1. Дата и время проведения электронного аукциона должны быть идентичными во всех размещаемых заказчиком документах.
ОАО (далее - Заказчик) проведен аукцион на право заключения договора на выполнение работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту автомобилей марки "Ниссан" (далее - Аукцион).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) заказчиками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 21, 23 Порядка представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках, а также иную подлежащую размещению на официальном сайте дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.
При этом, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Пунктом 10.3 извещения о закупке N 224, являющегося неотъемлемой частью документации об Аукционе, установлено, что дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 10:00 (МСК).
В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте (далее - Извещение), дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 10:00 (МСК).
Из Извещения о проведении Аукциона, размещенного на ЭТП, следует, что дата и время проведения Аукциона: 16.01.2015 в 09:00 (МСК).
Таким образом, в действиях Заказчика, выразившихся в ненадлежащем размещении информации о времени проведения Аукциона, содержится нарушение требований пункта 7 части 9, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении юридического лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 21.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-12/15/АК205-15)
2. В случае, если время проведения аукциона, указанное в извещении о закупке отличается от времени проведения аукциона, указанного на официальном сайте и на сайте оператора электронной площадки, к административной ответственности привлекается должностное лицо заказчика.
Заказчиком проведен открытый аукцион в электронной форме на право заключить договор на оказание услуг по уборке производственных и служебных помещений, занимаемых ФГУП и уборке автомобильного проезда к Станции технического радиоконтроля (далее - Аукцион).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках при закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой на официальном сайте предусмотрено Законом о закупках и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 статьи 4 Закона о закупках.
08.10.2014 на официальном сайте размещено извещение о проведении Аукциона, а также документация об Аукционе (далее - Документация).
Согласно Документации Аукцион проводится в электронной форме на электронной площадке ОАО "ЕЭТП" (далее - ЭТП).
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте заказчиками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 21, 23 Порядка представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках, а также иную подлежащую размещению на официальном сайте дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.
При этом, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
В соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте (далее - Извещение), дата и время проведения Аукциона: 31.10.2014 в 09:00 (МСК).
Пунктом 10.3 извещения о закупке N 224, являющегося неотъемлемой частью Документации, установлено, что дата и время проведения Аукциона: 31.10.2014 в 10:00 (МСК).
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона, Аукцион проводился 31.10.2014 в 9:00 (МСК).
Документов и сведений, подтверждающих, что Заказчиком предпринимались попытки внести изменения в Извещение, Документацию в целях приведения к единообразию даты и времени проведения Аукциона, на заседание Комиссии ФАС России не представлено.
Исходя из системного толкования Закона о закупках, в том числе, статей 3, 4 Закона о закупках, ответственность за нарушение порядка проведения закупки товаров, работ, услуг, в том числе, в части даты и времени проведения Аукциона, несет заказчик.
Учитывая изложенное, действия Заказчика, выразившиеся в указании в Извещении, Документации, разного времени проведения Аукциона, нарушают требования пункта 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-136/14/АК155-15)
3. В случае проведения закупки на строительство объекта, на официальном сайте должна быть размещена проектная документация, прошедшая экспертизу.
АО проведен открытый конкурс на право заключения договора на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Сети и сооружения водоснабжения и водоотделения" (далее - Закупка).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке указываются требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.
Пунктом 15 Информационной карты Документации установлено, что участник закупки должен описать работы, которые являются предметом закупки, их количественные и качественные характеристики и иные предложения об условиях исполнения договора, в том числе предложение о цене договора.
Требования к содержанию, составу заявки на участие в Конкурсе установлены пунктом 13 Информационной карты Документации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 13 Информационной карты Документации заявка на участие в конкурсе представляется по форме N 2 Раздела III Документации (далее - Форма N 2).
В соответствии с Формой N 2 участник Конкурса должен включить в состав заявки документы, устанавливающие требования к срокам выполнения закупаемых работ (форма N 6 Раздела III Документации "График выполнения работ").
Вместе с тем, требования к описанию участниками Конкурса количественных и качественных характеристик выполняемых работ Документацией не установлены.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают требования пункта 3 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 в извещении о закупке должен быть указан предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе, в соответствии с проектной документацией.
При этом, согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
Таким образом, строительство объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, потребностям заказчика.
Вместе с тем, проектно-сметная документация, на основании которой должны выполняться работы, являющиеся предметом Конкурса, на Официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг zakupki.gov.ru в составе Документации не размещена.
Учитывая изложенное, отсутствие в Документации в полном объеме сведений об объеме работ, являющихся предметом Конкурса, приводит к невозможности формирования участниками Конкурса заявки на участие в Конкурсе, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках .
Кроме того, согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с пунктом 7.1.4 Документации для определения лучших условий исполнения договора, предложенных в заявках на участие в Конкурсе, комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене договора (цене единицы товара, услуги, если конкурсной документацией предусмотрено право Заказчика заключить договор с несколькими участниками закупки) и иным критериям, указанным в Документации.
Критерий "Качество работ и квалификация участника конкурса" включает, в том числе, следующие показатели:
1) оценка деловой репутации участника конкурса.
Производится на основании совокупности сведений, свидетельствующих о деловой репутации участника конкурса, а именно:
- наличие грамот, дипломов, свидетельств соответствия, благодарственных писем и других (иных) документов, которые положительно характеризуют участника конкурса; не более 1 документа по объекту строительства;
- отсутствие исковых требований, штрафных санкций и жалоб на действия (бездействие) организации участника конкурса, нарушающие требования законодательства, стандартов и правил.
Максимальное значение показателя: 20 баллов
- наличие трудовых ресурсов, наличие материально-технических ресурсов.
- численный состав организации, который будет задействован при исполнении договора (может подтверждаться копией утвержденного штатного расписания и формой РСВ-1 ПФР)
Максимальное значение показателя: 10 баллов.
- наличие материально-технических ресурсов.
Максимальное значение показателя: 10 баллов.
3) квалификация участника конкурса:
- специальные разрешения, права, лицензии, сертификаты, а также наличие специалистов, прошедших профессиональную переподготовку.
Максимальное значение показателя: 20 баллов.
При оценке по данным показателям присуждается рейтинг, который определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии.
Наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по качеству работ и квалификации участника".
Вместе с тем, установленный Заказчиком порядок оценки заявок не позволяет объективно выявить лучшее условие выполнения договора, поскольку не установлено, при наличии каких трудовых, материально- технических ресурсов, деловой репутации, специальных разрешений, прав, лицензий, сертификатов, а также при наличии каких именно специалистов, прошедших профессиональную переподготовку, участнику закупки присваивается максимальный балл по указанным показателям, не определен алгоритм проставления баллов в диапазоне между 0 до максимального балла.
Таким образом, в нарушение пункта 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках, пунктов 23, 67 Положения о закупке Заказчиком в Документации не установлен порядок оценки и сопоставления заявок на участие в Конкурсе.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 17.04.2015 г. по делу N АК157-15)
4. В случае, если техническое задание документации о закупке содержит противоречивые требования, должностное лицо заказчика, утвердившее такую документацию привлекается к административной ответственности.
ФГУП размещен запрос предложений делать оферты на право заключения договора на поставку Оборудования по проекту: "Реконструкция производственной и испытательной базы ОАО" г. Москва. Реконструкция и техническое перевооружение гальванического производства с инженерными сетями, очистными сооружениями" (далее - Запрос предложений).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В спецификации Технического задания на комплекс очистных сооружений указано оборудование, необходимое для реализации реагентного метода очистки, с указанием характеристик такого оборудования.
Пунктом 5 раздела 22 Технического задания "Комплекс очистных сооружений" предусмотрено, что в состав модуля общей очистки включаются, в том числе, электрокоагуляторы с выпрямительными агрегатами.
В спецификации Технического задания оборудование, необходимое для применения электрокоагуляционного метода, не поименовано, количество и характеристики такого оборудования, в том числе, электрокоагуляторов с выпрямительными агрегатами, в Документации не указаны.
ОАО письмом от 14.07.2014 N 1/82 направлялся в адрес Заказчика запрос о разъяснении Документации в части вышеуказанных противоречий, содержащихся в Документации (далее - Запрос).
В соответствии с ответом Заказчика на Запрос (письмо Заказчика от 16.07.2014: "в Спецификации оборудования по данному Техническому заданию предусмотрено оборудование как для реагентов, так и для электрокоагуляционного методов очистки" (далее - Разъяснение).
Учитывая изложенное, Извещение, Документация не соответствуют требованиям к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, предусмотренным законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, что является нарушением пункта 3 части 9 статьи 4 Закона о закупках, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе порядок оплаты товара, работы, услуги.
Согласно пункту 2.4.1 проекта договора поставки, являющегося неотъемлемой частью Документации (далее - Проект договора), "_Покупатель вправе перечислить Поставщику аванс в размере до 50% (пятидесяти процентов) от Цены Договора. Перечисление аванса является правом, а не обязанностью покупателя".
Таким образом, в Проекте договора не установлен надлежащим образом порядок оплаты работ, что является нарушением пункта 6 части 10 статьи 4 Закона о закупках.
Согласно части 7 статьи 7.32.3 КоАП, за несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и документации о закупке товаров, работ, услуг предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 03.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-91/14/АК109-15)
5. Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке должны совпадать в размещенных документах и на официальном сайте.
Заказчиком проводился открытый аукцион в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по замене оконных блоков туалетов в учебном корпусе на ПВХ (далее - Аукцион).
В ходе закупки в ФАС России поступила жалоба организации на действия заказчика при проведении Закупки.
Комиссия ФАС России рассмотрела указанную жалобу и установила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Пунктом 11 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке указываются место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (далее - официальный сайт) заказчиками утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 N 908 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 21, 23 Порядка представитель заказчика с помощью функционала официального сайта формирует извещение о закупке, включающее сведения, предусмотренные частью 9 статьи 4 Закона о закупках, а также иную подлежащую размещению на официальном сайте дополнительную информацию, предусмотренную положением о закупке.
При этом, согласно части 8 статьи 4 Закона о закупках сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Пунктом 11 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что дата и время срока окончания подачи заявок на участие в Аукционе: 14.10.2014 в 09:00 (МСК).
Вместе с тем, в соответствии с извещением, размещенным на официальном сайте (далее - Извещение), дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: 14.10.2014 в 00:00 (МСК).
Из извещения о проведении Аукциона, размещенного на ЭТП (далее - Извещение на ЭТП), следует, что дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе: 14.10.2014 в 00:00 (МСК).
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем размещении информации о времени окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают требования пунктов 7, 11 части 9 статьи 4 Закона о закупках, части 8 статьи 4 Закона о закупках.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту имеется в виду "пункта 7 части 9, пункта 11 части 10 статьи 4"
Согласно части 5 статьи 7.32.3 КоАП неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 10.04.2015 г. по делу N 223ФЗ-130/14/АК141-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, июнь 2015 г.)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.