1. По вопросу порядка признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не обеспечившего возможность Заявителю направить в адрес Заказчика протокол разногласий по проекту контракта в установленный Законом о контрактной системе срок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 3 000 000 рублей;
2) на участие в Аукционе подано 7 заявок от участников закупки;
3) к участию в Аукционе допущено 7 участников закупки;
4) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 5 участников Аукциона;
5) минимальное предложение о цене контракта - 2 400 000 рублей;
6) победителем Аукциона признано ООО с предложением о цене контракта 2 400 000 рублей;
7) Заказчиком 11.03.2015 составлен протокол об отказе от заключения контракта от 11.03.2015.
В соответствии с частью 9 статьи 60 Закона о контрактной системе в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрено направление документов и информации заказчиком участнику электронного аукциона или этим участником заказчику, указанный документооборот осуществляется через электронную площадку, за исключением случая заключения контракта по результатам такого аукциона.
В соответствии с частью 13 статьи 70 Закона о контрактной системе победитель электронного аукциона признается уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные статьей 70 Закона о контрактной системе, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, или направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе, по истечении тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении такого аукциона цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
На заседании Комиссии установлено, что протокол подведения итогов Аукциона от 28.02.2015 опубликован Заказчиком на Официальном сайте 28.02.2015. Таким образом, регламентированный срок для направления Заявителем протокола разногласий установлен до 12.03.2015.
Проект контракта направлен Заказчиком в адрес Заявителя 05.03.2015. Вместе с тем, согласно пояснениям Оператора электронной площадки 10.03.2015 в 23:59 Заявителю заблокирована возможность направить протокол разногласий.
Таким образом, не обеспечив Заявителю возможность направить Заказчику протокол разногласий в срок до 12.03.2015, Оператор электронной площадки нарушил часть 9 статьи 60 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 11.03.2015 в 11:51 опубликован протокол отказа от заключения контракта с Заявителем.
Таким образом, опубликовав протокол отказа ранее регламентированного срока для направления Заявителем в адрес Заказчика протокола разногласий, Заказчик нарушил часть 13 статьи 70 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 3 статьи 7.32 КоАП предусмотрена административная ответственность на виновных должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, на основании вынесенного решения, заказчику, оператору электронной площадки выдано предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе путем отмены заказчиком протокола отказа от заключения контракта от 11.03.2015 и дальнейшего обеспечения Оператором электронной площадки Заявителю возможности направить протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заявителя.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 01.04.2015 N П-216/15)
2. По вопросу соблюдения порядка установления конкретного требования к участникам закупок, а также порядка одностороннего расторжения контракта и размещения сведений о контракте в реестре контрактов.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком Аукциона.
Из обращения Заявителя следует, что Заказчик необоснованно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 1 508 747,87 рублей;
2) на участие в Аукционе подано 13 заявок от участников закупки;
3) к участию в Аукционе допущено 13 участников закупки;
4) в период проведения Аукциона поданы предложения о цене контракта от 8 участников Аукциона;
5) минимальное предложение о цене контракта - 659 656,96 рублей;
6) Заказчиком 24.11.2014 заключен Контракт с ООО по цене 735 094,35 рубля.
1. Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 10 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 4.1. проекта контракта документации об Аукционе срок выполнения работ, предусмотренных контрактом, установлен с даты заключения государственного контракта до 19 декабря 2014 года.
Согласно пункту 10.2 проекта государственного контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
На заседании комиссии представители Заказчика пояснили, что Заявитель не исполнил обязательства по Контракту в установленный Контрактом срок, тем самым нарушив условия Контракта, что явилось основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 26.12.2014.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 25.12.2014, в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе направлено Заказчиком по почте заказным письмом с уведомлением о вручении адресату в адрес Участника 26.12.2014. Вместе с тем, в нарушение требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение размещено на Официальном сайте 26.03.2015.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что Заказчиком была нарушена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Учитывая вышеизложенное, указанные действия Заказчика нарушают часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в таком аукционе в соответствии с частью 2 статьи 67 Закона о контрактной системе; дата проведения такого аукциона в соответствии с частью 3 статьи 68 Закона о контрактной системе; размер обеспечения заявок на участие в таком аукционе; преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе; требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе; условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении перечня видов по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, содержит работы, предусмотренные документацией об Аукционе. Следовательно, документация об Аукционе должна содержать требование о наличии необходимого свидетельства саморегулируемой организации о допуске к работам, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе предметом закупки является выполнение работ по замене силовых электрощитов и электрических автоматов.
Согласно пункту 20 информационной карты документации об Аукционе установлено: "Документы, предоставляемые в составе второй части заявки на участие в аукционе, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44 - ФЗ (подпункт 2 пункта 3.4 Главы 3 Раздела 1.2 Части 1 документации об аукционе) - Свидетельство СРО".
Таким образом, в документации об Аукционе не установлено надлежащим образом требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе свидетельства саморегулируемой организации о допуске к видам работ, которые оказывают влияние, на безопасность объектов капитального строительства.
Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе, направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что 24.11.2014 Заказчиком заключен Контракт с ООО по цене 735 094,35 рубля. При этом сведения о заключенном контракте с реестровым номером размещены на Официальном сайте только 23.12.2014, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 08.04.2015 N П-225/15)
3. По вопросу правомерного объединения в лот выполняемых работ, установления требования о привлечении к исполнению контракта субподрядчика - субъекта малого предпринимательства, а также порядка внесения изменений в документацию.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы были нарушены действиями Заказчика, объединившего в один объект закупки (один лот) выполнение работ по содержанию мостовых сооружений, расположенных в разных районах области, что ограничивает количество участников закупки.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 249 666 100 рублей;
2) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
3) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
4) на основании части 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
5) Заказчиком 31.03.2015 заключен контракт с ЗАО по цене 249 666 100 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения области.
Согласно приложению N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения области (далее - Перечень). Перечень содержит 298 наименований мостовых сооружений, расположенных в разных районах области.
Объединение в один объект закупки (один лот) выполнения работ по содержанию 298 мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения области, расположенных в разных районах области, влечет ограничение количества участников закупки.
При этом, на заседании Комиссии представителем Заказчика доказательств обратного не представлено.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования по содержанию 298 мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения области, расположенных в разных районах Челябинской области, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения).
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
На заседании Комиссии установлено, что Извещение о проведении Аукциона в редакции N 1 размещено на Официальном сайте 25.02.2015. При этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 13.03.2015.
26.02.2015 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе. При этом, Заказчиком не продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе, в результате чего срок с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе составляет 14 дней.
Действия Заказчика, не продлившего срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 7.30 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 6.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Подрядчик при исполнении Контракта обязан привлекать субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций (далее - Субподрядчик), обладающих необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством, обладающих также свидетельством о допуске на выполняемые работы, выданным саморегулируемой организацией, сертификатом и/или другими документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ, в размере не менее 15% от цены Контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 13.04.2015 N П-234/15)
4. По вопросу порядка формирования лота при осуществлении закупки, установлении требований к участникам закупки, а также размещения на официальном сайте проектной документации при закупке строительно-монтажных работ.
Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок рассмотрела обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Аукциона.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контрактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать требования к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.
Согласно части 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Представителем Заказчика на заседании Комиссии подтверждено, что проектная документация не размещена Заказчиком на Официальном сайте в полном объеме.
Вместе с тем, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям Заказчика. Отсутствие в документации об Аукционе требований к качеству, технологическим характеристикам товаров, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участниками размещения заказа предложения по исполнению государственного контракта.
Таким образом, действия Заказчика, утвердившего конкурсную документацию, не содержащую проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 4 статьи 41.6 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов документация об открытом аукционе в электронной форме должна соответствовать требованиям, предусмотренным частями 1 - 3.2, 4.1 - 6 статьи 34 Закона о размещении заказов. При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 34 Закона о размещении заказов документация об аукционе не может содержать указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с пунктом 4.2.16 проекта контракта документации об Аукционе "Подрядчик обязан поставить и смонтировать оборудование, необходимое для строительства объекта, предусмотренного проектной документацией".
Вместе с тем, включение в состав одного предмета торгов строительных работ и оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально не связана со строительно-монтажными работами и может осуществляться отдельно, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа и является нарушением Закона о размещении заказов. Указанное действие Заказчика нарушает часть 1 статьи 41.6 Закона о размещении заказов и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
На заседании Комиссии также установлено, что Заказчиком в соответствии с Распоряжением Правительства округа от 12.11.2013 продлен срок выполнения работ на государственному контракту, заключенному по результатам проведения Аукциона.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона о размещении заказов при заключении и исполнении контракта изменение условий контракта, указанных в частях 11 и 12 статьи 9, части 12 статьи 25, части 5 статьи 27, части 3 статьи 29,части 1 статьи 31, части 7 статьи 31.4, части 3 статьи 31.5, части 12 статьи 35, части 6 статьи 36, части 13 статьи 37, части 3 статьи 38, части 1 статьи 40, части 14 статьи 41, части 22 статьи 41.8, части 11 статьи 41.9, части 15 статьи 41.11, частях 10 и 14 статьи 41.12, части 6 статьи 42, частях 6 и 8 статьи 46, части 8 статьи 47, части 10 статьи 53 и частях 5 и 6 статьи 54 Закона о размещении заказов, по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается.
Таким образом, действия Заказчика, выраженные в продлении срока выполнения работ на государственному контракту, заключенному по результатам проведения Аукциона, нарушают часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.32 КоАП.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 11 Закона о размещении заказов участник размещения заказа должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов.
В соответствии с частью 4 статьи 11 Закона о размещении заказов заказчик не вправе устанавливать иные требования к участникам размещения заказа кроме требований, указанных в частях 1-3 статьи 11 Закона о размещении заказов и установленных в соответствии со статьей 55.3 Закона о размещении заказов.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3.2.3 Инструкции о порядке проведения открытых аукционов в электронной форме и пунктом "3.2.3 2)" Информационной карты Аукциона документации об Аукционе установлено требование о необходимости предоставить в составе заявки на участие в Аукционе копию свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, по видам работ в соответствии с проектной документацией.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к участникам о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, не соответствуют частям 3, 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса и нарушают часть 4 статьи 11 Закона о размещении заказов.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что заказчиком объявлена новая закупка с идентичным предметом, при проведении внеплановой проверки которой установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта являются выполнение строительно-монтажных работ и сдаче объекта в эксплуатацию (под ключ) по объекту: "Перинатальный центр г. Ноябрьск, в том числе затраты на проектно-изыскательские работы".
При осуществлении строительства объекта "под ключ" заказчик вправе предусмотреть в документации о торгах необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с Конкурсной документацией Заказчиком установлены требования к поставке и установке строительных работ и оборудования: в том числе электрооборудование, электроосвещение, медицинское оборудование, водоотведение.
Следовательно, Заказчиком в один предмет закупки объединены строительно-монтажные работы и поставка, установка строительных работ и оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом строительства, что ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один предмет объекта закупки строительно-монтажные работы и поставка, установка строительных работ и оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 17.04.2015 N П-247/15)
5. По вопросу соблюдения порядка одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения последующих процедур.
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
Из обращения Заявителя следует, что Заказчиком проведен Запрос предложений в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
1) начальная (максимальная) цена контракта - 1 695 000 рублей;
2) на участие в Запросе предложений подано 3 заявки от участников закупки;
3) к участию в Запросе предложений допущено 3 участника закупки;
4) минимальное предложение о цене контракта - 1 430 000 рублей;
5) победителем Запрос предложений признан Заявитель с предложением о цене контракта 1 494 000 рублей
6) Заказчиком 17.11.2014 заключен контракт N с Заявителем по цене 1 494 000 рублей (далее - Контракт);
7) Заказчиком 10.12.2014 составлен протокол об отказе от заключения контракта с Заявителем;
8) Заказчиком 17.12.2014 заключен контракт с ООО.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 10.1. проекта контракта документации о Запросе предложений: "государственный контракт действует до полного исполнения всех обязательств по Государственному контракту, но в любом случае до 10 декабря 2014 года".
Согласно пункту 10.4 проекта государственного контракта: "Настоящий Государственный контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом Стороны Государственного контракта от исполнения Государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством".
На заседании комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявитель не исполнил обязательства по Контракту в установленный Контрактом срок, тем самым нарушив условия Контракта, что явилось основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 10.12.2014 (далее - Решение).
Вместе с тем, Заказчиком в соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение в адрес Заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении адресату не направлялось. Кроме того, в нарушение требований части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение размещено на Официальном сайте 23.12.2014.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушена процедура одностороннего отказа от исполнения Контракта.
Учитывая вышеизложенное, указанные действия Заказчика нарушают часть 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 КоАП.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 10.12.2014 принято Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, так как Заявитель не исполнил обязательства по Контракту в установленный Контрактом срок.
Вместе с тем, 17.12.2014 Заказчиком заключен контракт со вторым участником Запроса предложений ООО без проведения процедуры определения исполнителя (подрядчика, поставщика).
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 КоАП.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 20.04.2015 N П-249/15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Башировой Д.М.