Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Концепция
создания Единой автоматизированной информационной системы
Таможенного комитета Сообщества (ЕАИС ТКС)
Российской Федерации и Республики Беларусь
Аннотация
Введение
1. Общие положения
2. Цели и задачи создания ЕАИС ТКС и формирования информационного
пространства Сообщества
3. Основные принципы разработки ЕАИС ТКС и формирования
информационного пространства Сообщества
4. Нормативно-правовые механизмы создания ЕАИС ТКС и формирования
информационного пространства Сообщества
5. Формирование, поддержка и использование информационных ресурсов
в информационном пространстве Сообщества
6. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения
информационных процессов в информ. пространстве Сообщества
7. Обеспечение информационной безопасности в информационном
пространстве Сообщества
8. Единая автоматизированная информационная система таможенных
служб государств-участников Сообщества (ЕАИС ТКС)
9. Организационные основы формирования и развития информационного
пространства Сообщества
10. Этапы создания ЕАИС ТКС и формирования информационного
пространства Сообщества
11. Финансово-экономические принципы формирования и обеспечения
развития информационного пространства Сообщества
Заключение
Аннотация
Проект Концепции создания ЕАИС ТКС (далее Концепция) базируется на принятых ранее соглашениях государств-участников Сообщества по сотрудничеству в сфере обмена информацией и создания единого информационного пространства таможенной службы.
При подготовке Концепции были использованы материалы рабочих заседаний и консультативных встреч полномочных представителей таможенных служб государств Сообщества и Советом руководителей таможенных служб стран СНГ.
В Концепции были использованы также материалы по выработке и реализации информационной политики, подготовленные в Межгосударственном экономическом Комитете СНГ.
Концепция носит рекомендательный характер, основана на констатации имеющегося информационного сближения государств Сообщества и представляет собой систему согласованных взглядов на цели и приоритеты в сферах сотрудничества таможенных служб и развитии информационных обменов.
Основные положения Концепции отражают:
- приоритетные цели и интересы проведения согласованной на государственном и ведомственном уровнях политики формирования информационного пространства Сообщества;
- принципы и организационные основы сотрудничества в сфере развития информационных и телекоммуникационных систем;
- механизмы и условия реализации согласованных мероприятий и программ по созданию и развитию совместных информационных технологий.
Концепция составлена с учетом основных положений национальных программ информатизации и развития систем, подготовленных в государствах Сообщества.
Введение
Межгосударственные обмены таможенной информацией в новых политических и экономических условиях трансформировались для государств Сообщества в широкомасштабную задачу создания ЕАИС ТКС формирования единого информационного пространства таможенных служб.
Для решения этой задачи на основе современных информационных технологий требуется выработка и проведение согласованной политики по формированию информационного пространства государств Сообщества.
Концепция предполагает определение необходимых условий для реализации комплекса мероприятий по дальнейшему развитию межгосударственных информационных обменов на принципах независимости и взаимовыгодности использования международных стандартов при создании и развитии информационных систем, широкого применения техники и технологий государств-участников Сообщества.
Концепция ориентирована на решение следующих важнейших задач:
- определение приоритетных направлений сотрудничества государств-участников Сообщества по развитию межгосударственных информационных обменов;
- предложение механизма реализации согласованной деятельности посредством политики независимого и взаимовыгодного сотрудничества государств Сообщества с учетом их национальных интересов и приоритетов.
Решение указанных задач является началом процессов по созданию качественно новой информационной среды и формированию информационного пространства Сообщества на базе ЕАИС ТКС.
1. Общие положения
Возникновение транснациональных экономических структур, информационных и телекоммуникационных систем свидетельствует о переходе к информационной ориентации развития экономики и общества.
Решение проблем информационного взаимодействия должно опережать по времени каждый шаг в налаживании сотрудничества в той или иной сфере.
Формирование информационного пространства таможенных служб позволит полнее координировать их деятельность создавать благоприятные условия для функционирования внешней торговли, проводить согласованную политику в различных сферах таможенного оформления и контроля.
В области формирования информационного пространства существуют закономерности, общие для государств Сообщества и специфические для каждого государства. Причина этих специфических особенностей кроется в том, что не все элементы информационного пространства находятся в одно и то же время на одной и той же стадии развития. Процесс развития государств-участников Сообщества является линейным и скорости вхождения каждого из государств в информационное пространство могут быть различны.
Исходя из этого, Концепция предусматривает:
- этапы формирования и развития информационного пространства сообщества;
- нормативно-правовую базу взаимодействия в информационной сфере;
- повышение эффективности информационного взаимодействия по согласованным сферам таможенной деятельности;
- защиту национальных интересов в сфере информации и информатизации.
Концепция является частью сотрудничества государств-участников Сообщества в сфере информации и телекоммуникаций и будет осуществляться через национальные программы информатизации и целевые программы межгосударственного сотрудничества по согласованным сферам таможенной деятельности.
2. Цели и задачи создания ЕАИС ТКС и формирования
информационного пространства Сообщества
Главной целью работ по созданию ЕАИС ТКС и по формированию информационного пространства государств-участников Сообщества является обеспечение взаимодействия на взаимовыгодной основе национальных информационных пространств государств-участников Сообщества с учетом интересов в деле развития сотрудничества в согласованных сферах таможенной деятельности.
Имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Сообщества:
1. Разработка правовых основ, выработка и принятие межгосударственных документов о единых правилах таможенного оформления и контроля.
2. Разработка правовых основ доступа к информационным ресурсам.
3. Принятие согласованных мер по созданию информационно-телекоммуникационных систем в государствах Сообщества на основе кооперации и разделения труда.
4. Осуществление совместных мероприятий по использованию созданного ранее научно-технического потенциала и информационной инфраструктуры в государствах Сообщества.
Эти цели, интересы и задачи явились определяющими для разработки основных положений Концепции по созданию ЕАИС ТКС и формирования информационного пространства Сообщества.
3. Основные принципы разработки ЕАИС ТКС и
формирования информационного пространства Сообщества
Разработка ЕАИС ТКС и формирование информационного пространства таможенных служб Сообщества осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- соблюдения суверенных прав государств на независимое формирование своего информационного пространства;
- соблюдения основных принципов, заложенных в международных документах и принятых соглашений и договоров Сообщества в области межгосударственного обмена информацией;
- взаимовыгодности межгосударственных информационных обменов;
- обеспечение достаточного уровня информационной безопасности каждым из государств-участников Сообщества;
- экономической целесообразности участия каждого государства в реализации мероприятий по развитию информационной инфраструктуры и сферы информационно-коммуникационных систем;
- сохранения, развития и эффективного использования существующей информационной инфраструктуры государств-участников Сообщества;
- соблюдение норм международного права и учета национальных интересов при разработке и согласовании подходов к сотрудничеству государств-участников Сообщества в области информации;
- проведения согласованной научно-технической политики, обеспечивающей взаимодействие информационных систем государств-участников Сообщества;
- использование наравне с государственными источниками финансирования различных привлеченных средств;
- признания равенства сторон в праве на получение и распространение информации;
- взаимной заинтересованности в расширении возможностей по налаживанию постоянных и оперативных каналов межгосударственного общения, обмена и распространения информации в Сообществе.
Указанные принципы относят вопросы создания ЕАИС ТКС и деятельность по формированию информационного пространства к приоритетным задачам межгосударственного уровня, которые должны находиться под постоянным контролем руководителей таможенных служб Сообщества.
4. Нормативно-правовые механизмы создания ЕАИС ТКС
и формирования информационного пространства Сообщества
Интересы создания ЕАИС ТКС и формирования информационного пространства государств-участников Сообщества обуславливают следующие первоочередные направления деятельности по развитию национальной нормативно-правовой базы в этой области:
- регулирование отношений собственности на информацию, информационные ресурсы, информационные структуры и технологии;
- регулирование доступа к информации;
- обеспечение безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем;
- защита авторских прав субъектов на основе международного права.
Важнейшим направлением в области совершенствования законодательства в сфере информации для государств-участников Сообщества является участие их представителей в работе международных организаций, а также организация обмена правовой информацией между ними.
Создание интегрированных ЕАИС таможенных служб России и Республики Беларусь в полном объеме должно осуществляться на соблюдении ряда требований обеими сторонами по обеспечению совместимости и дальнейшему единению:
1. Правовых основ таможенного дела.
2. Методологий организации и проведения таможенного оформления.
3. Состава применяемых документов и документооборотов.
4. Систем финансово-хозяйственной деятельности.
5. Систем государственной и внутриведомственной статотчетности.
6. Издаваемых законодательных и нормативных актов и т.п.
Для систем подобного рода, кроме соблюдения перечисленных требований, надо добиться:
- технической и форматно-логической совместимости вычислительной техники и программных средств;
- информационной совместимости на базе единой НСИ;
- единой системы идентификации товаров, транспортных средств, участников ВЭС и т.п.;
- унификации структур электронных записей входных и выходных сообщений;
- совместимости протоколов телекоммуникационных средств передачи данных и т.п.
Нормативно-правовые аспекты проблемы формирования информационного пространства государств-участников Сообщества целесообразно обсуждать по отдельным элементам и формам информационного взаимодействия в соответствии с интересами и приоритетными направлениями формирования информационного пространства Сообщества.
5. Формирование, поддержка и использование информационных
ресурсов в информационном пространстве Сообщества
Совместное использование национальных информационных ресурсов осуществляется в соответствии с межгосударственными и межведомственными решениями и соглашениями.
Для реализации этой цели следует создать взаимовыгодные условия для местных и зарубежных пользователей на доступ к национальным ресурсам.
При организации доступа к информационным ресурсам будут осуществляться подходы, основанные на взаимовыгодном обмене информацией.
На государственном уровне решаются вопросы:
- законодательного регламентирования процедур доступа к информационным ресурсам;
- прав и обязательств собственников, владельцев и пользователей информационных ресурсов;
- обеспечение устойчивости и надежности информационного обслуживания.
6. Создание и развитие средств поддержки и обеспечения информационных
процессов в информационном пространстве Сообщества
Государства-участники Сообщества осуществляют мероприятия по развитию информационно-телекоммуникационных систем и обеспечивают благоприятную обстановку для осуществления информационных процессов в тех случаях, когда это имеет важное значение с точки зрения их интересов создает новые возможности информационных обменов для развития сотрудничества в соответствии с межгосударственными соглашениями и международными нормами.
Для унификации и повышения оперативности межгосударственного документооборота в государствах Сообщества создают условия, позволяющие решать проблему электронной передачи документов.
Государства-участники Сообщества создают экономические, институциональные и правовые условия для формирования механизмов межгосударственного сотрудничества в области автоматизации функций таможенного дела.
7. Обеспечение информационной безопасности в
информационном пространстве Сообщества
Одной из важнейших проблем формирования информационного пространства государств-участников Сообщества является обеспечение каждым из них собственной информационной безопасности и защиты своего информационного суверенитета, а также защиты и сохранности информационных ресурсов Сообщества.
Практическое решение вопросов обеспечения национальной информационной безопасности, привлечения к ответственности за угрозу или нарушение информационной безопасности в каждом из государств Сообщества осуществляется в порядке, предусмотренном их национальным законодательством, нормами международного права, а также соответствующими межгосударственными соглашениями.
8. Единая автоматизированная информационная система
таможенных служб государств-участников Сообщества (ЕАИС ТКС)
ЕАИС ТКС является составной частью информационного пространства государств Сообщества и предназначена преимущественно для обеспечения информационных обменов органов государственной власти и управления государств между собой и органами Сообщества по вопросам таможенного законодательства, таможенного оформления и контроля.
Состав подсистем, создаваемых в рамках ЕАИС ТКС и автоматизируемых ими функций, определяется на основе принятых государствами Сообщества двусторонних соглашений.
Интеграция действующих в рамках ЕАИС ТКС подсистем государств Сообщества должна максимально сохранять их информационные и технические основы и обеспечивать преемственность накопленного опыта и научно-технического задела.
Нормативно-правовое обеспечение создания и функционирования ЕАИС ТКС должно базироваться на единых законодательствах государств-участников Сообщества и международных законодательных актах, обязательных к выполнению обеими сторонами.
Перечень информационных таможенных технологий, предлагаемый для реализации в ЕАИС ТКС представлен в Таблице 1.
9. Организационные основы формирования и развития
информационного пространства Сообщества
Реализация решений по формированию информационного пространства государств-участников Сообщества осуществляется на основе пакета существующих и разрабатываемых межгосударственных соглашений, которые обеспечивают организацию и правовое регулирование отношений в сфере информации и информатизации.
Задача создания межгосударственных информационных систем, как составной части информационного пространства Сообщества, решается соответствующими межгосударственными и отраслевыми органами. Свою работу они проводят руководствуясь принятыми на межгосударственном уровне решениями, в том числе и данной Концепцией.
10. Этапы создания ЕАИС ТКС и формирования
информационного пространства Сообщества
Создание ЕАИС ТКС и формирование информационного пространства Сообщества является масштабной и сложной задачей. Ее решение потребует от государств-участников Сообщества координации усилий в процессе реализации широкого круга нормативно-правовых, технических и финансовых проблем на национальном и межгосударственном уровнях.
В укрупненном виде стратегия деятельности по разработке ЕАИС ТКС и формированию информационного пространства должна включать следующие два основных этапа.
Первый этап 1997 - 1998 гг. На первом этапе будет осуществлена проработка технических и организационных вопросов информационного взаимодействия государств-участников Сообщества. Результаты этой ранты должны быть представлены в согласованном на межгосударственном уровне Перспективном плане подготовки документов по реализации Концепции формирования информационного пространства.
Необходимо разработать проект интегрированной автоматизированной системы на базе уже имеющихся наработок обеих сторон с максимальным использованием их при создании системы.
Первоочередными подсистемами, как составляющими ЕАИС первой очереди таможенной службы России и Республики Беларусь, необходимо считать автоматизированную систему контроля доставки товаров (АС КДТ), следующих через территории Республики Беларусь в Россию и транзитом через нее, и автоматизированную систему ведения таможенной статистики внешней торговли Сообщества.
На втором этапе сотрудничества необходимо разработать проект интегрированной автоматизированной системы ЕАИС таможенных служб России и Республики Беларусь в полном объеме с охватом автоматизации всех таможенных подсистем ("Таможенные платежи", "Валютный контроль", "Борьба с нарушителями таможенных правил и контрабандой", "Таможенно-тарифное регулирование", "Организация таможенного контроля пассажиров и отдельно следующего багажа" и др.).
Второй этап 1998 - 2000 гг. На этом этапе предполагается обеспечить широкий доступ граждан государств Сообщества, органов государственного управления и субъектов хозяйственной деятельности к национальным информационным ресурсам в согласованных сферах.
Будет углублено взаимодействие информационных систем, обеспечивающих постоянное развитие межгосударственных информационных обменов по согласованным сферам деятельности.
Будут созданы политические, экономические и технические условия для межгосударственной кооперации в сфере информации и информатизации.
Будут в основном согласованы правовые основы и механизмы осуществления межгосударственного информационного обмена.
11. Финансово-экономические принципы формирования и
обеспечения развития информационного пространства Сообщества
Для достижения целей формирования информационного пространства необходимы значительные объемы финансирования.
Источниками финансирования могут быть:
- средства бюджетов межгосударственных органов, предназначенных на развитие их информационных систем;
- средства, получаемые в рамках программы технического содействия по международным программам;
- финансовые ресурсы государств, выделяемые на развитие собственных информационных пространств;
- средства из внеплановых доходов таможенных служб и т.п.
Заключение
Межгосударственное сотрудничество в сфере информации и информатизации достаточно динамично.
Тенденция такова, что наработанный потенциал в принятых ранее соглашениях в этой сфере начинает работать и служит достаточной нормативно-правовой базой для налаживания сотрудничества и принятия конкретных практических решений в государствах Сообщества.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.