Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Положение
об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов
(утв. приказом Федеральной службы судебных приставов от 22 августа 2014 г. N 458)
I. Общие положения
1.1. Положение об организации работы по судебной защите по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов (далее - Положение), определяет порядок осуществления Федеральной службой судебных приставов судебной защиты интересов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов по искам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, а также по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) её должностных лиц.
1.2. Судебная защита по искам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, а также при оспаривании постановлений, действий (бездействия) их должностных лиц включает в себя:
подготовку и предъявление в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, исковых заявлений, заявлений в защиту интересов Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов;
подготовку и предъявление в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отзывов и возражений на исковые заявления, вытекающие из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, а также на заявления об оспаривании постановлений, действий (бездействия) их должностных лиц;
сбор и представление в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, доказательств и иных документов, в том числе по запросам судов;
участие в судебных заседаниях по рассмотрению споров, вытекающих из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, в том числе посредством видеоконференцсвязи;
обжалование во всех инстанциях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, принятых не в пользу Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, а также должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов судебных актов.
1.3. До рассмотрения судом спора по существу должностные лица Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов принимают все предусмотренные законом меры по урегулированию спора, устранению допущенных нарушений прав и интересов сторон исполнительного производства и третьих лиц.
1.4. Контроль и координация организации работы по судебной защите территориальными органами ФССП России и Управлением по исполнению особо важных исполнительных производств в соответствии с требованиями настоящего Положения осуществляется Правовым управлением.
II. Представление интересов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов в судах
2.1. Представление в судах интересов Правительства Российской Федерации осуществляется на основании соответствующих документов, направляемых Аппаратом Правительства Российской Федерации, Министерством юстиции Российской Федерации, а также поручений Председателя Правительства Российской Федерации или его заместителей.
2.2. Представление в суде интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, осуществляется на основании соответствующих доверенностей.
2.3. Оформление доверенностей в случаях, предусмотренных настоящим Положением, осуществляется заблаговременно в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, в сроки, позволяющие обеспечить своевременное представление интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов в судах (в том числе путем подготовки, сбора и представления в суды необходимых документов и участия в судебных заседаниях).
В территориальных органах ФССП России и Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств ведутся прошитые и пронумерованные журналы учета оформленных доверенностей (приложение N 1 к настоящему Положению).
В журнал учета доверенностей вносятся сведения о всех выданных работникам территориального органа ФССП России и Управления и по исполнению особо важных исполнительных производств доверенностях на представление в судах интересов Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов, в том числе на представление интересов должностных лиц руководства Федеральной службы судебных приставов и Управления по исполнению особо важных исполнительных производств.
В случае прекращения действия доверенности по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации, в том числе при увольнении работника с государственной гражданской службы территориальные органы ФССП России обеспечивают сдачу должностными лицами выданных им доверенностей.
2.4. Судебная защита осуществляется должностными лицами, чьи постановления, действия (бездействие) оспариваются, и (или) работниками, на которых возложена обязанность по представлению в суде интересов Федеральной службы судебных приставов, её территориальных органов и их должностных лиц (далее - лица, осуществляющие судебную защиту).
2.5. Должностные лица структурных подразделений территориального органа ФССП России и Управления по исполнению особо важных исполнительных производств осуществляют судебную защиту по заявлениям об оспаривании их постановлений, действий (бездействия), а также по заявлениям, не касающимся оспаривания законности действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, таким как:
об отсрочке, рассрочке, уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания;
об освобождении от наложения ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
об определении размера задолженности и (или) индексации размера алиментов;
о выдаче дубликата исполнительного документа и др.
2.6. Работники подразделений правового обеспечения территориальных органов ФССП России (далее - подразделения правового обеспечения) осуществляют судебную защиту:
по исковым заявлениям, вытекающим из деятельности территориального органа ФССП России;
по заявлениям, в которых к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Российской Федерации и (или) Министерство юстиции Российской Федерации;
по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата ФССП России и аппарата управления территориального органа ФССП России;
по заявлениям, вытекающим из действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов ФССП России, совершенных при ведении исполнительных производств, исполнение которых поставлено на контроль директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации и (или) руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава субъекта Российской Федерации;
по заявлениям, которые имеют социально значимый характер или вызывают (могут вызвать) общественный резонанс;
по заявлениям, результаты рассмотрения которых могут повлиять на сложившуюся судебную практику (как положительно, так и отрицательно);
в случаях, когда судебные акты, принятые по результатам рассмотрения споров, могут повлечь взыскание значительных сумм денежных средств с казны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и (или) её территориальных органов, по искам, вытекающим из деятельности соответствующих территориальных органов, а также при оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов ФССП России.
2.7. Работники Правового управления осуществляют судебную защиту по искам, вытекающим из деятельности центрального аппарата ФССП России (далее - центральный аппарат) и Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, а также по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) руководства ФССП России.
Работники Правового управления также могут осуществлять судебную защиту по любым спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, в целях обеспечения наиболее эффективного представления интересов Правительства Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов.
2.8. По решению, принимаемому руководителем территориального органа Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации на основании мотивированной служебной записки подразделения правового обеспечения, к участию в осуществлении судебной защиты могут быть привлечены работники профильных подразделений аппарата управления территориального органа.
По решению, принимаемому директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации на основании мотивированной служебной записки Правового управления, к участию в осуществлении судебной защиты могут быть привлечены работники профильных структурных подразделений центрального аппарата.
2.9. В случаях, предусмотренных пунктом 2.7 настоящего Положения, должностные лица Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и структурных подразделений территориальных органов ФССП России готовят необходимые материалы, оформляют доверенности, а также оказывают иное содействие лицам, осуществляющим судебную защиту.
2.10. Лица, осуществляющие судебную защиту, обеспечивают:
представление в порядке и в сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе в электронном виде по сети Интернет или по электронной почте, необходимых документов и доказательств в суды, а также лицам, участвующим в деле;
получение копий судебных актов, принятых в ходе рассмотрения споров, вытекающих из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, в том числе путем направления в соответствующие суды запросов о выдаче (высылке) копий судебных актов в случае их непоступления.
2.11. До подготовки проектов жалоб о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов, направляемых в Верховный Суд Российской Федерации по каждому спору, вытекающему из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, принятые в рамках его рассмотрения судебные акты изучаются на предмет наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации оснований для пересмотра судебных актов в порядке надзора.
2.12. При наличии соответствующих оснований готовятся проекты жалоб (кассационных, надзорных), которые до их направления в соответствующую инстанцию Верховного Суда Российской Федерации:
утверждаются в территориальных органах ФССП России - заместителями руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - заместителями главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, курирующими деятельность подразделений правового обеспечения, в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств - начальником Управления по исполнению особо важных исполнительных производств при условии соблюдения требований действующего законодательства Российской Федерации и юридико-технических норм;
представляются на согласование в Правовое управление не позднее чем за один календарный месяц до истечения срока обжалования, установленного законодательством Российской Федерации.
В иных случаях работа организуется с учетом положений пунктов 5.4 - 5.6 настоящего Положения.
2.13. Во всех случаях передачи жалоб о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, на рассмотрение в судебные коллегии (кассационная инстанция) или в Президиум Верховного Суда Российской Федерации (надзорная инстанция) судебная защита осуществляется территориальными органами ФССП России, а также Управлением по исполнению особо важных исполнительных производств во взаимодействии с Правовым управлением посредством:
представления в Правовое управление документов и доказательств, включая материалы исполнительных производств и (или) их копии, заверенные надлежащим образом;
направления в Правовое управление на согласование проектов отзывов и возражений на указанные жалобы, согласованные в территориальных органах ФССП России с заместителями руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - заместителями главных судебных приставов субъектов Российской Федерации, курирующими деятельность подразделений правового обеспечения, в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств - с начальником Управления по исполнению особо важных исполнительных производств;
оформления доверенностей на представление работниками Правового управления интересов территориальных органов Федеральной службы судебных приставов, Управления по исполнению особо важных исполнительных производств и (или) их должностных лиц.
III. Принятие решений о нецелесообразности участия в судебных заседаниях
3.1. Решение о нецелесообразности участия в судебном заседании принимается:
3.1.1. Заместителем руководителя территориального органа ФССП России, курирующим работу подразделения правового обеспечения, по исковым заявлениям (заявлениям), указанным в пункте 2.6 настоящего Положения.
3.1.2. Начальником подразделения правового обеспечения по исковым заявлениям (заявлениям), вытекающим из деятельности территориального органа ФССП России, указанным в пункте 2.5 настоящего Положения.
3.1.3. Начальником Управления по исполнению особо важных исполнительных производств по заявлениям, вытекающим из деятельности Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, указанным в пункте 2.5 настоящего Положения.
3.2. Решение о нецелесообразности участия в судебном заседании по подпункту 3.1.1 настоящего Положения принимается на основании мотивированной служебной записки начальника подразделения правового обеспечения, по подпункту 3.1.2 настоящего Положения - на основании служебной записки начальника структурного подразделения территориального органа - старшего судебного пристава, по подпункту 3.1.3 - на основании служебной записки работника Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, содержащей краткое изложение фабулы дела, хронологию принятия судебных актов, краткий анализ выводов судов, а также подтверждение наличия положительной перспективы рассмотрения спора.
3.3. Решение о нецелесообразности участия в судебном заседании принимается при наличии совокупности следующих условий:
суд, рассматривающий спор, расположен за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого действует данный территориальный орган;
командирование представителя данного территориального органа и (или) его структурного подразделения для участия в судебном заседании повлечет расходование значительных сумм денежных средств;
участие в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи не представляется возможным;
имеется положительная судебная перспектива рассмотрения спора;
имеется положительная для Федеральной службы судебных приставов судебная практика по данной категории споров;
рассматриваемый спор не относится к категориям, предусмотренным пунктом 2.13 настоящего Положения.
3.4. В случае принятия решения о нецелесообразности участия в судебном заседании лица, осуществляющие судебную защиту, обеспечивают направление необходимых документов и доказательств в суд, рассматривающий спор, а также ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
IV. Представление интересов Федеральной службы судебных приставов по спорам, вытекающим из деятельности Управления по исполнению особо важных исполнительных производств либо территориального органа ФССП России, работниками другого территориального органа ФССП России
4.1. Решение о представлении интересов Федеральной службы судебных приставов по спорам, вытекающим из деятельности одного территориального органа ФССП России, работниками другого территориального органа ФССП России принимается руководством центрального аппарата на основании мотивированной служебной записки руководителя территориального органа ФССП России, из деятельности которого вытекает спор.
Служебная записка, содержащая краткое изложение фабулы дела, хронологию принятия судебных актов, краткий анализ выводов судов, направляется в Правовое управление не позднее чем за семь рабочих дней до даты судебного заседания.
4.2. Решение о представлении интересов Федеральной службы судебных приставов по спорам, вытекающим из деятельности одного территориального органа ФССП России, работниками другого территориального органа ФССП России принимается при наличии совокупности следующих условий:
суд, рассматривающий спор, расположен за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого действует территориальный орган, из деятельности которого вытекает спор;
командирование представителя данного территориального органа и (или) его структурного подразделения для участия в судебном заседании повлечет расходование значительных сумм денежных средств;
участие в судебном заседании представителя данного территориального органа и (или) его структурного подразделения посредством видеоконференцсвязи не представляется возможным.
4.3. В случае принятия решения о представлении интересов Федеральной службы судебных приставов по спорам, вытекающим из деятельности одного территориального органа ФССП России, работниками другого территориального органа ФССП России территориальный орган ФССП России, из деятельности которого вытекает спор, обеспечивает:
направление в соответствующий территориальный орган ФССП России и в суд, рассматривающий спор, необходимых документов и доказательств, в том числе направление в указанный территориальный орган ФССП России копий искового заявления, отзыва на исковое заявление, имеющихся судебных актов;
оформление доверенностей на представление интересов территориального органа ФССП России, из деятельности которого вытекает спор, и (или) его должностных лиц.
4.4. В случае принятия решения о представлении интересов Федеральной службы судебных приставов по искам, вытекающим из деятельности одного территориального органа ФССП России, работниками другого территориального органа ФССП России, на территории действия которого расположен суд, представление информации в Правовое управление и в Министерство финансов Российской Федерации осуществляется территориальным органом, из деятельности которого вытекает спор, в порядке, предусмотренном настоящим Положением.
4.5. Решение о представлении интересов Управления по исполнению особо важных исполнительных производств по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) его должностных лиц работниками территориальных органов ФССП России, на территории действия которых расположен суд, рассматривающий дело, принимается директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации на основании служебной записки Управления по исполнению особо важных исполнительных производств.
В служебной записке должны содержаться краткое изложение фабулы дела, перечень и краткий анализ содержания принятых по делу судебных актов в хронологической последовательности.
Оригинал служебной записки с резолюцией директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации передается в Правовое управление в течение суток после принятия решения.
4.6. Решение о представлении интересов Федеральной службы судебных приставов по искам, вытекающим из деятельности Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, работниками территориальных органов ФССП России, на территории действия которых расположен суд, рассматривающий дело, принимается директором Федеральной службы судебных приставов - главным судебным приставом Российской Федерации на основании служебной записки Правового управления.
V. Принятие решений о заключении мировых соглашений и о нецелесообразности обжалования судебных актов
5.1. Решение о заключении мирового соглашения по искам, предъявленным к Федеральной службе судебных приставов и её территориальным органам, принимается руководством ФССП России.
5.2. Решение о заключении мирового соглашения принимается на основании мотивированной служебной записки руководителя территориального органа ФССП России, направляемой в Правовое управление не позднее чем за семь рабочих дней до даты судебного заседания, содержащей краткое изложение фабулы дела, хронологию принятия судебных актов, краткий анализ выводов судов, а также обоснование отсутствия перспективы дальнейшего обжалования, с приложением проекта мирового соглашения.
5.3. Решение о заключении мирового соглашения принимается при наличии совокупности следующих условий:
документально подтвержденного размера задолженности;
отрицательной судебной перспективы по спору;
негативной судебной практики по данной категории споров;
соблюдения истцом при подаче искового заявления срока исковой давности;
улучшения положения Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов по сравнению с перспективой вынесения судебного акта по существу спора.
5.4. Решение о нецелесообразности обжалования судебных актов принимается:
5.4.1. Руководством ФССП России по исковым заявлениям (заявлениям):
вытекающим из трудовых правоотношений;
вытекающим из действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, совершенных при ведении исполнительных производств, исполнение которых поставлено на контроль директора Федеральной службы судебных приставов - главного судебного пристава Российской Федерации;
вытекающим из действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата, включая Управление по исполнению особо важных исполнительных производств;
по которым цена иска на момент его предъявления составляет сумму от 1 млн. руб.;
по которым к участию в деле в качестве ответчика привлечено Правительство Российской Федерации и (или) Министерство юстиции Российской Федерации;
поставленным на контроль в Правовом управлении.
5.4.2. Руководителями территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главными судебными приставами субъектов Российской Федерации или их заместителями, курирующими деятельность подразделения правового обеспечения, - в иных случаях.
5.5. Решение о нецелесообразности обжалования судебных актов в случаях, предусмотренных пунктом 5.4.1 настоящего Положения, принимается на основании мотивированной служебной записки, направляемой в Правовое управление не позднее чем за пять рабочих дней до даты истечения срока на обжалование судебных актов, установленного законодательством Российской Федерации, содержащей краткое изложение фабулы дела, хронологию принятия судебных актов, краткий анализ выводов судов, обоснование отсутствия перспективы дальнейшего обжалования.
5.6. Решение о нецелесообразности обжалования судебных актов принимается при наличии совокупности двух и более условий, предусмотренных абзацами 2-6 пункта 5.3 настоящего Положения.
VII. Организация работы по судебной защите в аппарате управления территориального органа Федеральной службы судебных приставов
7.1. Организация судебной защиты по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов
7.1.1. Руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации:
принимают непосредственное участие в судебных заседаниях по социально значимым делам, а также по делам, вызвавшим общественный резонанс и затрагивающим деловую репутацию и авторитет Федеральной службы судебных приставов;
контролируют участие должностных лиц структурных подразделений в каждом судебном заседании об оспаривании постановлений, действий (бездействия) данных должностных лиц, а также работников подразделений правового обеспечения - в судебных заседаниях по спорам, предусмотренным пунктом 2.6 настоящего Положения;
контролируют обжалование решений судов, вынесенных не в пользу Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов;
принимают меры по устранению нарушений прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выявленных в ходе судебных заседаний (подготовки к судебным заседаниям).
7.1.2. Руководителем территориального органа ФССП России - главным судебным приставом субъекта Российской Федерации исполнение обязанностей по подпункту 7.1.1 настоящего Положения может быть возложено на заместителя, курирующего деятельность подразделения правового обеспечения.
7.1.3. Работники подразделений правового обеспечения принимают непосредственное участие в судебных заседаниях по спорам, предусмотренным пунктом 2.6 настоящего Положения.
7.1.4. Территориальные органы ФССП России в течение 10 дней после вынесения судебного акта в окончательной форме направляют в Министерство финансов Российской Федерации сведения, предусмотренные статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7.1.5. Территориальные органы ФССП России принимают меры по возврату денежных средств, взысканных за счет казны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, её территориальных органов, в том числе путем предъявления регрессных исков к лицам, виновным во взыскании указанных денежных средств.
7.1.6. В случаях, когда постановления, действия (бездействие) должностных лиц территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений признаны судами незаконными и (или) привели к взысканию денежных средств за счет казны Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, её территориальных органов, а также в случаях неучастия должностных лиц в судебных заседаниях или непринятия мер по обжалованию судебных актов, вынесенных не в пользу Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, руководители территориальных органов Федеральной службы судебных приставов - главные судебные приставы субъектов Российской Федерации рассматривают вопрос о проведении служебных проверок в отношении указанных должностных лиц.
Вопрос о целесообразности проведения служебных проверок рассматривается с учетом сроков проведения служебных проверок и привлечения к дисциплинарной ответственности, установленных законодательством Российской Федерации.
Проведение служебных проверок нецелесообразно, если из материалов дела явно усматривается отсутствие нарушений в действиях соответствующих должностных лиц территориальных органов ФССП России.
7.1.7. В случае принятия судебных актов об отказе в удовлетворении исковых требований, предъявленных к ФССП России, территориальные органы ФССП России, из деятельности которых вытекают соответствующие споры, обеспечивают в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, возмещение судебных расходов, понесенных территориальными органами ФССП России в связи с рассмотрением указанных исковых требований.
7.1.8. В случае, если Верховный Суд Российской Федерации принимает судебный акт с указанием на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов, территориальные органы ФССП России проводят работу по направлению в соответствующие суды заявлений о пересмотре вступивших в законную силу судебных актов, принятых не в пользу Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
7.2. Организация анализа работы территориальных органов Федеральной службы судебных приставов по судебной защите
7.2.1. Не реже одного раза в полугодие в территориальных органах ФССП России проводится анализ состояния работы по судебной защите и составление по результатам проведенного анализа соответствующих справок, а также заполнение таблиц в формате Microsoft Excel (приложения NN 2, 3, 6 к настоящему Положению):
по искам, вытекающим из деятельности соответствующих территориальных органов ФССП России;
по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц соответствующих территориальных органов ФССП России и их структурных подразделений.
Данные, указанные в приложениях NN 2, 3 к настоящему Положению, должны соответствовать данным ведомственной статистической отчетности.
7.2.2. Справки, указанные в пункте 7.2.1 настоящего Положения, в обязательном порядке должны содержать анализ:
причин и условий, способствовавших увеличению (уменьшению) количества предъявленных и (или) удовлетворенных заявлений и исков, а также сумм предъявленных и (или) удовлетворенных исковых требований;
фактических оснований, побудивших истцов (заявителей) к обращению в суды с соответствующими заявлениями;
мотивов (со ссылками на конкретные нормы законодательства), которыми руководствовались суды при принятии судебных актов (в том числе об удовлетворении и об отказе в удовлетворении заявленных требований;
наиболее интересных и сложных примеров судебной практики с участием Федеральной службы судебных приставов, её территориальных органов и их должностных лиц;
практики применения рекомендаций центрального аппарата по судебной защите;
влияния затрагивающих компетенцию Федеральной службы судебных приставов постановлений и информационных писем Пленума и Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также актов данных судов, принятых в порядке надзора, на складывающуюся судебную практику;
влияния изменений законодательства на складывающуюся судебную практику.
Кроме того, в аналитических справках должна содержаться информация по делам, пересмотренным Верховным Судом Российской Федерации по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.
7.2.3. Справки и таблицы, указанные в пункте 7.2.1 настоящего Положения, не позднее 10 января (за истекший год) и 10 июля (за прошедшее полугодие) направляются:
в территориальные органы ФССП России, осуществляющие функции по координации деятельности территориальных органов ФССП России, расположенных в пределах федерального округа (далее - координирующие территориальные органы), в соответствии с распоряжением Федеральной службы судебных приставов от 28.12.2009 N 49-р "О мерах по совершенствованию координации деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов в пределах федерального округа";
в Правовое управление.
7.2.4. Координирующие территориальные органы анализируют, обобщают и проверяют достоверность данных, отраженных в справках и таблицах, представленных территориальными органами ФССП России, в соответствии с пунктом 7.2.3 настоящего Положения.
По результатам проведенного анализа координирующие территориальные органы:
составляют справки и заполняют таблицы в формате Microsoft Excel (приложения NN 2, 3, 6 к настоящему Положению), в которых должны содержаться сведения о результатах работы территориальных органов ФССП России по судебной защите в соответствующем федеральном округе в соответствии с пунктами 7.2.1, 7.2.2 настоящего Положения;
не позднее 20 января (за прошедший год) и 20 июля (за прошедшее полугодие) справки и таблицы в формате Microsoft Excel (приложения NN 2, 3, 6 к настоящему Положению), содержащие сведения о результатах работы территориальных органов ФССП России в соответствующем федеральном округе, размещаются в сервисе поручений центрального аппарата на ведомственном служебном портале АИС ФССП России.
7.2.5. Справки и таблицы, указанные в пунктах 7.2.1, 7.2.4 настоящего Положения, формируются в отдельные номенклатурные дела "Аналитические материалы по искам, вытекающим из деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов" и "Аналитические материалы по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов".
7.2.6. В случае увеличения количества заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, принятых судами к производству в отчетном месяце, на 50 и более процентов по сравнению с количеством заявлений, принятых судами к производству в предыдущем месяце, территориальные органы ФССП России до 10 числа месяца, следующего за отчетным, размещают в сервисе поручений центрального аппарата на ведомственном служебном портале АИС ФССП России соответствующие аналитические справки и таблицы (приложение N 4 к настоящему Положению).
VIII. Организация работы по судебной защите в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов
8.1. Контроль за осуществлением судебной защиты непосредственно в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств обеспечивает начальник Управления по исполнению особо важных исполнительных производств.
8.2. При поступлении судебных повесток или определений судов о принятии к производству заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, а также иных документов, относящихся к рассмотрению указанных заявлений, в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств осуществляется регистрация и учет указанных документов в установленном порядке.
8.3. Лицо, осуществляющее судебную защиту, не позднее трех дней до даты судебного заседания направляет в Правовое управление на согласование проект отзыва (возражений) по заявлениям, указанным в пункте 2.5 настоящего Положения.
8.4. Начальник Управления по исполнению особо важных исполнительных производств:
осуществляет контроль за полным и своевременным внесением информации в ПК ОСП АИС ФССП России об оспаривании в суде постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Управления по исполнению особо важных исполнительных производств (прикрепление заявлений, отзывов (возражений), судебных актов);
обеспечивает участие лиц, осуществляющих судебную защиту, в судебных заседаниях по рассмотрению заявлений, указанных в пункте 2.5 настоящего Положения;
контролирует обжалование решений судов, вынесенных не в пользу Федеральной службы судебных приставов, во всех судебных инстанциях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
принимает меры по устранению нарушений прав и законных интересов граждан и юридических лиц, выявленных в ходе судебных заседаний (подготовки к судебным заседаниям).
8.5. В случаях, когда постановления, действия (бездействие) должностных лиц Управления по исполнению особо важных исполнительных производств признаны судом незаконными, а также в случаях неучастия должностных лиц Управления по исполнению особо важных исполнительных производств в судебных заседаниях или непринятия мер по обжалованию судебных актов, вынесенных не в пользу Федеральной службы судебных приставов, начальник Управления по исполнению особо важных исполнительных производств инициирует проведение служебных проверок в отношении должностных лиц Управления по исполнению особо важных исполнительных производств, допустивших установленные судом нарушения законодательства Российской Федерации.
Вопрос о целесообразности проведения служебных проверок рассматривается с учетом сроков проведения служебных проверок и привлечения к дисциплинарной ответственности, установленных законодательством Российской Федерации.
Проведение служебных проверок нецелесообразно, если из материалов дела явно усматривается отсутствие нарушений в действиях соответствующих должностных лиц Управления по исполнению особо важных исполнительных производств.
8.6. Начальником Управления по исполнению особо важных исполнительных производств исполнение обязанностей по пункту 8.4 настоящего Положения может быть возложено на заместителя, курирующего деятельность Управления по исполнению особо важных исполнительных производств по осуществлению судебной защиты.
8.7. Не реже одного раза в полугодие Правовым управлением проводится анализ состояния работы по судебной защите в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств.
IX. Учет информации о спорах, вытекающих из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов
9.1. Учет информации о спорах, вытекающих из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, осуществляется после их принятия к производству судами (то есть после вынесения соответствующего определения).
9.2. Ведение ведомственной статистической отчетности по спорам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, осуществляется в соответствии с приказами ФССП России об утверждении форм ведомственной статистической отчетности.
Не подлежат включению в ведомственную статистическую отчетность заявления, не касающиеся оспаривания законности действий (бездействия) должностных лиц ФССП России, такие как:
об освобождении от наложенного ареста (исключении из описи) имущества, на которое обращено взыскание по исполнительному документу;
об определении размера задолженности по алиментам и (или) индексации размера алиментов;
о выдаче дубликата исполнительного листа;
о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения и др.
9.3. Документами первичного статистического учета в рамках организации и осуществления судебной защиты являются:
9.3.1. В структурном подразделении, а также в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств:
- прошитая и пронумерованная книга учёта заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, поданных в суды Российской Федерации (приложение N 5 к настоящему Положению);
- электронная база данных раздела ПК ОСП АИС ФССП России "Оспаривание действий (бездействия) должностных лиц ФССП России".
9.3.2. В аппарате управления территориального органа ФССП России, а также в Правовом управлении:
- реестр исков, расположенный на ведомственном служебном портале АИС ФССП России (сервис "Судебная практика (реестр исков)");
- электронная база данных раздела ПК ОСП АИС ФССП России "Оспаривание действий (бездействия) должностных лиц ФССП России".
9.4. Реестры и книги учета, предусмотренные пунктом 9.3 настоящего Положения, ведутся на основании заявлений, иных документов, связанных с их рассмотрением, судебных актов, принятых в связи с их рассмотрением. Информация вносится в указанные документы первичного учета (электронные базы данных АИС ФССП России) не позднее дня, следующего за днем её поступления.
Данные ведомственной статистической отчетности, утвержденной в установленном порядке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в электронных базах данных АИС ФССП России.
9.4.1. В структурном подразделении, а также в Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств номенклатурные дела "Материалы по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, принятым к производству судами Российской Федерации" формируются из копий документов, подготавливаемых и поступающих в связи с рассмотрением соответствующих заявлений.
Подлинники указанных документов хранятся в материалах соответствующих исполнительных производств.
9.4.2. В аппарате управления территориального органа ФССП России формируются следующие номенклатурные дела:
- "Материалы по искам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, предъявленным к Правительству Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов и её территориальным органам";
- "Материалы по искам, предъявленным от имени Федеральной службы судебных приставов и её территориальных органов, принятым к производству судами Российской Федерации";
- "Материалы по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц аппарата управления территориального органа ФССП России, принятым к производству судами Российской Федерации".
9.4.3. В Правовом управлении формируются следующие номенклатурные дела:
- "Материалы по заявлениям об оспаривании постановлений, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата ФССП России, принятым к производству судами Российской Федерации" (за исключением должностных лиц Управления по исполнению особо важных исполнительных производств);
- "Материалы по искам, вытекающим из деятельности Федеральной службы судебных приставов, предъявленным к Правительству Российской Федерации, Министерству юстиции Российской Федерации, Федеральной службе судебных приставов и её территориальным органам";
- "Материалы по искам, предъявленным от имени Федеральной службы судебных приставов, принятым к производству судами Российской Федерации".
9.5. Правовое управление контролирует наполнение территориальными органами ФССП России реестра исков на ведомственном служебном портале АИС ФССП России (сервис "Судебная практика (реестр исков)"), а также осуществляет контроль за ведением учета в разделе ПК ОСП АИС ФССП России "Оспаривание действий (бездействия) должностных лиц ФССП России" территориальными органами ФССП России и Управлением по исполнению особо важных исполнительных производств.
9.6. Не реже одного раза в полугодие территориальные органы ФССП России организуют взаимодействие с судами по проведению сверок данных статистического учёта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.