По заключению Минюста РФ от 21 мая 2015 г. N 01/58395-ЮЛ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
В соответствии с подпунктом "в" пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1670; N 23, ст. 2892; N 28, ст. 3813; N 49, ст. 6399; 2014, N 26, ст. 3520; N 30, ст. 4286; 2015, N 10, ст. 1506) и в целях обеспечения совершенствования деятельности по обращению в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, приказываю:
Утвердить прилагаемые инструктивно-методические указания о порядке подготовки и направления в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, необходимых для обращения прокурора в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы.
Министр |
М. Топилин |
Инструктивно-методические указания
о порядке подготовки и направления в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, необходимых для обращения прокурора в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы
(утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 марта 2015 г. N 206н)
1. Настоящие инструктивно-методические указания содержат рекомендации о порядке взаимодействия должностных лиц, принимающих решения об осуществлении контроля за расходами, и прокуроров в целях обеспечения совершенствования деятельности по обращению в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы, а также включают рекомендуемый перечень документов (сведений) для последующего обращения прокурора в суд в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам"* (далее - Федеральный закон N 230-ФЗ).
2. Решение об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей, принимается должностными лицами, указанными в частях 2-5 статьи 5 Федерального закона N 230-ФЗ.
3. В соответствии с частью 6 статьи 5 Федерального закона N 230-ФЗ порядок принятия решения об осуществлении контроля за расходами лиц, замещающих (занимающих) должности, указанные в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей определяется нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и локальными нормативными актами государственных корпораций, иных организаций, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов.
Соответствующее решение рекомендуется принимать отдельно в отношении каждого такого лица и оформлять в письменной форме.
4. В случае, если в ходе осуществления контроля за расходами выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов лица, замещающего (занимающего) должность, указанную в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, в органы прокуратуры Российской Федерации рекомендуется направлять следующие документы (сведения):
а) заверенная копия правового акта (решения) руководителя федерального государственного органа, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, руководителя Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, государственной корпорации, иной организации, созданной Российской Федерацией на основании федерального закона (далее - государственные органы, организации), принятого в соответствии с частями 2-5 статьи 5 Федерального закона N 230-ФЗ, об определении ими уполномоченного лица на принятие решения об осуществлении контроля за расходами (в случае принятия решения такими лицами);
б) оригинал решения об осуществлении контроля за расходами лица, замещающего (занимающего) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также за расходами его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей с приложением информации, поступившей в соответствии частью 1 статьи 4 Федерального закона N 230-ФЗ и явившейся основанием для принятия такого решения;
в) оригиналы справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за три года, предшествующих году принятия решения об осуществлении контроля за расходами, представленных в соответствии с частью 1 статьи 8 и частью 1 статьи 8.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"**, частью 1 статьи 3 Федерального закона N 230-ФЗ лицом, в отношении которого осуществляется контроль за расходами (при наличии);
г) оригиналы справок (деклараций) Федеральной налоговой службы о полученных лицом, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, доходах за три года, предшествующих году принятия решения об осуществлении контроля за расходами (при наличии);
д) оригиналы иных документов, подтверждающие размер и источники доходов лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, включая документы о результатах проверки достоверности и полноты вышеуказанных сведений, информацию, полученную из налоговых органов, Пенсионного фонда Российской Федерации и иных органов, организаций, физических лиц, объективно подтверждающие (опровергающие) утверждение о возможности получения израсходованных средств из того или иного источника;
е) сведения, представленные уполномоченными органами (организациями), подтверждающие приобретение и (или) регистрацию права собственности, внесение данных в соответствующие реестры (при наличии) и иные документы на земельные участки, другие объекты недвижимости, транспортные средства, ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых в ходе осуществления контроля за расходами не были представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы;
ж) документы (сведения), на основании которых установлена стоимость имущества, указанного в подпункте "е" настоящего пункта;
з) пояснения, представленные лицом, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, зафиксированные в письменной форме (при наличии);
и) оригинал доклада о результатах проверки (оригинал документа), представленный должностному лицу, принявшему решение об осуществлении контроля за расходами, в котором указаны сведения о несоответствии расходов соответствующего лица, в отношении которого осуществляется контроль за расходами, общему доходу;
к) оригинал протокола заседания соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии) (при наличии);
л) оригиналы уведомлений, направленных в соответствии с частью 3 статьи 4 и частью 1 статьи 7 Федерального закона N 230-ФЗ; сведения о поступлении ходатайства, предусмотренного пунктом 3 части 2 статьи 9 Федерального закона N 230-ФЗ, и результатах его рассмотрения; оригиналы документов, подтверждающие ознакомление лиц, в отношении которых осуществляется контроль за расходами, с результатами проверки в соответствии с пунктом 23 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению"***, или в порядке, установленном нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение пункта 6 названного Указа.
5. В случае, если какие либо документы (сведения), указанные в пункте 4 настоящих инструктивно-методических указаний, отсутствуют, то в органы прокуратуры рекомендуется направлять имеющиеся документы (сведения) с указанием в сопроводительном письме причин отсутствия недостающих.
6. Кроме документов, указанных в подпунктах "а" - "л" пункта 4, в органы прокуратуры рекомендуется направлять и иные документы (сведения), которые могут быть представлены прокурором в суде в качестве доказательств, свидетельствующих о несоответствии расходов лица, замещающего (занимающего) должность, указанную в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 230-ФЗ, а также расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей полученным доходам.
7. В соответствии с частью 3 статьи 16 Федерального закона N 230-ФЗ документы (сведения), указанные в пункте 4 настоящих инструктивно-методических указаний, направляются в соответствующие органы прокуратуры Российской Федерации в трехдневный срок после завершения контроля за расходами.
Сопроводительное письмо о направлении документов (сведений) рекомендуется оформлять на бланке государственного органа, организации с пометкой "Для служебного пользования".
Дополнительно рекомендуется в возможно короткий срок довести до сведения соответствующего прокурора информацию о направлении документов (сведений).
8. Должностным лицам органов (организаций) при осуществлении взаимодействия с органами прокуратуры также рекомендуется:
а) в случае получения запроса о представлении дополнительных документов (сведений) направлять их в сроки, указанные в запросе, либо в согласованные с прокурором сроки;
б) в случае соответствующего обращения давать пояснения по содержанию направленных материалов;
в) при необходимости обеспечивать участие в заседании суда представителей государственных органов (организаций).
_____________________________
* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 50, ст. 6953; 2014, N 52, ст. 7542.
** Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; N 53, ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329; N 40, ст. 5031; N 52, ст. 5031; N 52, ст. 6961; 2014, N 52, ст. 7542.
*** Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 39, ст. 4588; 2010, N 3, ст. 274; N 27, ст. 3446; N 30, ст. 4070; 2012, N 12, ст. 1391; 2013, N 14, ст. 1670; N 49, ст. 6399; 2014, N 15, ст. 1729; N 26, ст. 3518; 2015, N 10, ст. 1506.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях противодействия коррупции осуществляется контроль за расходами отдельных чиновников федерального, регионального и муниципального уровня, сотрудников ЦБ РФ, госкорпораций, государственных внебюджетных фондов, а также ряда иных лиц. Если выявлено несоответствие расходов лица, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, соответствующие материалы направляются в прокуратуру. Та подает заявление в суд об обращении в доход государства имущества указанных лиц, приобретение которого на законные доходы не подтверждено.
Даны рекомендации о порядке взаимодействия должностных лиц, принимающих решения о контроле за расходами, и прокуроров.
В частности, приведен перечень документов и сведений, которые целесообразно направлять в прокуратуру.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 марта 2015 г. N 206н "Об утверждении инструктивно-методических указаний о порядке подготовки и направления в органы прокуратуры Российской Федерации материалов, необходимых для обращения прокурора в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых не представлены сведения, подтверждающие их приобретение на законные доходы"
По заключению Минюста РФ от 21 мая 2015 г. N 01/58395-ЮЛ настоящий приказ не нуждается в государственной регистрации
Текст приказа опубликован в Бюллетене трудового и социального законодательства Российской Федерации, 2015 г., N 6