В соответствии с Законом Новосибирской области от 03.12.2007 N 154-ОЗ "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Новосибирской области", постановлением Правительства Новосибирской области от 06.06.2011 N 243-п "О подготовке прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, плана социально-экономического развития Новосибирской области на 2012 год и на период до 2014 года, прогноза консолидированного бюджета Новосибирской области на 2012 год и проекта областного бюджета Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов":
1. Одобрить прилагаемые основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики).
2. Руководителям исполнительных органов государственной власти Новосибирской области при разработке предложений в проект областного бюджета Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
3. Рекомендовать главам муниципальных образований Новосибирской области при подготовке проектов местных бюджетов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.
4. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Хомлянского А.Б.
Губернатор Новосибирской области |
В.А. Юрченко |
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов
(Одобрены распоряжением Правительства Новосибирской области от 22 августа 2011 г. N 370-рп)
I. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны Правительством Новосибирской области в целях подготовки проекта областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) на очередной среднесрочный период и являются документом, содержащим цели и задачи, для достижения и решения которых предусматриваются бюджетные ассигнования и формируются межбюджетные отношения с муниципальными образованиями.
Основные направления бюджетной и налоговой политики позволяют субъектам бюджетного планирования определить ориентиры в бюджетной и налоговой сфере на трехлетний период, что будет способствовать стабилизации и определенности условий ведения экономической деятельности на территории Новосибирской области.
Основные направления бюджетной и налоговой политики подготовлены на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации от 29.06.2011 "О бюджетной политике в 2012 - 2014 годах", основных направлений налоговой, бюджетной политики Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, действующего федерального и регионального налогового законодательства, с учетом преемственности целей и задач, поставленных в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов.
Основные задачи, поставленные в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, были нацелены на адаптацию к изменившимся экономическим условиям, а также на создание условий для восстановления положительных темпов роста экономики. Поэтому в основу плана социально-экономического развития Новосибирской области и областного бюджета был положен сдержанный сценарий развития.
Меры по восстановлению экономики и усилению социальной поддержки граждан, принятые Правительством Российской Федерации и органами государственной власти Новосибирской области, привели к ощутимым положительным результатам.
Итоги 2010 года и шести месяцев 2011 года как в целом по России, так и в Новосибирской области свидетельствуют об относительном восстановлении экономики.
В консолидированный бюджет области в 2010 году поступило более 79 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов. По сравнению с 2009 годом темп роста собственных доходов консолидированного бюджета области составил 118,4% и 108,4% к уровню докризисного 2008 года, что свидетельствует об оздоровлении экономики Новосибирской области.
Динамика собственных доходов консолидированного бюджета по итогам 1 полугодия 2011 года также имеет позитивную динамику - 115% к аналогичному периоду 2010 года.
Возобновление роста экономики Новосибирской области также характеризуется нарастающей динамикой промышленного производства. Так, индекс промышленного производства области в 2010 году по сравнению с 2009 годом увеличился на 8,2%, за 6 месяца 2011 года данный индекс составил 108,0% по основным видам деятельности, что превышает среднероссийский показатель.
С учетом сложившихся положительных тенденций в экономике основными задачами органов государственной власти Новосибирской области на ближайшую трехлетнюю перспективу будут являться сохранение социальной стабильности и обеспечение полноценной социальной защиты населения, усиление инвестиционной политики, стимулирование инновационной деятельности и спроса на инновации в экономике, решение которых будет способствовать увеличению налогового потенциала, формированию стабильной доходной базы для качественного выполнения государственных обязательств перед обществом.
II. Налоговая политика
В трехлетней перспективе 2012-2014 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, а также деятельности в области образования и здравоохранения.
С 2011 года полностью переданы в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации из внебюджетных фондов налоги, взимаемые при применении специальных налоговых режимов; введена дифференциация ставок акцизов по классам автомобильного бензина и дизельного топлива и изменен действующий порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию; освобождено от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию; для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, ставка налога на прибыль установлена в размере 0 процентов.
Основной целью налоговой политики Новосибирской области на 2012 - 2014 годы, напрямую связанной с проводимой на федеральном уровне налоговой политикой, является увеличение доходного потенциала налоговой системы и повышение уровня собственных доходов бюджета области, при одновременной поддержке отдельных категорий налогоплательщиков и граждан.
В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджета от налогообложения потребления, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы должна стать оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
При этом необходимым условием развития экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе услуги социального характера. Стимулирующая роль налоговой системы по перечисленным направлениям сохранится.
В этой связи, в 2012-2014 годах внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям:
1. В целях налогового стимулирования инновационной деятельности и развития человеческого капитала:
снижение совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, которым облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей;
для льготных категорий налогоплательщиков, которые в 2011 году уплачивают страховые взносы по совокупному тарифу в размере 26%, снижение до 20 процентов;
совершенствование амортизационной политики;
расширение списка доходов, освобождаемых от налогообложения, или предоставление налоговых вычетов при осуществлении социально значимых расходов (в частности, при оплате медицинских услуг);
увеличение размера предоставляемого налогоплательщикам стандартного налогового вычета на детей.
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот:
оптимизация установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам;
контроль за обоснованностью и эффективностью применения налоговых льгот, установленных региональным и местным законодательством;
внедрение практики введения налоговых льгот на временной основе с тем, чтобы решение о пролонгации действия льготы принималось по результатам проведенного анализа результативности их действия.
3. По акцизам предусматривается повышение ставок акцизов на алкогольную и табачную продукцию по сравнению с запланированным ранее. При этом повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции.
Одновременно с этим повышение акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов будет производиться опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9 процентов, а также по сравнению с пивом и натуральными винами.
4. По налогу на прибыль организаций предусматривается:
уточнение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (предусмотрена возможность начисления амортизации с момента введения основного средства в эксплуатацию и подачи документов на государственную регистрацию прав);
уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения прибыли.
5. По специальным налоговым режимам предусматривается:
- совершенствование упрощенной системы налогообложения на основе патента путем введения с 2012 года отдельного специального налогового режима "Патентная система налогообложения". Указанный режим налогообложения будет предназначен для применения индивидуальными предпринимателями;
- постепенное сокращение сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и полная ее отмена с 1 января 2014 года. При этом будут уточнены размеры ограничений по размеру доходов, дающих право перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2013 года и применения указанной системы налогообложения за налоговый период начиная с 2013 года.
6. По введению налога на недвижимость предусматривается подготовка к внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, которыми предполагается постепенный переход к этому налогу взамен действующего налога на имущество и земельного налога и привязка ставок к рыночной стоимости объектов с необлагаемым минимумом для семей с низкими доходами.
7. По налоговому администрированию предусматривается:
внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов;
расширение использования института "уточнение платежа" в налоговых правоотношениях, создание правовой основы для перерасчета пеней и своевременного возврата излишне уплаченных сумм налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации;
совершенствование административной процедуры урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами.
Правительством Новосибирской области также будет продолжена начатая в предыдущие годы работа по:
созданию благоприятных условий для деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, расширению базы экономического роста за счет появления новых предприятий малого бизнеса и в первую очередь производственного и инновационного сектора деятельности;
развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства, направленной на расширение мер финансовой поддержки, в том числе с использованием фондов поручительств и микрофинансирования; развитию механизмов бизнес-инкубирования и субконтракции, развитию технопарковых структур;
легализации "теневой" заработной платы, что с одной стороны будет способствовать выявлению резервов роста налога на доходы физических лиц, а с другой стороны являться основой роста реальных доходов налогоплательщиков и социальной защищенности населения;
предоставлению государственной поддержки за счет средств областного бюджета организациям, не имеющим задолженности по налогам и сборам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
взаимодействию органов государственной власти области с федеральными органами государственной власти в части мониторинга за соблюдением действующего налогового законодательства, укрепления платежной дисциплины и сокращения задолженности по платежам в бюджетную систему.
III. Бюджетная политика
Бюджетная политика в 2012-2014 годах должна быть главным образом нацелена на обеспечение социальной и экономической стабильности региона, возвращение к сбалансированному бюджету, создание условий для динамичного развития и модернизации экономики, повышение уровня и качества жизни населения Новосибирской области посредством удовлетворения потребностей граждан в качественных государственных и муниципальных услугах, повышение эффективности и прозрачности государственного управления.
Исходя из этого, основными приоритетами бюджетной политики в трехлетней перспективе будут являться:
1) создание условий для стимулирования развития налогового потенциала области;
2) безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения;
3) обеспечение долгосрочной сбалансированности доходов и расходов;
4) формирование бюджетных расходов, исходя из приоритетов и планируемых результатов государственной политики;
5) повышение эффективности бюджетных расходов.
Важнейшие задачи нового этапа бюджетной политики включают:
1) интеграцию бюджетного планирования в процесс реализации Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, в том числе путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти, и соответственно, программного бюджета.
Большая часть средств бюджета должна распределяться по целевым программам, сформированным исходя из основных целей и задач Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, а также иных стратегических документов, и обладающим конкретными индикаторами результативности с четко установленной персональной ответственностью исполнителей программы за заявленные конечные результаты. После соответствующих изменений федерального законодательства, а именно внесения изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, будут определены порядок и сроки перехода к программному формату составления и утверждения областного бюджета Новосибирской области;
2) проведение ответственной и предсказуемой бюджетной политики, исключающей необоснованное принятие новых расходных обязательств и невыполнение действующих. В целях недопущения неплатежеспособности Новосибирской области в случае недостаточности доходов областного бюджета для финансового обеспечения расходных обязательств, а также повышения финансовой стабильности региона целесообразным представляется формирование финансовых резервов, предназначенных для исполнения расходных обязательств областного бюджета. Сохранность финансовых резервов будет обеспечена путем их вложения в высоколиквидные активы либо инвестиционные проекты.
3) повышение доступности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг (прежде всего в здравоохранении и социальном обслуживании граждан), что требует формирования более четких стандартов деятельности, ориентированных на население, и обоснованности финансового обеспечения.
В рассматриваемом периоде планируются к внедрению новые формы финансового обеспечения услуг, оказываемых областными государственными (казенными, бюджетными и автономными) учреждениями, которые направлены на повышение доступности и качества услуг, и будут способствовать созданию условий для оптимизации бюджетной сети, стимулов для повышения результативности деятельности государственных учреждений и их работников.
4) создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику области, повышения ее эффективности и конкурентоспособности, поддержка разработки наукоемкой продукции и технологий, модернизации и создания новых производственных мощностей;
5) развитие механизмов стимулирования частных инвестиций, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций;
6) привлечение средств федерального бюджета, государственных институтов развития и частных инвестиций на реализацию проектов комплексного развития и создания современной инфраструктуры в сфере коммунального и дорожного хозяйства, энергетики, транспорта;
7) повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов, характеризующих общественный эффект. Необходимо повысить отдачу от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;
8) совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;
9) совершенствование механизмов государственных закупок путем формирования комплексной системы учета и контроля за планированием, размещением и выполнением заказа. Следует сформировать механизмы, гарантирующие надлежащее качество закупок с учетом всего жизненного цикла продукции а также обоснованность цен контрактов и надежный мониторинг их исполнения.
В этом направлении планируется, прежде всего, совершенствовать нормативное правовое регулирование размещения государственного заказа: установить порядок по формированию начальной цены, подготовки технических заданий при формировании конкурсной документации, формированию и ведению базы цен по видам продукции на основе мониторинга цен и сопоставления результатов размещения государственных заказов.
10) повышение финансовой самостоятельности участников бюджетного процесса с одновременным повышением их ответственности, что предполагает более активное включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов. Проведение мониторинга и оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса, учет его результатов создаст стимулы по внедрению новых, прогрессивных механизмов и подходов к формированию и исполнению бюджетов;
11) совершенствование системы государственного финансового контроля, в том числе введение и развитие внутреннего финансового контроля.
В рамках решения задач эффективности и оптимизации расходования бюджетных средств будут совершенствоваться требования к определению бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнение работ) для бюджетных и автономных учреждений, а также будет осуществляться государственный финансовый контроль за обоснованностью формирования данных бюджетных ассигнований. В целях развития внутреннего финансового контроля в областных исполнительных органах государственной власти будут определены структурные подразделения, ответственные за осуществление контроля за целевым расходованием бюджетных средств и достоверностью результатов выполнения государственных заданий и целевых программ, а также занимающиеся разработкой внутренних стандартов и процедур организации своей деятельности.
12) открытость и общедоступность информации о деятельности органов государственной власти Новосибирской области, в том числе информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы.
Решению данных задач должна также способствовать реализация в Новосибирской области Программы Правительства Новосибирской области по повышению эффективности расходов областного бюджета Новосибирской области на период 2011-2013 годов, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от _________N ____.
Приоритетными задачами бюджетной политики в области доходов будут являться:
1. В связи с ограниченной возможностью расширения налогооблагаемой базы на территории муниципальных образований реализация принципа закрепления за каждым уровнем власти тех доходных источников, полномочия по администрированию которых могут быть наиболее эффективно реализованы на данном уровне.
2. Усиление стимулов для увеличения собственной доходной базы областного и местных бюджетов, прежде всего за счет развития и поддержки малого и среднего предпринимательства.
3. Осуществление мониторинга финансового состояния местных бюджетов, исполнения прогнозных назначений по доходам, своевременное выявление причин сокращения доходной части местных бюджетов.
4. Повышение ответственности каждого администратора доходов за обоснованность и достоверность планируемых сумм по администрируемым доходам, своевременность и полноту их уплаты. Взаимодействие с Управлением Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, как основным администратором доходов бюджета, в части оперативного представления информации по изменению налогооблагаемой базы налогоплательщиков, по принимаемым мерам для обеспечения безусловного исполнения обязательств и сокращению задолженности по платежам в бюджетную систему.
5. Принятие мер, направленных на эффективное управление и распоряжение в сфере имущественных и земельных отношений на территории Новосибирской области и роста инвестиционной привлекательности региона:
оптимизация состава и структуры государственной собственности Новосибирской области, посредством формирования и исполнения прогнозных планов приватизации, и оптимизации сети государственных учреждений Новосибирской области с учетом положений, установленных Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
повышение эффективности использования земельных ресурсов Новосибирской области, в том числе за счет оформления права собственности Новосибирской области на земельные участки и дальнейшее их использование в качестве объектов аренды, продажи или вложения;
создание полноценной базы для налогообложения земель на основе их объективной оценки в результате проведения государственной кадастровой оценки земель на территории Новосибирской области;
обеспечение эффективности использования государственного имущества, находящегося в собственности Новосибирской области за счет повышения качества контроля за его использованием, выявлением неиспользуемого имущества и принятием мер, направленных на его реализацию или передачу в аренду;
продажа акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, при наличии благоприятной конъюнктуры на фондовых рынках.
Что касается приоритетов бюджетных расходов, то они остаются неизменными. Это обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств перед гражданами, а также реализация программ, связанных с модернизацией экономики и развитием высокотехнологичных отраслей экономики. Необходимо мобилизовать бюджетные средства на тех направлениях, которые способны дать комплексный социально-экономический эффект: на поддержку инфраструктурных программ и поддержку инноваций. Особое внимание необходимо уделить поддержке таких отраслей, как агропромышленный комплекс, наука, образование и здравоохранение.
Основные подходы к формированию проектировок бюджетных расходов на 2012-2014 годы
Формирование расходов областного бюджета на 2012-2014 годы осуществляется исходя из следующих основных подходов:
1) определение "базовых" объемов бюджетных ассигнований на 2012-2013 годы на основе утвержденных Законом Новосибирской области "Об областном бюджете Новосибирской области на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов";
2) определение "базового" объема бюджетных ассигнований на 2014 год, исходя из необходимости финансового обеспечения длящихся расходных обязательств;
3) уточнение базовых объемов бюджетных ассигнований на 2012-2014 годы с учетом:
повышения с 01.09.2011 года заработной платы учителям и педагогическим работникам общеобразовательных и дошкольных государственных и муниципальных учреждений Новосибирской области до уровня средней заработной платы по экономике Новосибирской области за 1 квартал 2011 года;
снижения с 1 января 2012 года тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации с 34,2% до 30,2%;
индексации с 1 января 2012 года на 5,6% расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) органов государственной власти и обеспечение деятельности государственных учреждений Новосибирской области (за исключением расходов на оплату услуг связи и коммунальных услуг);
индексации с 1 января 2012 года на 8% расходов на оплату услуг связи, на 10% расходов на оплату коммунальных услуг
индексации с 1 января 2012 года на 8% расходов на социальные выплаты отдельным категориям граждан.
Индексация расходов с 1 января 2013 года и с 1 января 2014 года не предполагается.
4) уточнение бюджетных ассигнований для финансового обеспечения ряда новых расходных обязательств в связи с перераспределением полномочий:
передачи с 2012 года финансового обеспечения полиции на федеральный бюджет;
передачи с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации:
учреждений среднего профессионального образования;
полномочий в области содействия занятости населения по осуществлению активной политики в области содействия занятости населения, а также по материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственных учреждений субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в области содействия занятости населения (за исключением социальных выплат безработным гражданам);
учреждений, осуществляющих дезинфекционную деятельность;
финансового обеспечения выплат пособий при устройстве детей-сирот в семью, содержания детей-сирот в семье опекуна и в приемных семьях;
реализации мер по социальной поддержке реабилитированных лиц.
В части расходов, осуществляемых за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства при формировании областного бюджета на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов используется следующий подход:
планирование безвозмездных поступлений на 2012 - 2014 годы и соответственно расходов областного бюджета, осуществляемых за счет них, будет осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", другими нормативными правовыми актами и принятыми решениями Правительства Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, устанавливающими распределение межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации;
при отсутствии установленного распределения ассигнований для Новосибирской области доходы и соответственно расходы областного бюджета на 2012 - 2014 годы будут планироваться на уровне доходов 2011 года.
Структура и объемы средств будут уточняться по мере подготовки федерального бюджета и поступления информации из федеральных министерств и ведомств.
Бюджетная политика в сфере функционирования
органов государственной власти области
Бюджетная политика в сфере функционирования органов государственной власти, определенная на 2011 год, сохраняет свою преемственность и будет продолжена в 2012-2014 годах.
Состав расходных обязательств в сфере функционирования органов государственной власти на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов останется аналогичным составу действующих расходных обязательств, однако возможны уточнения передачи субъектам Российской Федерации ряда расходных полномочий, обмен полномочиями между уровнями государственного управления в связи с передачей на федеральный уровень органов внутренних дел.
При формировании объемов бюджетных ассигнований будут реализованы такие подходы, как концентрация денежных ресурсов на наиболее значимых направлениях, уточнение объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств, оптимизация расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и подведомственных им учреждений с учетом отраслевых особенностей, сохранение действующих в текущем году условий денежного содержания государственных гражданских служащих, лиц, замещающих государственные должности, сокращение штатной численности органов исполнительной власти Новосибирской области, отсутствие увеличения в 2012-2014 годах по сравнению с 2011 годом расходов на обеспечение выполнения функций (содержание) государственных органов.
В целях оптимизации функций государственного управления будет продолжена работа по передаче не связанных с принятием управленческих решений функций на аутсорсинг, в том числе и коммерческим организациям.
На протяжении последних лет на территории области активно продолжалась реализация основных направлений административной реформы. В целях формирования единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области развивались филиалы государственного автономного учреждения "Многофункциональный центр по организации предоставления государственных и муниципальных услуг Новосибирской области", создан Интернет портал государственных услуг Новосибирской области, сформирован перечень государственных услуг Новосибирской области, разработаны и утверждены административные регламенты предоставления государственных услуг.
В развитие Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, разработана Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных услуг на 2011-2013 годы. В рамках разработанного документа планируется разработка и реализация долгосрочной целевой программы "Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области на 2011-2013 годы", а также реализация действующей долгосрочной целевой программы "Создание многофункциональных центров организации предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Новосибирской области на 2009-2015 годы".
Основными целями и задачами на 2012-2014 годы будут являться:
развитие системы предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ на принципах "одного окна" и оптимизация деятельности исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, предоставляющих услуги на базе государственного автономного учреждения Новосибирской области "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг";
создание в Новосибирской области электронного правительства, внедрение перспективных информационных технологий в практику государственного управления;
развитие новых форм и повышение качества предоставления государственных услуг;
снижение административных барьеров в деятельности областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области;
совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности в различных отраслях;
оптимизация порядка оказания государственных и муниципальных услуг, необходимых и обязательных для предоставления;
формирование системы мониторинга качества и доступности государственных и муниципальных услуг;
мониторинг и оптимизация процедур в рамках утвержденных административных регламентов исполнения государственных функций, оптимизация государственных функций.
В рамках задачи повышения эффективности бюджетных расходов будет продолжено расширение практики применения ведомственных и долгосрочных целевых программ как основных инструментов программно-целевого планирования бюджетных расходов Новосибирской области. С 2012 года планируется к разработке и реализации ряда новых ведомственных и долгосрочных целевых программ, направленных на реализацию управленческих политик Новосибирской области, утвержденных Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ "Об утверждении Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы".
Бюджетная политика в сфере национальной безопасности
и правоохранительной деятельности
В целях совершенствования государственной системы профилактики правонарушений и повышения эффективности профилактической деятельности в рамках исполнения долгосрочной целевой программы в 2012-2013 годах предусматривается продолжить координацию действий правоохранительных органов и органов государственной власти области по обеспечению безопасности граждан, проживающих на территории области, предупреждение возникновения ситуаций, представляющих опасность для их жизни, здоровья, собственности, защите населения и критически важных объектов от террористических действий, активизации работы по выявлению тяжких и особо тяжких преступлений в сфере экономической деятельности.
В 2011 году бюджет области на правоохранительную деятельность имеет социальную направленность: в структуре финансирования органов внутренних дел расходы на оплату труда, социальные выплаты личному составу составят 78%, материально-техническое обеспечение правоохранительных органов - 20%, межбюджетные трансферты из федерального бюджета - 2%.
В целях оптимизации бюджетных расходов главным распорядителем бюджетных средств разработан план мероприятий по экономии государственных средств, выделяемых на содержание органов внутренних дел на 2011 год. Созданная Единая информационная территориальная компьютерная сеть данных правоохранительных органов позволит сократить расходы на оплату услуг связи, оперативно обмениваться информацией и организовать работу по выявлению и пресечению преступлений.
Начиная с 1 января 2012 года, финансовое обеспечение деятельности полиции будет являться расходным обязательством Российской Федерации и обеспечиваться за счет средств федерального бюджета, в связи с чем планируется передача полномочий по содержанию органов внутренних дел Новосибирской области, финансируемых за счет средств областного и местных бюджетов, на федеральный уровень.
Изменение расходных обязательств потребует уточнения областной целевой программы "Дети Новосибирской области" на 2008-2012 годы в части изменения исполнителя основных мероприятий - Главное управление внутренних дел по Новосибирской области.
В области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций будет продолжена работа по совершенствованию системы реагирования на чрезвычайные ситуации, улучшению технического оснащения, созданию необходимых условий для безопасной жизнедеятельности населения на территории области, в том числе повышению защиты критически важных объектов, населения и территории от угроз природного и техногенного характера, позволяющее в дальнейшем последовательно снижать риски чрезвычайных ситуаций и смягчать их последствия.
В рамках предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приоритетным направлением будет являться обеспечение пожарной безопасности. Указанные вопросы остаются полномочиями совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. В результате в 2012 и последующих годах будет продолжена работа по укреплению подразделений противопожарной службы Новосибирской области, в связи с чем численность подразделений будет поэтапно увеличиваться, в том числе в 2012 году на 24 единицы. Кроме того, в рамках реализации федерального законодательства планируется создание добровольной пожарной охраны.
С 2011 года действуют две ведомственные целевые программы по укреплению материально-технической базы органов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и подразделений противопожарной службы Новосибирской области на 2011-2013 годы: ВЦП "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Новосибирской области на период 2011-2013 годов" и ВЦП "Пожарная безопасность в Новосибирской области на период 2011-2013 годов", в рамках которых начата работа по проектированию и строительству четырех пожарных депо на территории муниципальных районов Новосибирской области, приобретению технических средств разведки, обнаружению источников потенциальной угрозы и спасению людей.
Бюджетная политика в социально-культурной сфере
Как показала практика предыдущих лет, при ежегодном значительном росте бюджетных расходов на социальную сферу, удовлетворенность населения государственными услугами и функциями оставалась низкой. Действовавший механизм предоставления бюджетных средств позволял оценить текущее потребление бюджетных учреждений, предоставлявших услуги и выполнявших работы, но не адекватность качественным показателям и потребностям населения.
Реализация Федеральных законов от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" и от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" на региональном уровне призвана коренным образом изменить формат взаимоотношений органов власти и учреждений, усилив в нем фактор удовлетворения потребительского спроса населения на государственные и муниципальные услуги.
В Новосибирской области 2011 год как переходный период посвящен методологической, нормативно-правовой и пилотной проработке новых принципов взаимодействия с учреждениями, конкретизации целей и задач их деятельности, пересмотру и приведению имущественных прав и возможностей в соответствие с целями и задачами, оценке состава основных фондов государственных учреждений на предмет их соответствия государственным заданиям и эффективности использования.
В соответствии с Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 11-ОЗ "Об особенностях правового положения государственных учреждений Новосибирской области в переходный период" государственные учреждения Новосибирской области до 01.12.2012 года, упорядочивая во взаимодействии с органами власти свою уставную деятельность, сохраняют право ее финансового обеспечения на основании бюджетной сметы. С 01.01.2012 года условия деятельности претерпят ряд существенных изменений, в качестве главных из которых можно выделить:
1. Переход бюджетных учреждений со сметного финансирования на субсидийное. Основой взаимоотношений бюджетного учреждения с учредителем помимо обязательного государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) станет соглашение о предоставлении субсидий, отражающее права, обязанности и ответственность органа власти и учреждения;
2. Иная приносящая доход деятельность бюджетных учреждений будет определяться уставом бюджетного учреждения. Порядок определения платы по видам деятельности сверх государственного задания и контроль за его соблюдением будет осуществляться органом власти, выполняющим функции учредителя в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
3. Виды платных услуг, оказываемых государственными казенными учреждениями будут определяться Правительством Новосибирской области и зачисляться в доходы областного бюджета Новосибирской области;
4. План финансово-хозяйственной деятельности станет эффективным эквивалентом бюджетной сметы учреждения, отражающим взаимосвязь финансовых и производственных показателей деятельности учреждения, а также состояние финансовых прав и обязательств учреждения.
Новый формат взаимодействия органов власти и учреждений создаст необходимые предпосылки для установления частно-государственного партнерства по поводу предоставления населению государственных и муниципальных услуг, демонополизирует соответствующие сегменты рынка услуг, обеспечит установление стандартов качества, отвечающих потребностям населения.
При относительном постоянстве общего состава предметов ведения и расходных обязательств в период 2012-2014 годов будут иметь место кардинальные изменения в бюджетных механизмах их обеспечения. Эти изменения найдут свое отражение и в способах предоставления бюджетных ресурсов, и в изменении состава государственных полномочий, передаваемых на местный уровень. Абсолютное предпочтение будет отдано нормативному и программно-целевому способам финансового обеспечения, а также конкурентному распределению ресурсов между исполнителями государственных заданий и программных мероприятий.
Принятие новых расходных обязательств возможно только при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ресурсов, целей и механизмов их достижения.
Повышение качества обслуживания населения при предоставлении государственных и муниципальных услуг невозможно обеспечить исключительно только административным и методологическим совершенствованием деятельности, без адекватных финансовых вложений в имущественный и кадровый потенциал, без формирования объективной цены на общественнозначимые услуги, а также без уточнения состава и полноты оказываемых услуг с учетом мнения потенциальных потребителей.
Перспективное финансовое планирование, качественный состав расходных обязательств, долгосрочных и ведомственных целевых программ, финансовых нормативов должны и будут предусматривать обозначенные аспекты, обеспечивать не декларативное, а практическое качество принимаемых управленческих решений, их общественную ценность. Общественная ценность любых мероприятий должна доминировать и явным образом отражаться в системе показателей результативности государственных заданий и целевых программ.
Особое место в бюджетной политике на среднесрочную перспективу будет уделено совершенствованию системы здравоохранения, неудовлетворенность услугами которой приобрела среди населения наибольшую выраженность.
Неравнозначные финансовые ресурсы для обеспечения медицинских услуг и возможности граждан получать медицинскую помощь в разных регионах Российской Федерации представляли собой главный из сдерживающих факторов в развитии системы здравоохранения. Принятие Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" внесло существенные коррективы в организацию здравоохранения, главная из которых - это централизация финансовых ресурсов здравоохранения в бюджетах фондов обязательного медицинского страхования в объемах, достаточных для обеспечения единой базовой стоимости медицинских услуг, предоставляемых в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Изменения федерального законодательства в части разграничения предметов ведения закрепили вопросы организации медицинской помощи за органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а за органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов сохранили создание условий для оказания медицинской помощи населению на территории муниципального образования в соответствии с территориальной Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Бюджетная реализация вышеуказанных изменений на территории Новосибирской области найдет свое выражение:
в централизации в областном бюджете бюджетных ресурсов здравоохранения для обеспечения единого страхового платежа за неработающее население;
в пересмотре решений о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере здравоохранения (специализированная медицинская помощь, льготное зубопротезирование, заготовка донорской крови);
в пересмотре правового статуса и имущественной принадлежности муниципальных учреждений здравоохранения и необходимом уточнении механизмов межбюджетного регулирования.
В целях повышения качества оказываемых медицинских услуг будут реализованы мероприятия по приведению имущественного комплекса учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями отраслевых стандартов качества обслуживания, оснащение их современным медицинским оборудованием, внедрение современных информационных систем в отрасли здравоохранения, в том числе таких, как запись на прием к врачу через интернет и инфоматы, ведение электронной медицинской карты, внедрение телемедицинских технологий ведения электронного паспорта медицинского учреждения.
Бюджетная политика в сфере культуры также связана с необходимостью обеспечения населения Новосибирской области услугами, отвечающими требованиям современного общества. Для этого в 2012-2014 годах планируется реализовывать мероприятия по автоматизации и техническому перевооружению государственных библиотек, сохранности библиотечных фондов, созданию информационно-коммуникационной сети государственных библиотек Новосибирской области.
Качественно изменятся музейные услуги. Внедрение современных технологий даст возможность развивать новые формы предоставления услуг, создавать современные экспозиции, виртуальные выставки, обеспечит доступность музейных коллекций гражданам с ограниченными возможностями, значительно расширит возможности музеев в научно-просветительской деятельности.
Бюджетная политика в сфере образования будет обеспечивать реализацию обширного спектра задач, заключающихся в решении проблематики доступности и качества образовательных услуг, а также учета индивидуальных особенностей учащихся, формирования специализированных классов и программ обучения.
Государственные задания в сфере профессионального образования и условия их финансового обеспечения будут способствовать уточнению программ профессиональной подготовки в соответствии с потребностями рынка труда, что позволит повысить конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области. Этот сектор образования будет рассматриваться как наиболее перспективный в плане развития государственно-частного партнерства.
Бюджетная политика в сфере социального обеспечения населения направлена главным образом на выполнение публичных обязательств перед гражданами, нуждающимися в силу различных объективных обстоятельств в государственной поддержке. Федеральное и региональное законодательство определяет 24 категории граждан, являющихся получателями мер социальной поддержки, включающие порядка 750 тыс. жителей Новосибирской области, что составляет около 30% ее населения. Получателями государственной поддержки являются: ветераны труда, труженики тыла, граждане, реабилитированные и признанные пострадавшими от политических репрессий, граждане, имеющие детей в возрасте до 18 лет, дети-сироты, безработные граждане и иные категории, установленные законодательством.
Характер расходных обязательств перед гражданами таков, что требует ежемесячного ритмичного и безусловного финансирования. В силу чего, ключевыми задачами государственных органов власти будут являться:
обеспечение полного и адресного учета граждан, получающих право на государственную поддержку;
формирование размеров финансового обеспечения публичных обязательств перед гражданами, отвечающих целям государственной поддержки;
совершенствование методологии демографического прогнозирования численности и качественного состава населения области;
оценка социально-экономической эффективности форм и методов государственной поддержки граждан в сочетании с государственной поддержкой субъектов экономической деятельности.
Эффективность реализации обозначенных задач во многом будет определять результативность бюджетных расходов и деятельности органов государственной власти в целом.
Качественная государственная поддержка гражданам способна привнести в общий результат деятельности органов государственной власти не только прирост экономической составляющей, но и более важный социальный эффект, который, будучи более очевидным, формирует в обществе правильную гражданскую позицию по отношению к институтам государственности.
Бюджетная политика в сфере реального сектора экономики
Бюджетная и налоговая политика в отраслях реального сектора экономики Новосибирской области в планируемом периоде характеризуется преемственностью реализуемых целей и задач за предыдущий период времени, актуализированных с учетом современных реалий и перспектив развития экономики Новосибирской области на долгосрочную перспективу.
Бюджетная политика в среднесрочном периоде ориентирована на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития региона.
Повышению устойчивости экономики Новосибирской области будут способствовать развитие системы стимулирования и содействия инвестиционной деятельности в приоритетных направлениях развития производственной сферы и инфраструктуры (модернизация, расширение или создание высокотехнологичных, наукоемких и инновационных производств, объектов транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры, технологических и промышленных парков).
Главные администраторы расходов областного бюджета в сфере реального сектора экономики должны определить оптимальные формы поддержки реального сектора экономики, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения производительности труда и, как следствие, повышение эффективности производства в целом.
Для решения этой задачи, выполнение требований повышения эффективности производства должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки. Приоритет должен отдаваться мероприятиям, направленным на модернизацию производства и создание спроса со стороны смежных отраслей.
Необходимо помогать только тем предприятиям, у кого есть четкие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов. Неэффективные предприятия должны пройти процедуру финансового оздоровления или уйти с рынка.
Одной из важнейших мер по обеспечению повышения эффективности производства в целом является повышение энергоэффективности производства. Принимаемые предприятиями меры в данном направлении в обязательном порядке должны учитываться при предоставлении им государственной поддержки.
Должны быть четко определены приоритеты в расходовании бюджетных средств. Государственная поддержка реального сектора экономики за счет бюджетных средств должна оказываться по веским основаниям, финансовая помощь должна выделяться только в обоснованных и выверенных размерах.
При этом, ответственность бюджетной политики должна выражаться в безусловном исполнении принимаемых обязательств, но не столько в стоимостном контексте бюджетных обязательств, сколько в контексте реального повышения благосостояния граждан, комфортности их проживания на территории Новосибирской области, достижения задекларированных промежуточных и конечных результатов.
Развитие производства происходит только там, где есть реальная конкуренция. В целях повышения конкурентоспособности производимой на территории Новосибирской области продукции, необходимо предпринимать меры, направленные на повышение спроса на нее со стороны потребителей, находящихся за пределами Новосибирской области и даже Российской Федерации.
Планирование и исполнение расходов областного бюджета на государственную поддержку реального сектора экономики необходимо осуществлять с учетом средств федерального бюджета, обеспечивая максимальное участие Новосибирской области в реализации федеральных программ при имеющемся объеме софинансирования расходов за счет собственных средств областного бюджета.
Необходимо обеспечить максимальное привлечение внебюджетных источников при решении задач, касающихся развития реального сектора экономики, а также активизацию инвестиционных процессов за счет стимулирования частных инвестиций, в том числе на принципах государственно - частного партнерства.
Важно установить ответственность за эффективное расходование бюджетных средств на каждом уровне публичной власти.
Одним из механизмов реализации этой задачи является максимальный охват расходов областного бюджета на государственную поддержку реального сектора экономики программно-целевым методом планирования и исполнения бюджета. Программные документы позволяют четко установить лиц, ответственных за реализацию программ, целевые индикаторы реализации программ, а также качественные и количественные критерии оценки достижения поставленных задач.
Все юридические и физические лица, осуществляющие производство товаров, работ и услуг на территории области должны проявлять высокую степень ответственности при выполнении обязанности по уплате налогов. Надо четко понимать - уклонение от уплаты налогов есть не что иное, как лишение общества необходимых в современных условиях ресурсов.
Одним из рычагов обеспечения своевременности налоговых поступлений в бюджет и выплаты заработной платы в сфере реального сектора экономики должно оставаться включение в условия предоставления государственной поддержки предприятиям реального сектора экономики требования по отсутствию у них задолженности по налоговым платежам в бюджет и просроченной задолженности по выплате заработной платы.
В рамках совместных действий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на территории Новосибирской области в планируемом периоде продолжится проведение бюджетной политики в области предоставления государственной поддержки за счет бюджетных ресурсов предприятиям и организациям, при соблюдении условия отсутствия недоимки по страховым взносам во внебюджетные фонды Российской Федерации. Указанная норма с 2011 года вошла в состав законодательства Новосибирской области, регламентирующего условия предоставления государственной поддержки по направлениям развития промышленности, предпринимательства, науки и инноваций, сельскохозяйственного производства, транспорта.
Кроме того, в целях повышения финансовой, налоговой и бюджетной дисциплины к 2012 году по отношению к субъектам государственной поддержки планируется применять такой инструмент воздействия, как формирование реестра недобросовествных субъектов государственной поддержки, которым государственная поддержка, в случае нарушения ими условий ее получения, может быть повторно предоставлена не ранее, чем через 3 - 5 лет.
На сегодняшний день в сфере реального сектора экономики на территории Новосибирской области функционирует порядка 40 государственных учреждений. В отношении данных учреждений будут решаться задачи, аналогичные задачам, поставленным в ходе реализации бюджетной политики в социально-культурной сфере.
Приоритетными направлениями государственной поддержки реального сектора экономики за счет средств областного бюджета в среднесрочном периоде будут являться: строительство и реконструкция объектов государственной и муниципальной собственности, государственная поддержка дорожного хозяйства и транспорта, агропромышленного комплекса, промышленности и предпринимательства, науки и инновационной деятельности.
Основным направлением бюджетной политики в сфере строительства продолжает оставаться комплексное программное решение задач для достижения целей, определенных планом социально-экономического развития Новосибирской области.
В 2012-2014 годах планируется особое внимание уделить созданию условий для развития строительного комплекса области, обеспечению реализацию мер для технического перевооружения и модернизации действующих, а также создание новых энергоресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных производств, повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий по производству строительных материалов, обновление стандартов в сфере строительства и промышленности стройматериалов.
Основными целями и задачами в области развития строительного и жилищно-коммунального комплекса Новосибирской области на 2012-2014 годы будут являться:
повышение уровня обеспеченности населения Новосибирской области жильем;
обеспечение опережающего предложения подготовленных земельных участков для строительства, взаимодействие с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства по вовлечению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях осуществления жилищного строительства;
проведение мониторинга площадок комплексной застройки на территории Новосибирской области, разработка комплекса мер по стимулированию продолжения работ на остановленных объектах жилищного строительства;
создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, приведение уровня состояния и содержания жилищного фонда к современным требованиям;
повышение энергетической эффективности в социальной и жилищно-коммунальной сфере;
организация строительства (реконструкции) и капитального ремонта объектов общественной инфраструктуры на территории Новосибирской области, концентрация ресурсов на строительстве объектов социальной и инженерной инфраструктуры, имеющих высокую строительную готовность и социальную значимость на территории Новосибирской области;
развитие производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением новых технологий, устойчивого роста объемов выпуска продукции предприятиями строительного комплекса;
проведение проверки правильности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, финансируемых из средств областного бюджета;
разработка и внедрение информационной системы данных градостроительной деятельности Новосибирской области, региональных нормативов градостроительного проектирования, сокращение сроков проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
развитие конкурентных отношений, стимулирование негосударственного сектора в сфере управления и обслуживания многоквартирного жилищного фонда.
Реализация бюджетной и налоговой политики в сфере стимулирования инвестиционной деятельности, в том числе в рамках разрабатываемой долгосрочной целевой программы "Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2011-2021 годы", в ближайшие три года будет направлена на решение следующих основных задач:
создание условий для размещения новых производств за счет формирования крупных площадок (производственных парков) и их инфраструктурного обустройства;
привлечение средств федерального бюджета и государственных институтов развития, коммерческих структур с целью реализации проектов комплексного развития и создания современной инфраструктуры;
развитие систем информирования бизнес-сообществ об инвестиционном потенциале Новосибирской области.
Развитие промышленного сектора экономики Новосибирской области, малого и среднего предпринимательства в долгосрочной перспективе способствует обеспечению стабильного пополнения доходной базы областного бюджета Новосибирской области, привлечению инвестиций в экономику области, решает вопросы занятости населения, обеспечения граждан качественными товарами и услугами.
Обращение особого внимания развитию предпринимательства, привлечению инвестиций в экономику Новосибирской области, достижение наилучших показателей в рассматриваемой сфере, позволит привлечь дополнительные средства федерального бюджета в ближайшей перспективе, выделяемых на поощрение субъектов Российской Федерации в рамках решения задачи по стимулированию наращивания налогового потенциала на территории субъектов Российской Федерации.
В 2010 - начале 2011 года активно проводилась работа по формированию нормативно-правовой базы с целью активной реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории Новосибирской области. Принят Закон Новосибирской области от 13.11.2010 N 4-ОЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Новосибирской области". Утверждены ряд ведомственных целевых программ повышения энергоэффективности в сферах строительства и жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, социального развития, культуры. Начата реализация мероприятий долгосрочной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Новосибирской области на период до 2015 года".
Целями и задачами в рассматриваемом секторе на 2012-2014 годы являются:
формирование эффективной и диверсифицированной отраслевой и сбалансированной пространственной структуры экономики Новосибирской области, обеспечивающей конкурентоспособность, инновационность развития;
содействие развитию энергетического комплекса Новосибирской области и повышение его энергобезопасности, реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
развитие промышленного производства, в особенности сектора производства наукоемкой продукции;
создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства в сфере материального производства и инновационной деятельности, развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;
создание благоприятной конкурентной среды с целью наполнения потребительского рынка качественными товарами и услугами;
повышение мультипликативного эффекта от использования бюджетных ресурсов в процессе государственной поддержки сферы промышленности и предпринимательства.
Реализация поставленных целей и задач в планируемом периоде будет осуществляться в основном в рамках действующих расходных обязательств Новосибирской области. Планируется также введение новых расходных обязательств, которые связаны, в первую очередь, с пролонгацией действующих ведомственных и областных целевых программ. Таковыми являются ВЦП "Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2013-2015 годы" и ВЦП "Государственная поддержка научно-производственных центров в Новосибирской области на 2014-2016 годы", ДЦП "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Новосибирской области на 2012-2016 годы", ВЦП "Корректировка "Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области на период 2012-2016 годы" в 2013-2015 годах". Кроме того, при условии наличия бюджетных источников, планируются к введению новые расходные обязательства, которые ранее не реализовывались, целью которых является развитие потребительского рынка и сферы услуг на территории муниципальных образований Новосибирской области.
В целях обеспечения экономического роста и повышения инвестиционной активности финансовое обеспечение мероприятий по развитию дорожного хозяйства и транспорта продолжает оставаться одной из основных задач бюджетной политики на среднесрочную перспективу.
Устойчивое развитие дорожно-строительного комплекса как одного их секторов экономики Новосибирской области предусматривает реализацию следующих принципов:
формирование планов дорожно-строительных работ на плановый период и среднесрочную перспективу с учетом переходящих и социально-значимых объектов, а также с учетом долгосрочного прогноза развития дорожного комплекса Новосибирской области в целом и каждого района в отдельности, обеспечивающих концентрацию финансовых ресурсов для восстановления опорной сети автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
внедрение и использование прогрессивных и материалосберегающих технологий и материалов с целью эффективного использования бюджетных средств, существенного снижения стоимости работ, увеличения прочности и долговечности дорожных одежд;
совершенствование порядка ценообразования и определения сметной стоимости работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог общего пользования Новосибирской области и сооружений на них, финансируемых за счет средств областного бюджета;
совершенствование системы контроля качества дорожных работ, ориентированной на соблюдение нормативных требований, проектной документации, применение штрафных санкций и ужесточение требований заказчика к безусловному исполнению контрактных обязательств подрядными организациями.
Финансовое обеспечение дорожного хозяйства с 2012 года планируется осуществлять за счет создаваемого в рамках областного бюджета дорожного фонда Новосибирской области.
Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда будет определяться при формировании проекта бюджета на очередной финансовый год и плановый период в размере не менее прогнозируемого объема доходов областного бюджета Новосибирской области, установленных законом о дорожном фонде Новосибирской области.
В сфере транспорта в 2012-2014 годах планируется совершенствовать систему персонального учета количества поездок отдельных категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, определить оптимальные формы поддержки предприятий пассажирского транспорта, что позволит эффективно перераспределить перевозочную работу между видами пассажирского транспорта, повысить населенность подвижного состава в пути при сохранении необходимого уровня качества транспортного обслуживания всех категорий пассажиров. Как и в предыдущие годы планируется осуществлять компенсацию потерь в доходах ОАО "Экспресс-пригород" в связи с государственным регулированием тарифов на железнодорожные перевозки пассажиров в поездах пригородного сообщения.
Не менее важны задачи, стоящие перед другими отраслями экономики Новосибирской области.
Задачами бюджетной политики Новосибирской области на 2012-2014 годы в сфере агропромышленного комплекса Новосибирской области будут являться:
обеспечение интенсивного развития агропромышленного комплекса на основе технического перевооружения производства;
внедрение инновационных методов и технологий, индустриальных форм ведения сельского хозяйства;
развитие производственно-сбытовой инфраструктуры и рынков реализации сельскохозяйственной продукции;
увеличение привлекательности и расширения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей области;
повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
содействие в обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей области профессиональными высококвалифицированными кадрами;
обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Новосибирской области;
развитие мелиорации;
развитие и модернизация инфраструктуры агропродовольственного рынка;
стимулирование инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса.
В расходах областного бюджета на 2012-2014 годы планируется сохранить все направления государственной поддержки сельскохозяйственного производства, финансирование которых осуществлялось ранее. Объемы бюджетных ассигнований по статьям расходов планируется рассчитать в соответствии с требованиями Закона Новосибирской области от 08.12.2006 N 61-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области" и установленным уровнем софинансирования расходов областного и федерального бюджетов.
В рамках Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Новосибирской области на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 01.11.2007 N 147-па, в области реализуются ведомственные целевые программы: "Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Новосибирской области на 2009 - 2012 годы" и "Развитие мясного скотоводства в Новосибирской области на 2009 - 2012 годы", "Развитие малых форм хозяйствования в АПК Новосибирской области на 2009 - 2011 гг.", "Развитие льняного комплекса в Новосибирской области на 2009 - 2011 гг.", "Создание Единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса в Новосибирской области (2009-2011 годы)", "Строительство животноводческих комплексов (ферм) по производству молока, мяса крупного рогатого скота в Новосибирской области в 2010 - 2012 годах". В 2012 году действие данных программ заканчивается, в связи с чем планируется разработка новых ведомственных и долгосрочных целевых программ в сфере агропромышленного комплекса.
В 2011 году были внесены существенные изменения в Законы Новосибирской области от 08.12.2006 N 61-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Новосибирской области" и от 16.12.2006 N 75-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по государственной поддержке сельскохозяйственного производства", согласно которым изменился механизм предоставления господдержки, в соответствии с которым будет обеспечено повышение эффективности использования бюджетных средств.
При этом, по-прежнему острым остается вопрос совершенствования правого регулирования предоставления государственной поддержки сельскохозяйственного производства за счет средств областного бюджета.
В дальнейшем планируются дополнительные изменения вышеуказанного закона в части обеспечения достижения целей государственной поддержки сельскохозяйственного производства не за счет ежегодного увеличения объема бюджетных ресурсов на эти цели, а за счет дальнейшего совершенствования механизмов предоставления господдержки, повышения ее эффективности.
В части достижения поставленных целей в области сохранения окружающей среды и биоразнообразия, защиты лесного фонда от пожаров и вредителей, предусматривается разработка нового плана противопожарного устройства лесов, организация эффективного государственного лесного контроля, посредством которых будет обеспечено:
повышение эффективности и объемов использования лесов;
совершенствование арендных отношений в лесной отрасли;
развитие объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
создание благоприятных условий для инвестиций в лесную сферу.
В результате эффективного использования лесного комплекса Новосибирской области планируется увеличение поступления платы за использование лесов в бюджетную систему Российской Федерации, что способствует повышению стабильности и увеличению доходной базы областного бюджета.
Основным источником финансирования расходов охране, защите и воспроизводству лесов на территории Новосибирской области остаются субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий в области лесных отношений. Кроме того, на уровне субъекта российской Федерации за 2010 год сформирована нормативная база, позволяющая и в планируемом периоде привлекать средства областного бюджета на реализацию вышеперечисленных направлений.
В целях комплексного решения природоохранных проблем, улучшения экологической обстановки в соответствии с Концепцией охраны окружающей среды Новосибирской области, планируется разработка и реализация следующих целевых программ:
ведомственная целевая программа "Государственная поддержка развития товарного рыбоводства в Новосибирской области на 2011 - 2013 годы";
долгосрочная целевая программа "Обращение с отходами производства и потребления Новосибирской области на 2012 - 2016 годы".
долгосрочная целевая программа "Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, защиты населения и объектов экономики от негативного воздействия вод в Новосибирской области на 2012 - 2015 годы".
С целью обеспечения на территории Новосибирской области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов, как основы для развития охотничьего хозяйства, в области разработана долгосрочная целевая программа "Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы". Реализация данной программы, помимо предусмотренных средств из областного бюджета, будет способствовать привлечению дополнительных средств финансирования на развитие отрасли из внебюджетных источников.
Основным направлением бюджетной политики в сфере науки и инновационной деятельности на среднесрочную перспективу 2012 - 2014 года является совершенствование условий для устойчивого развития инновационной системы Новосибирской области, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и роста качества жизни населения.
При формировании расходов в сфере науки планируется предусмотреть ассигнования на поддержку развития инноваций, направленных на рост научного потенциала, способствующих решению задач модернизации экономики, на обеспечение в этих целях преемственности в сфере научных исследований и технологических разработок, привлечение и закрепление в ней молодежи.
В области информатизации и развития телекоммуникационных технологий в 2012 - 2014 годах все управленческие решения планируется реализовать в рамках долгосрочных и ведомственных целевых программ Новосибирской области по созданию государственных информационных систем, формированию государственных информационных ресурсов, а также применению информационных технологий, в рамках Концепции развития информационного общества и электронного правительства в Новосибирской области на период до 2015 года.
Такие меры позволят обеспечить развитие регионального интернет-портала, на котором размещена актуальная информация о более чем 350 государственных услугах, в сфере транспорта, здравоохранения, социального обслуживания и т.д. А также реализовать начальный этап создания электронного правительства Новосибирской области, связанного с обеспечением доступа граждан к данному интернет-порталу оказания государственных и муниципальных услуг во всех муниципальных районах Новосибирской области посредством создания государственной сети терминалов (инфоматов) и других видов инфраструктуры публичного (общественного) доступа.
Совершенствование системы межбюджетных отношений
В связи с изменением федерального законодательства, связанного с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений, изменением организации системы здравоохранения и финансового обеспечения деятельности полиции, а также изменением положений Бюджетного кодекса Российской Федерации по установлению единых нормативов отчислений, перед органами государственной власти Новосибирской области на 2012 год в сфере межбюджетных отношений стоит ряд задач, направленных на уточнение методик распределения средств фондов финансовой поддержки, а также на развитие собственной доходной базы местных бюджетов. В рамках реализации задач, необходимо:
1. С учетом сокращения состава полномочий органов местного самоуправления, обусловленного изменением федерального законодательства, пересмотреть объемы соответствующих фондов финансовой поддержки и предусмотреть распределение объемов дотаций исходя из финансового норматива доходов на 1 жителя;
2. Распределение объемов дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов на 2012 год осуществлять исходя из необходимости недопущения снижения объемов дотаций 2011 года;
3. Установить для муниципальных районов и городских округов единый норматив отчислений от налога на доходы физических лиц в размере, необходимом для соблюдения требований части 3 статьи 58 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. Продолжить практику наделения органов местного самоуправления в Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений на выравнивание бюджетной обеспеченности, способствующую укреплению сотрудничества между муниципальными районами и поселениями при решении вопросов местного значения.
5. Усовершенствовать межведомственное взаимодействие органов государственной власти Новосибирской области для объективной оценки финансовых возможностей органов местного самоуправления в вопросах софинансирования мероприятий областных долгосрочных и ведомственных целевых программ.
Учитывая высокую долю межбюджетных трансфертов в местных бюджетах практика осуществления мониторинга соблюдения органами местного самоуправления требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и качества управления местными бюджетами, разработки программ повышения квалификации работников органов местного самоуправления будет продолжена.
Для муниципальных районов, достигших значительного прироста показателя экономического развития, предусмотрено сохранение механизма предоставления соответствующих межбюджетных трансфертов.
С целью создания у органов местного самоуправления навыков формирования задач, направленных на достижение наилучших значений показателей эффективности деятельности, необходимо разработать механизмы финансового стимулирования.
Бюджетная политика в сфере управления
государственным внутренним долгом
В настоящее время политика Новосибирской области по управлению государственным долгом направлена на обеспечение сбалансированности бюджета области путем осуществления заимствований в рамках утвержденной Программы государственных внутренних заимствований Новосибирской области. Одна из главных целей управления государственным долгом области - минимизация стоимости обслуживания долговых обязательств, в рамках достижения которой с 2011 года кредитные ресурсы привлекаются в форме открытых аукционов в электронной форме.
Одним из итогов комплексной оценки менеджмента Новосибирской области, в том числе в части управления государственным долгом, стал пересмотр прогноза по долгосрочным рейтингам Новосибирской области со "Стабильного" на "Позитивный".
Бюджетная политика на 2012 - 2014 годы также должна исходить из необходимости обеспечения сбалансированности областного бюджета Новосибирской области, соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита областного бюджета и размера государственного внутреннего долга Новосибирской области с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач, сохранения уже достигнутых и сложившихся результатов управления государственным долгом Новосибирской области в условиях реализации новых направлений использования финансовых ресурсов.
В процессе исполнения областного бюджета Новосибирской области наблюдается неравномерность поступления доходов бюджета в пределах финансового года. Несбалансированность бюджета усугубляется несовпадением сроков финансирования расходов бюджета с зачислением доходов, планированием бюджета области с дефицитом. Политика области по управлению государственным долгом определяется исходя из принципов управления ликвидностью бюджета с учетом сезонной неравномерности поступления доходной части бюджета области и необходимости своевременного ритмичного исполнения расходов бюджета с учетом факторов периодичности, календарных особенностей. Определение источников финансирования дефицита бюджета, объемов и сроков привлечения заимствований осуществляется в сопоставимости с параметрами инфраструктурных проектов под финансирование которых предполагается осуществлять заимствования, а также с учетом сроков погашения уже имеющихся долговых обязательств.
В целях повышения результативности и эффективного использования средств областного бюджета политика Новосибирской области по осуществлению государственных заимствований и регулированию государственного долга Новосибирской области на период 2012 - 2014 годы направлена на:
1. Поддержание оптимальной структуры государственного внутреннего долга путем реализации долговой политики Новосибирской области по осуществлению государственных заимствований, в максимальной степени отвечающих потребностям области;
2. Гибкое реагирование на изменяющиеся условия финансовых рынков по результатам регулярно проводимых мониторингов текущей конъюнктуры долговых рынков и использование наиболее благоприятных источников и форм заимствований, исходя из достижения цели сокращения стоимости обслуживания долговых обязательств;
3. Использование среднесрочного механизма оказания государственной поддержки в форме государственных гарантий Новосибирской области в связи с актуальностью и востребованностью данного долгового инструмента в целях стимулирования важных для Новосибирской области проектов инвестиционного характера;
4. Сохранение объема долговых обязательств на экономически безопасном уровне путем:
соблюдения установленных законодательством Российской Федерации параметров и ограничений, в том числе в части предельных объемов заимствований, государственного долга, расходов на обслуживание и размера дефицита областного бюджета;
управление параметрами срочности долга для поддержания оптимального соотношения стоимости долговых обязательств и распределения возникающих долговых обязательств во временном интервале;
осуществления государственных заимствований в рамках программы государственных внутренних заимствований Новосибирской области;
предоставления государственных гарантий Новосибирской области в рамках программы государственных гарантий Новосибирской области;
обеспечение исполнения долговых обязательств Новосибирской области в установленный срок в полном объеме в соответствии с заключаемыми государственными контрактами и соглашениями;
принятия мер для минимизации риска уплаты бюджетных средств по неисполненным обязательствам получателей гарантий перед третьими лицами;
5. Обеспечение информационной прозрачности (открытости) Новосибирской области в вопросах долговой политики путем опубликования информации о структуре государственного внутреннего долга Новосибирской области на официальном сайте Правительства Новосибирской области, официальном сайте Министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области, а также взаимодействия с рейтинговыми агентствами по независимой оценке кредитоспособности Новосибирской области, присвоению и поддержанию кредитных рейтингов Новосибирской области.
Таким образом, политика в сфере управления государственным долгом области позволит повысить уровень управляемости бюджетом, эффективнее решать проблемы несбалансированности его исполнения. Способность предотвращать риски кассовых разрывов путем проведения четко выверенной, экономически обоснованной долговой политики будут определять эффективность деятельности органов власти в вопросах управления бюджетными рисками.
В целом, бюджетная и налоговая политика, проводимая в Новосибирской области, должна стать ориентированной на реализацию стратегических целей социально-экономического развития региона. Повышение уровня данной координации будет способствовать решению задач реализации различных отраслевых стратегий, которые, в свою очередь, определяют перспективы развития общественной инфраструктуры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Новосибирской области от 22 августа 2011 г. N 370-рп "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов"
Текст распоряжения опубликован на сайте Губернатора и Правительства Новосибирской области www.adm.nso.ru от 23 августа 2011 г.