Определение Верховного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N 307-КГ15-1408
Судья Верховного Суда Российской Федерации Разумов И.В.,
изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (далее - управление, антимонопольный орган) на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 по делу N А66-13885/2013 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2014 по тому же делу, установил:
Министерство экономического развития Тверской области (далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным пункта 1 решения управления от 05.08.2013 по делу N 04-6/1-2-2013.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 03.02.2014 в удовлетворении заявления министерства отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2014 решение суда первой инстанции отменено, пункт 1 оспариваемого решения антимонопольного органа признан недействительным.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.12.2014 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными постановлениями судов апелляционной инстанции и округа, управление обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой просит названные судебные акты отменить.
При изучении доводов кассационной жалобы управления по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи на рассмотрение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Основанием для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В кассационной жалобе антимонопольный орган указывает, в частности, на то, что при рассмотрении настоящего дела арбитражными судами апелляционной инстанции и округа было допущено нарушение норм материального права такого рода.
Оспариваемым решением управления признаны нарушающими часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) действия министерства, которое путем издания приказов от 19.09.2012 N 123-нп и от 18.10.2012 N 132-нп допустило расходование бюджетных средств, выделенных подведомственным автономным учреждениям в виде субсидий, при осуществлении ими закупок услуг для государственных нужд Тверской области в обход требований Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), т.е. без проведения открытых торгов, что, в свою очередь, создало условия для ограничения конкуренции.
Суд первой инстанции, разрешая спор, признал действия министерства незаконными, повлекшими последствия, предусмотренные частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, направленными на удовлетворение государственных нужд субъекта Российской Федерации с нарушением процедур, предусмотренных Законом N 94-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции счел, что при создании автономного учреждения и финансировании его деятельности, действующее законодательство не было нарушено, антимонопольный орган не обосновал наступление или возможность наступления реальных негативных последствий для конкурентной среды.
Арбитражный суд округа согласился с выводами суда апелляционной инстанции.
Выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными постановлениями, управление ссылается неправильное применение судами статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Закона N 94-ФЗ, согласно которым размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд субъекта Российской Федерации производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
По мнению заявителя, фактическое содержание закупки свидетельствует о том, что в рассматриваемом случае приобретались услуги для государственных нужд Тверской области, что исключало возможность применения к такой закупке Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Антимонопольный орган полагает, что достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.
Приведенные доводы кассационной жалобы управления заслуживают внимания, в связи с чем, жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 17 июня 2015 года на 12 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.В. Разумов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 21 мая 2015 г. N 307-КГ15-1408
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
04.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8462/14
27.11.2014 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13885/13
19.08.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2428/14
14.07.2014 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-2428/14
03.02.2014 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13885/2013