Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N 89-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 18 декабря 2014 года, которым ему отказано в удовлетворении заявления об оспаривании в части пунктов (строк) 1, 2, 4-6, 10 и 12-14 Приложения N 1 "Сроки осуществления охоты в общедоступных и закреплённых охотничьих угодьях Тюменской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения" к Параметрам осуществления в Тюменской области охоты в охотничьих угодьях, являющихся приложением N 2 к постановлению губернатора Тюменской области от 30 ноября 2012 года N 168 "Об определении в Тюменской области видов разрешённой охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., возражения против удовлетворения апелляционного представления представителя губернатора Тюменской области Дражиной И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 ноября 2012 года губернатором Тюменской области принято постановление N 168 "Об определении в Тюменской области видов разрешённой охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях", официально опубликованное 7 декабря 2012 года на сайте органов государственной власти Тюменской области в сети "Интернет" по адресу: http://www.admtyumen.ru и в издании "Тюменская область сегодня" от 28 декабря 2012 года N 240.
Пунктом 1.2 указанного постановления определены параметры осуществления в Тюменской области охоты в охотничьих угодьях.
Приложением N 1 к данным параметрам (в редакции постановления губернатора Тюменской области от 7 августа 2014 года N 96) предусмотрены следующие сроки осуществления охоты в общедоступных и закреплённых охотничьих угодьях Тюменской области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения:
Прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими пунктов (строк) 1, 2, 4-6, 10 и 12-14 в части разделения сроков осуществления охоты в зависимости от видов охотничьих угодий, ссылаясь на то, что такое разделение противоречит части 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 10, пункту 5 части 1 статьи 22, статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также Правилам охоты, утверждённым приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 512.
Решением Тюменского областного суда от 18 декабря 2014 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционном представлении поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены решения суда не находит и считает его правильным.
В соответствии с пунктами "в", "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" основой осуществления охоты и сохранения охотничьих ресурсов являются правила охоты, которыми в целях обеспечения сохранения охотничьих ресурсов и их рационального использования устанавливаются ограничения охоты, предусмотренные статьёй 22 этого же Федерального закона, а также иные параметры осуществления охоты.
Одним из таких ограничений является определение сроков охоты (пункт 5 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ).
Следовательно, вывод суда о том, что параметры осуществления охоты включают ограничения охоты, к которым относится определение сроков охоты, является правильным.
Под охотничьими угодьями согласно пункту 15 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ понимаются территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
В соответствии с частью 2 статьи 7 этого же Федерального закона охотничьи угодья подразделяются на угодья, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (закреплённые), а также на те, в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты (общедоступные).
Полномочие по определению видов разрешённой охоты и параметров осуществления охоты в охотничьих угодьях на территории субъекта Российской Федерации, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 23 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ на основе правил охоты высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) определяет виды разрешённой охоты и параметры осуществления охоты в соответствующих охотничьих угодьях.
При этом пунктом 4 части 2 этой же статьи предусмотрено согласование уполномоченным федеральным органом исполнительной власти введение органами государственной власти субъекта Российской Федерации ограничений охоты.
Как следует из материалов дела, установленные в оспариваемых положениях ограничения охоты с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласованы, что прокурором не оспаривается.
В этой связи суд обоснованно указал на то, что право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации определять параметры осуществления охоты, в том числе сроки охоты как в закреплённых, так и в общедоступных охотничьих угодьях прямо предусмотрено указанным Федеральным законом.
Отказывая прокурору в удовлетворении заявления, суд обоснованно исходил из того, что в Федеральном законе от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ, Правилах охоты запрет на определение сроков осуществления охоты в зависимости от видов охотничьих угодий (за исключением пункта 39.1 Правил) отсутствует.
Суд правомерно посчитал, что подобное правовое регулирование, напротив, способствует более рациональному использованию охотничьих ресурсов.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционном представлении, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тюменского областного суда от 18 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Тюменской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2015 г. N 89-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был