1. О рассмотрении заявок, требованиях к содержанию заявок на участие в электронном аукционе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя, мотивированную тем, что аукционная комиссия неправомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия, изучив заявку заявителя, установила, что решение аукционной комиссии правомерно, поскольку заявка не содержала требуемых сведений в отношении товаров, используемых при оказании услуг. Однако при проведении внеплановой проверки установлено, что аукционная комиссия неправомерно допустила к участию в аукционе двух участников закупки, поскольку заявки данных участников содержат сведения, не соответствующие требованиям документации. Кроме того, Комиссией выявлено нарушение, выразившееся в том, что заказчиком установлены избыточные требования к описанию участниками закупки показателей товаров.
Для устранения выявленных нарушений выдано предписание о внесении изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 30.03.2015 N К-249/15
Номер извещения 0173100003515000010
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 26.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 23.03.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "***" с минимальным предложением о цене контракта 2 462 500 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 20.03.2015 N 37-ЭА-ГМП/15 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: "в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и положениями аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Вместе с тем, указанные характеристики товаров в составе заявки Заявителя необходимых для оказания услуги, не соответствуют требованиям Заказчика установленным в пунктах 7, 9, 10, 11 технического задания Аукционной документации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что пункт 3.2.2 Информационной карты документации об Аукционе устанавливает требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, следовательно, участникам необходимо представить согласие в отношении оказываемых услуг по предмету Аукциона, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии представлена заявка Заявителя, положения которой не содержат информации о конкретных характеристиках продуктов питания, рекламных стендов Roll-up, канцелярских товаров, полиграфической продукции.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии установлено, что согласно Протоколу заявки участников закупки с защищенными номерами "9604775", "1045359" допущены к участию в Аукционе.
Согласно подпункту б) пункта 3.2.2.3 части 3.2.2 раздела 3.2 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: "участник размещения заказа вправе представить требуемые сведения в любой форме. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника размещения заказа в соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При описании характеристик используемых товаров не допускается использование слов "не более", "не менее", "может быть", "должно быть", "должно", "или эквивалент", "или аналог", "приблизительно", "примерно", а также описание характеристик в виде неконкретных значений, в т.ч. диапазонов, если описываемый параметр имеет конкретное значение, в т.ч. вычисляемое по формуле на основе иных показателей, а равно описание в виде конкретного значения характеристик, имеющих диапазонное значение (например, температуры работы). Правила чтения символов: символы " ; " (точка с запятой) и " / " (косая черта) следует читать как "или", символ " , " (запятая) следует читать как " и ", символ " " следует читать как больше либо равно, символ " " следует читать как меньше либо равно, значения, отмеченные знаком "+", являются значениями, которые требуют указания участником размещения заказа конкретного значения (например, требуемому значению параметра "ширина 60 3 мм" будет удовлетворять предложение значения данного параметра от 57 до 63 мм включительно), предлог "до" означает, что требуется параметр менее указанного значения, не включая указанный, предлог "от" означает, что требуется параметр более указанного значения, не включая указанный, указание "не менее" означает, что требуется параметр более указанного значения, включая указанный, указание "не более" означает, что требуется параметр менее указанного значения, включая указанный, символ "1" после наименования параметра указывает, что значение данного параметра является неизменным, знак "~" обозначает "приблизительно равно" и соответствует отклонению + 1% от указанного числового значения, знак " - ", указанный между двух числовых показателей товара (например "Длина: 2000-4000 мм"), означает, что требуется конкретное значение параметра, не менее минимального и не более максимального из указанных значений параметра (в остальных случаях, указанный знак имеет значение, соответствующее общепринятым в русском языке правилам словообразования и пунктуации)".
В пункте 15 Технического задания документации об Аукционе установлено: "видеоролик должен содержать графическую заставку с названием мероприятия и наименованием его организаторов, а также датой и местом проведения (разрешение от 320 до 720 пикселей по ширине, соотношение сторон кадра 4:3 или 16:9, формат ролика - AVI или FLV)".
Вместе с тем, изучив заявки участников закупки с защищенными номерами "9604775", "1045359" представленные представителем Заказчика, Комиссией установлено, что указанные заявки участников закупки содержат следующие сведений: "Видеоролик содержит графическую заставку с названием мероприятия и наименованием его организаторов, а также датой и местом проведения (разрешение 720 пикселей по ширине, соотношение сторон кадра 4:3, формат ролика - AVI или FLV)", то есть в заявках указанных участников закупки содержится недопустимый документацией об Аукционе показатель разрешения пикселей.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о допуске к участию в Аукционе заявок участников закупки с защищенными номерами "9604775", "1045359", нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является организация и проведение мероприятий направленных на социализацию молодежи нуждающейся в особой заботе государства.
На заседании комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит следующие услуги: организация питания участников мероприятия, организация трансфера участников мероприятия, оказание услуги по обеспечению канцелярскими товарами для проведения мастер-классов, семинаров, тренингов, изготовление и обеспечение тематической полиграфической продукцией.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам используемым при оказании услуг установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в Техническом задания документации об Аукционе содержатся избыточные требования к описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Аукционе характеристик товаров, используемым при оказании услуг, такие как: "свежие огурцы (внешний вид - плоды должны быть свежие, целые, неуродливые, здоровые, незагрязненные, без механических повреждений, с плодоножкой и без плодоножки, с типичной для ботанического сорта формой и окраской. Должны быть короткоплодные или среднеплодные. Средняя длина плодов в партии должна быть не более 25 см. Средний наибольший поперечный диаметр плодов в партии должен быть не более 5,5 см), майонез (Содержание жира в продукте не должно быть менее 50%, яичных продуктов в пересчете на сухой желток должно быть не менее 1,0%. Цвет должен быть белого или желтовато-кремового, однородный по всей массе или обусловленный внесенными добавками в соответствии с техническим документом на майонез. Кислотность в пересчете на уксусную кислоту, не более 1%. Стойкость эмульсии (процент неразрушенной эмульсии), не менее 98%. рН должен быть 3,5-5,0) (150 гр.)"
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок продуктов питания, средств передвижения, канцелярских товаров, футболок ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок товаров, непосредственно не используемых при организации и проведение мероприятий, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия необоснованной, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику, Аукционной Комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок путем внесения изменений в документацию.
2. О порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя на положения конкурсной документации.
Комиссия, изучив обстоятельства дела, установила, что порядок оценки заявок не позволит выявить лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках участников закупки, поскольку не подразумевает объективную оценку опыта оказания услуг по обучению кадров, а также количеству обученных специалистов, кроме соответствующих услуг, оказанных ранее заказчику. Кроме того, в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения работ к аналогичным предмету Конкурса.
Выдано предписание об устранении выявленного нарушения путем внесения изменений в документацию.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 09.04.2015 N К-355/15
Номер извещения 0273100000715000024
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлен порядок оценки, в соответствии с которым оценке в рамках критерия "Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" подлежит исключительно опыт обучения участником закупки кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 года, а также количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 года, что противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также установлен перечень образовательных программ не взаимосвязанных между собой, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 31.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 14 471 600 рублей;
3) окончание срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.04.2015.
1. Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
1). Цена Контракта. Значимость критерия: 40%;
2). Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутацией специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия: 60%.
Согласно "Приложению N 2 Информационной карты Конкурсной документации, критерии оценки и величины их значимости, а также показатели, раскрывающие содержание критерий оценки рассчитываются в соответствии со следующей таблицей:
Критерии и показатели оценки заявок |
Значимость критерия (%) |
Квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
60 |
Показатель |
Баллы |
Опыт предоставления услуг по обучению кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года |
40 |
Количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года |
60 |
Итого баллов: |
100 |
По каждой заявке конкурсная комиссия оценивает предложение участника по каждому показателю. Сумма величин значимости критериев оценки, применяемых заказчиком составляет 100 процентов. Для оценки заявок по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки".
Комиссия приходит к выводу, что оценка заявок по показателю "Опыт предоставления услуг по обучению кадров Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года", а также "Количество обученных работников Фонда социального страхования Российской Федерации за предыдущие 3 (три) года" по критерию "квалификация участника закупки, в том числе наличие финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании, опыта оказания услуг, связанных с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволит выявить лучшие условия исполнения контракта, указанные в заявках (предложениях) участников закупки, поскольку не подразумевает объективную оценку опыта по обучению кадров, а также количеству обученных специалистов, кроме как Фонда социального страхования Российской Федерации.
Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что Заявителем в Конкурсной документации не указаны показатели, определяющие критерии отнесения работ аналогичным предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации неправомерно установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также установлен перечень образовательных программ не взаимосвязанных между собой, что нарушает положения Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также перечень образовательных программ, установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, в жалобе Заявителя не содержатся доказательства, подтверждающие, что установленные в Конкурсной документации вышеуказанные требования нарушают положения Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в Техническом задании на оказание услуг по проведению обучения кадров Фонда социального страхования Российской Федерации неправомерно установлены требования к условиям проживания слушателей на период обучения, а также перечень образовательных программ, не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной в части установления в Конкурсной документации ненадлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем внесения изменений в документацию.
3. О предквалификационном отборе на участие в конкурсе с ограниченным участием
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрела жалобу заявителя на действия заказчика, конкурсной комиссии, необоснованно признавших заявку заявителя не соответствующей дополнительным требованиям по результатам предквалификационного отбора.
Комиссией установлено, что причиной признания заявки не соответствующей дополнительным требованиям явилось непредставление в составе заявки документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным документацией. Вместе с тем, Комиссия, изучив заявку заявителя, установила, что в составе заявки содержится выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, что соответствует требованиям Конкурсной документации.
Жалоба признана обоснованной, выдано предписание о повторном проведении предквалификационного отбора.
Решение Комиссии ФАС России по делу от 10.04.2015 N К-366/15
Номер извещения 0135200000515000134
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа, принявшими необоснованное решение о признании заявки Заявителя не соответствующей дополнительным требованиям, установленным в Конкурсной документации, по результатам предквалификационного отбора.
Представители Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 663 804 960 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) по результатам предквалификационного отбора к участию в Конкурсе допущено 2 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 10.04.2015.
1. Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 56 Закона о контрактной системе извещение о проведении конкурса с ограниченным участием и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 49 и 50 Закона о контрактной системе, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе дополнительные требования к участникам закупки.
Согласно части 7 статьи 56 Закона о контрактной системе в течение не более чем десяти рабочих дней с даты вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе с ограниченным участием и (или) даты открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в таком конкурсе заказчик проводит предквалификационный отбор для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
В соответствии с протоколом предквалификационного отбора от 02.04.2015 N ППО1 Заявитель признан несоответствующим дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно: "Участник закупки не признан соответствующим дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 ФЗ N 44, а именно: требованию, установленному частью 6.2 подпункта 6 пункта 19 раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" конкурсной документации и дополнительных требований, предъявляемых к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимых уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04 февраля 2015 г. N 99. В составе заявки участника закупки не представлены документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, предусмотренным частью 6.2 подпункта 6 пункта 19 раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием", а именно: - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании".
Частью 6.2 подпункта 6 "Документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов" пункта 19 раздела 2 "Информационная карта конкурса с ограниченным участием" Конкурсной документации установлено: "Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе, или копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику закупки (арендатору) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества, используемый в производственных целях, выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием, или иные документы, подтверждающие нахождение у участника закупки недвижимого имущества на ином законном основании".
Изучив заявку Заявителя на участие в Конкурсе, представленную представителями Уполномоченного органа, Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе содержится выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 17.03.2015 N 39-0-1-44/4002/2015-5676, подтверждающая право аренды на объект недвижимого имущества Заявителя, что соответствует требованиям Конкурсной документации.
Таким образом, действия Единой комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа, выразившиеся в принятии необоснованного решения о признании заявки Заявителя не соответствующей дополнительным требованиям, установленным в Конкурсной документации, по результатам предквалификационного отбора, нарушают часть 7 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе заказчик, уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированная организация, комиссия по осуществлению закупок, ее члены, должностные лица контрактной службы, контрактный управляющий, оператор электронной площадки, действия (бездействие) которых обжалуются, обязаны представить на рассмотрение жалобы по существу документацию о закупке, заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), протоколы, предусмотренные Законом о контрактной системе, аудио-, видеозаписи и иную информацию и документы, составленные в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке.
Вместе с тем, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии не представили вышеуказанные документы, что является нарушением части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях Единой комиссии, Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 7 статьи 56 Закона о контрактной системе, признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, выдать Единой комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе о повторном проведении предквалификационного отбора.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Гриненко А.В.