлетворяющая одновременно всем следующим условиям:
1) организация не признается налоговым резидентом Российской Федерации;
2) контролирующими лицами организации являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом организации признаются следующие лица:
1) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;
2) физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц - включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов.
Для целей пункта 3 статьи 25.13 Кодекса доля участия организации в другой организации или физического лица в организации определяется в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 105.2 Кодекса. При этом при определении доли физического лица в организации учитываются единоличное участие и участие совместно с супругами и несовершеннолетними детьми.
Согласно статье 105.2 Кодекса порядок определения доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации определяется в виде суммы выраженных в процентах долей прямого и косвенного участия одной организации в другой организации. Правила, предусмотренные статьей 105.2 Кодекса, применяются также при определении доли участия физического лица в организации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 105.2 Кодекса долей прямого участия одной организации в другой организации признается непосредственно принадлежащая одной организации доля голосующих акций другой организации или непосредственно принадлежащая одной организации доля в уставном (складочном) капитале (фонде) другой организации, а в случае невозможности определения таких долей - непосредственно принадлежащая одной организации доля, определяемая пропорционально количеству участников в другой организации.
Пункт 1 статьи 49 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ) определяет голосующую акцию общества как обыкновенную акцию или привилегированную акцию, предоставляющую акционеру - ее владельцу право голоса при решении вопроса, поставленного на голосование.
Как следует из положений пункта 2 статьи 31 и пункта 1 статьи 49 Федерального закона N 208-ФЗ, акционеры - владельцы обыкновенных акций общества имеют право участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции.
Акционеры - владельцы привилегированных акций общества имеют право голоса только в случаях, установленных Федеральным законом N 208-ФЗ (пункт 1 статьи 32 и пункт 1 статьи 49 указанного Федерального закона).
Учитывая изложенное, при определении доли прямого участия необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях организаций, как обыкновенных, так и привилегированных.
Документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.
В случае, если у владельцев привилегированных акций не возникло право принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса, их привилегированные акции не будут рассматриваться голосующими при условии документального подтверждения данного обстоятельства.
Обращаем внимание, что в случае владения ценными бумагами, эмитированными иностранной организацией, в целях определения доли прямого участия в иностранной организации необходимо документальное подтверждение права или его отсутствия у владельца данных ценных бумаг участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса по всем вопросам его компетенции согласно личному закону этой иностранной организации и ее учредительным документам.
Доля косвенного участия одной организации в другой организации определяется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 105.2 Кодекса.
Дополнительные обстоятельства при определении доли участия одной организации в другой организации или физического лица в организации учитываются в судебном порядке.
Дополнительно отмечаем, что согласно пункту 5 статьи 25.13 Кодекса контролирующим лицом организации может быть признано (в порядке, предусмотренном пунктами 8-12 статьи 25.14 Кодекса) лицо, не отвечающее признакам, установленным пунктом 3 статьи 25.13 Кодекса, но осуществляющее контроль над такой организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей.
Осуществлением контроля над организацией в целях Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые такой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и организацией и (или) иными лицами.
Отмечаем, что лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, вправе самостоятельно признать себя контролирующим лицом организации по основаниям, предусмотренным пунктами 3-5 статья 25.13 Кодекса, о чем направляет соответствующее уведомление в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российский Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, кто признается контролируемой иностранной компанией и контролирующим лицом.
При определении доли прямого участия необходимо обладать информацией обо всех голосующих акциях: как обыкновенных, так и привилегированных.
Документом, подтверждающим, что привилегированные акции не признаются голосующими, является решение последнего общего собрания акционеров о полной выплате дивидендов по привилегированным акциям.
Если у владельцев привилегированных акций не возникло право принимать участие в общем собрании акционеров с правом голоса, их привилегированные акции не будут рассматриваться голосующими при условии документального подтверждения данного обстоятельства.
Даны разъяснения на случай владения ценными бумагами, эмитированными иностранной организацией. Указано, как определяется доля косвенного участия. Разъяснено, что понимается под осуществлением контроля над организацией.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 6 апреля 2015 г. N 03-01-10/19237
Текст письма официально опубликован не был