Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. N 60-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Борисовой Л.В. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам Законодательного Собрания Камчатского края и губернатора Камчатского края на решение Камчатского краевого суда от 15 декабря 2014 года, которым удовлетворено заявление заместителя прокурора Камчатского края о признании недействующим пункта 5 части 2 статьи 5 закона Камчатского края от 9 июня 2013 года N 260 "Об отдельных вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Камчатском крае".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
22 мая 2013 года постановлением Законодательного Собрания Камчатского края N 423 принят, а 9 июня 2013 года губернатором Камчатского края подписан закон Камчатского края N 260 "Об отдельных вопросах в сфере охраны здоровья граждан в Камчатском крае" (далее - Закон Камчатского края), который опубликован в "Официальных Ведомостях" от 11 июня 2013 года N 121.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 5 Закона Камчатского края к условиям, создаваемым органами местного самоуправления муниципальных образований для оказания медицинской помощи населению на территории соответствующего муниципального образования, относится стимулирование привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе путём предоставления медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Заместитель прокурора Камчатского края обратился в суд с заявлением о признании указанной нормы недействующей, как принятой с нарушением полномочий органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов на создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях.
Решением Камчатского краевого суда от 15 декабря 2014 года заявление заместителя прокурора Камчатского края удовлетворено.
В апелляционных жалобах Законодательное Собрание Камчатского края и губернатор Камчатского края просят решение суда отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
Согласно пунктам 1 и 7 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в сфере охраны здоровья относятся:
создание условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ);
создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.
Статьёй 5 Закона Камчатского края предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных образований за счёт средств местных бюджетов создают условия для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Камчатского края в пределах полномочий, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ (часть 1).
При этом к условиям, создаваемым органами местного самоуправления муниципальных образований для оказания медицинской помощи населению на территории соответствующего муниципального образования, относится стимулирование привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе путём предоставления медицинским и фармацевтическим работникам медицинских организаций жилых помещений муниципального жилищного фонда (пункт 5 части 2).
В пределах своих полномочий органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, а также создавать иные условия для оказания медицинской помощи населению, не предусмотренные указанной статьёй (часть 3).
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 15 и пунктами 1, 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ составление и рассмотрение проектов бюджетов муниципального района и городского округа, утверждение и исполнение бюджетов муниципального района и городского округа, осуществление контроля за их исполнением, составление и утверждение отчётов об исполнении бюджетов муниципального района и городского округа, а также владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района и городского округа, отнесены к вопросам местного значения данных муниципальных образований, в целях решения которых их органы местного самоуправления обладают полномочием на издание муниципальных правовых актов (пункт 1 части 1 статьи 17 указанного Федерального закона).
Одним из принципов, на котором основана бюджетная система Российской Федерации, является принцип самостоятельности бюджетов, который согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации означает, в том числе право органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
Пунктами 1-3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам (абзац 2 пункта 1); принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий (абзац 3 пункта 1).
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце 2 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзаце 3 пункта 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счёт и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьёй 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд пришёл к правильному выводу о противоречии пункта 5 части 2 статьи 5 Закона Камчатского края пункту 7 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ в силу того, что создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях, в том числе определение конкретного перечня таких условий, их видов и форм, отнесено исключительно к полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, поэтому Законодательное Собрание Камчатского края полномочия на осуществление правового регулирования по данному вопросу не имело.
Доводы апелляционных жалобы Законодательного Собрания Камчатского края и губернатора Камчатского края об отсутствии нарушений полномочий органов местного самоуправления основаны на неверном толковании норм материального права.
При реализации полномочия на создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях органы местного самоуправления в соответствии с пунктом 7 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ руководствуются Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, а не территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и законом субъекта Российской Федерации, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ применительно к полномочию органов местного самоуправления по созданию условий для оказания медицинской помощи населению.
Для реализации полномочия на создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты.
К такому выводу пришёл и суд первой инстанции, с которым Судебная коллегия соглашается.
Также являются несостоятельными доводы апелляционных жалоб о том, что в части 2 статьи 5 Закона Камчатского края раскрывается содержание конкретных условий, создаваемых для оказания медицинской помощи населению, поскольку условия, создание которых отнесено исключительно к полномочиям органов местного самоуправления, в такой перечень включены быть не могут.
Доводы Законодательного Собрания Приморского края об отсутствии тождественности в терминах "создание благоприятных условий в целях привлечения работников" и "стимулирование их привлечения для работы" Судебной коллегией отклоняются как необоснованные.
Других доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционные жалобы не содержат.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 15 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционные жалобы Законодательного Собрания Камчатского края и губернатора Камчатского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 апреля 2015 г. N 60-АПГ15-1
Текст определения официально опубликован не был