Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15 мая 2015 г. N 310-ЭС14-7828 Суд отменил ранее вынесенные судебные решения и направил дело о взыскании убытков на новое рассмотрение, поскольку суды оставили без должной оценки доводы ответчика о нерациональности использования перевозчиком производственных ресурсов и необоснованности включения им в расходы ставок на оплату услуг железной дороги, что повлекло увеличение затрат общества

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Общество обратилось в суд с целью взыскать убытки - разницу между фактическими затратами на ж/д перевозку пассажиров и суммой, полученной на это из бюджета.

Суды трех инстанций частично согласились с позицией истца.

СК по экономическим спорам ВС РФ отправила дело на новое рассмотрение и указала следующее.

По договору, заключенному обществом с органом власти региона, последний обязался возместить истцу (как исполнителю) потери в доходах, связанные с перевозкой (в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете, с учетом дотаций из федерального бюджета).

Речь шла о потерях, возникших из-за установления тарифов ниже экономически обоснованного уровня, рассчитанного по спецметодике.

Исходя из законодательства, расходы перевозчика должны возмещаться за счет провозной платы. Перевозка пассажиров и багажа ж/д транспортом общего пользования в пригородном сообщении относится к естественно-монопольным видам деятельности, подлежащим государственному ценовому регулированию, осуществляемому посредством установления цен (тарифов).

Основным методом госрегулирования тарифов является метод экономически обоснованных затрат.

Органы регулирования вправе не учитывать необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные нерациональным использованием производственных ресурсов.

При этом такие органы власти обязаны учесть экономически обоснованные затраты, не принятые во внимание при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования.

В данном деле тариф, взимаемый за перевозку, не утверждался и его экономическое обоснование не проверялось.

Следовательно, перевозчик не был лишен возможности претендовать на возмещение убытков.

Однако расходы, должны определяются не любыми фактическими затратами перевозчика, а только теми, которые получили оценку как допустимые по назначению и экономически обоснованные по размеру в соответствии с правовыми актами, регламентирующими госрегулирование цен.

В данном деле этот вопрос исследован не был.

Также нужно было оценить довод ответчика о нерациональности использования истцом производственных ресурсов и необоснованности включения им в расходы определенных затрат.