Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 46-АПГ15-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н. и Борисовой Л.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СК СТРОНЖ"
об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СК СТРОНЖ"
на решение Самарского областного суда от 8 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя губернатора Самарской области Ивлиеву И.О., представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области Панфилову И.В., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "СК СТРОНЖ" (далее - ООО "СК СТРОНЖ", общество) обратилось в Самарский областной суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101179:504 равной его рыночной стоимости в размере 72 440 000 руб. 00 коп.
К участию в деле привлечены правительство Самарской области и федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области).
Решением Самарского областного суда от 8 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции указал, что обществом не представлено доказательств определения рыночной стоимости земельного участка на ту же дату, на которую определена актуальная кадастровая стоимость земельного участка, а также то, что вид разрешенного использования земельного участка, который учитывался в отчете оценщика, представленного обществом, отличается от вида разрешенного использования земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
В апелляционной жалобе ООО "СК СТРОНЖ" просит отменить решение суда в связи с нарушением норм процессуального права, выразившемся в необоснованном отклонении судом ходатайства общества о назначении по делу судебной экспертизы об установлении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 25 ноября 2013 г., и принять по делу новое решение.
Правительство Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
ООО "СК СТРОНЖ" о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено своевременно и в надлежащей форме, представитель в судебное заседание не явился. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
ООО "СК СТРОНЖ" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 63:09:0101179:504 общей площадью 27 570 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский р-н, ул. Юбилейная, д. 40 (далее - земельный участок), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 9 января 2014 г. серии 63-АЛ N 167858.
Согласно акту определения кадастровой стоимости земельного участка от 25 ноября 2013 г., утвержденного ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области, кадастровая стоимость земельного участка определена в размере 155 315 595 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной, не соответствует его рыночной стоимости и нарушает его права как налогоплательщика, общество обратилось в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - комиссия), созданную в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 6 февраля 2012 г. N П/48.
Решением комиссии от 2 октября 2014 г. N 14/28с-2 заявление ООО "СК СТРОНЖ" отклонено, поскольку рыночная стоимость земельного участка, определенная в отчете об оценке земельного участка от 21 июля 2014 г. N 2014.06-571, выполненным по заказу ООО "СК СТРОНЖ" закрытым акционерным обществом "Агентство оценки "Гранд Истейт" (далее - отчет N 2014.06-571), отличается от кадастровой стоимости земельного участка более чем на 30%.
Комиссией также установлено, что оформление и содержание отчета N 2014.06-571 не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, что существенно влияет на правильность определения итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. Кроме того, в решении Комиссии отмечено, что положительное экспертное заключение от 31 июля 2014 г. N 715/Н-14, подготовленное на отчет N 2014.06-571 некоммерческим партнерством саморегулируемая организация "Свободный Оценочный Департамент", не соответствует требованиям, предъявляемым к нему законодательством.
Общество обратилось с указанным выше заявлением в суд.
Согласно положениям статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) самостоятельным основанием пересмотра кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 11 названного Федерального закона итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке такого объекта.
Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. В связи с этим, рыночная стоимость, которая подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена на произвольную дату.
В силу положений статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
При этом датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в названном случае является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с поименованной статьей.
Пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 12 августа 2006 г. N 222 (далее - Методические указания) предусмотрено, что в случае, когда образование нового земельного участка, изменение площади земельного участка, изменение вида разрешенного использования земельного участка, перевод земельного участка из одной категории в другую, отнесение земельного участка к определенной категории земель или включение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке происходят (произошли) после даты, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки и до утверждения ее результатов, кадастровая стоимость указанных земельных участков определяется заново после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов.
Согласно пункту 2.6 Методических рекомендаций в случае изменения площади земельного участка или его вида разрешенного использования, или перевода земельного участка из одной категории в другую, или отнесения земельного участка к определенной категории земель кадастровая стоимость такого земельного участка определяется на дату внесения сведений об изменении указанных характеристик земельного участка в государственный кадастр недвижимости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункту 2.6 Методических рекомендаций" имеется в виду "пункту 2.6 Методических указаний"
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Самарской области от 13 ноября 2013 г. N 610 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:09:0101179:504 по состоянию на 1 января 2013 г. определена в размере 60 598 860 руб., исходя из вида разрешенного использования земельного участка "для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации высотной гостиницы".
Вместе с тем, 25 июля 2013 г. в государственный кадастр недвижимости внесены изменения, согласно которым указанный вид разрешенного использования земельного участка был изменен на "многоквартирные многоэтажные жилые дома с обеспечением машиноместами от 2/3 количества квартир в доме с встроено-пристроенными помещениями делового, культурного и обслуживающего назначения (только из тех видов разрешенного использования, которые предусмотрены настоящей статьей)" (первая группа видов разрешенного использования).
В соответствии с пунктами 2.3.2 и 2.4 Методических рекомендаций кадастровая стоимость земельного участка определена по состоянию на 25 июля 2013 г. в размере 155 315 595 руб., и на основании акта ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области об определении кадастровой стоимости от 25 ноября 2013 г. сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пунктами 2.3.2 и 2.4 Методических рекомендаций" имеется в виду "пунктами 2.3.2 и 2.4 Методических указаний"
Между тем, рыночная стоимость земельного участка определена в отчете N 2014.06-571 по состоянию на 1 января 2013 г., то есть на дату, отличную от даты внесения сведений об объекте недвижимости в государственный кадастр недвижимости, которые послужили причиной для определения его кадастровой стоимости.
Следовательно, отчет N 2014.06-571 не подтверждает итоговую рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую в соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности установлена его кадастровая стоимость.
Довод апелляционной жалобы о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в отказе в назначении судебной экспертизы для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 25 июля 2013 г. подлежит отклонению, поскольку в силу статьи 79 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данный вопрос отнесен к полномочиям суда, рассматривающего дело, исходя из его конкретных обстоятельств.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, которые в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы являться основанием для отмены решения суда.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, в связи с чем оснований для отмены решения суда не усматривается.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 8 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СК СТРОНЖ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 46-АПГ15-4
Текст определения официально опубликован не был