Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 18-АПГ15-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И., судей Абакумовой И.Д. и Калининой Л.А.,
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО "НЕРУДМА" на решение Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 января 2012 г. N 50 "Об утверждении положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная горка".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя ООО "НЕРУДМА" Руденко Е.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения против удовлетворения апелляционной жалобы представителя Администрации Краснодарского края Гонтаря А.О. и представителя Министерства природных ресурсов Краснодарского края Катрычко С.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 января 2012 г. главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление N 50 "Об утверждении положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная горка".
Пунктом 1 названного Постановления утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" и его границы (далее - Положение).
Постановлением Главы администрации (Губернатором) Краснодарского края от 15 февраля 2012 г. N 150 в Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная Горка" внесены изменения путем изложения разделов 1 - 7 в новой редакции.
ООО "Нерудма" обратилось в суд с заявлением о признании недействующим со дня его принятия постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30 января 2012 г. N 50 "Об утверждении положения о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения "Красная горка" (в редакции постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 февраля 2012 г. N 150) в части включения в границы заказника "Красная Горка" участка, предоставленного ООО "Нерудма" в недропользование согласно лицензии серии КРД N 80215 от 30 июля 2010 г.
В обоснование заявленных требований ООО "Нерудма" (далее - Общество) указало, что 30 июля 2010 г. департаментом строительства Краснодарского края Обществу выдана лицензия серии КРД N 80215 с целевым назначением и видами работ - добыча известняка на Гостагаевском месторождении. Участок недр расположен в 6 км восточнее станицы Гостагаевская города-курорта Анапа Краснодарского края и имеет статус горного отвода. Согласно Приложению N 6 к лицензии информация о наличии в границах лицензионного участка особо охраняемых природных территорий, участков ограниченного и запрещенного землепользования отсутствует.
По мнению заявителя, оспариваемый акт нарушает его права, свободы и законные интересы, поскольку в границы государственного природного заказника регионального значения "Красная Горка" включен участок недр, ранее предоставленный Обществу в недропользование по результатам аукциона. Согласно условиям лицензии и приложений к ней, участок недр предоставлен юридическому лицу без ограничения ведения хозяйственной деятельности, в условиях лицензии отсутствуют сведения о предоставленном участке, как об участке, включенном в границы регионального заказника и, соответственно, являющимся особо охраняемой природной территорией.
Кроме того, отсутствует документальное подтверждение согласования включения в границы заказника "Красная Горка" земельного участка с его собственником, то есть муниципальным образованием город-курорт Анапа, а также с ООО "Нерудма".
Решением Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2014 года заявление ООО "Нерудма" оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ООО "Нерудма" просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Как следует из материалов настоящего дела и установлено судом, решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05 февраля 1986 г. N 64 "О перезакреплении, частичном изменении границ охотничьих хозяйств края и продлении срока пользования ими на 1986 - 1995 годы" образован государственный охотничий заказник "Красная Горка". Согласно Приложению N 1 к данному решению определены и утверждены перечень и описание границ заказника "Красная горка".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 591-р "Об утверждении Перечня особо охраняемых природных территорий (природных объектов) побережий Черного и Азовского морей, имеющих федеральное значение" государственный заказник "Красная Горка" получил статус федерального в существующих границах, но в ведомственной принадлежности администрации Краснодарского края (приложение 1).
В рамках исполнения указанного Распоряжения Правительства Российской Федерации главой администрации Краснодарского края принято постановление от 06 июля 1998 г. N 371 "О мерах по повышению эффективности охраны, воспроизводства и рационального использования объектов охоты на территории Краснодарского края".
Пунктом 5 данного Постановления продлен срок действия решения исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05 февраля 1986 г. N 64 в части закрепления территорий (приложение 1) за государственными зоологическими заказниками управления охотничьего хозяйства администрации края до 2020 года и обеспечения их финансирования за счет средств краевого бюджета.
В соответствии с Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях", приказом Департамента по охране, контролю и регулированию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации от 03 марта 1994 г. N 21 "О переименовании государственных заказников" и постановлением главы администрации Краснодарского края от 02 декабря 1999 г. N 852 "Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края" Управлением по охране, контролю и регулированию численности охотничьих животных по Краснодарскому краю департамента госохотресурсов Минсельхозпрода РФ утверждено Положение о государственном краевом зоологическом заказнике "Красная Горка".
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 685-р распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 апреля 1996 г. N 591-р признано утратившим силу, в связи с чем, заказник "Красная Горка" получил статус регионального.
На основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. N 685-р и в соответствии с актом передачи от 24 ноября 2011 г., имевшаяся в распоряжении управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея информация о государственном краевом заказнике "Красная горка", включающая копию Положения о заказнике, описание его границ, и решение Исполнительного комитета Анапского районного Совета народных депутатов "О выделении земельного участка госзаказнику "Красная горка" госохотинспекции Краснодарского крайисполкома, переданы Департаменту природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края, осуществлявшему на тот момент функции управления особо охраняемыми природными территориями краевого значения.
Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав приведенные выше акты, с учетом установленных обстоятельств по делу, пришел к правильному выводу о том, что зоологический заказник "Красная Горка" образован решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05 февраля 1986 г. N 64. В последующем нормативными правовыми актами, касающимися данной территории, в том числе оспариваемым Постановлением, организационно-правовая форма государственного природного заказника регионального значения "Красная Горка" приводилась в соответствие с действующим законодательством.
Согласно статье 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 14 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 г. N 42 предусмотрено, что описание местоположения границ зон с особыми условиями использования территорий должны быть выполнены в виде списка координат характерных точек.
Как установлено судом, для внесения соответствующих сведений в кадастр необходима информация о границах особо охраняемой природной территории в географической системе координат или системе координат МСК-23, которая была получена в результате подготовки материалов комплексного экологического обследования, на основании границ государственного природного заказника "Красная горка", утвержденных решением исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 05 февраля 1986 г. N 64.
По указанным материалам проведена государственная экологическая экспертиза, заключение которой утверждено приказом Департамента природных ресурсов и государственного экологического контроля Краснодарского края от 12 октября 2011 г. N 184-ЭК "Об утверждении заключения государственной экологической экспертизы".
Текстовые границы заказника "Красная Горка" оцифрованы и нанесены на актуальную картографическую основу (материалы дистанционного зондирования, масштаба 1:10000, аэрофотосъемка 2007 г.) ФГУП "Госземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ с помощью геоинформационной системы Mapinfo professional 8.5.
Таким образом, природный заказник "Красная горка" был создан как охотничий, основной целью которого является сохранение, восстановление и воспроизводство ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении видов животных, охрана их среды обитания, условий размножения и путей миграции, поддержание целостности естественных сообществ, что подтверждено материалами государственной экологической экспертизы.
Режим охраны заказника "Красная горка" не претерпевал изменений с момента его создания.
Судебная коллегия находит верным суждение суда о том, что проведение согласования с органами муниципальных образований, на территории которых расположен заказник, при утверждении Положения о государственном природном заказнике регионального значения "Красная Горка" не требовалось, так как оспариваемым актом лишь утверждено данное Положение, в котором закреплен и подтвержден правовой статус ранее созданного заказника. При этом в оспариваемом Постановлении не содержится сведений об установлении статуса вновь образованного государственного природного заказника регионального значения и особо охраняемой природной территории краевого значения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что оспариваемым Постановлением заказник не создавался, его границы, категория и режим не изменялись, а лишь приведены в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.
Данный вывод суда, основан на анализе действующего законодательства и материалах дела и оснований для признания его незаконным и необоснованным не имеется.
Ссылки в апелляционной жалобе на наличие лицензии на пользование недрами не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Краснодарского краевого суда от 11 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "НЕРУДМА" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 18-АПГ15-4
Текст определения официально опубликован не был