Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Глава 4. Операционный риск

Информация об изменениях:

Глава 4 изменена с 1 октября 2020 г. - Указание Банка России от 8 апреля 2020 г. N 5431-У

См. предыдущую редакцию

Глава 4. Операционный риск

 

4.1. Процедуры по управлению риском возникновения прямых и непрямых потерь в результате несовершенства или ошибочных внутренних процессов кредитной организации, действий персонала и иных лиц, сбоев и недостатков информационных, технологических и иных систем, а также в результате реализации внешних событий (далее - операционный риск) должны включать методы выявления и оценки принятого операционного риска в отношении различных направлений деятельности кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы, участника банковской группы), в том числе методы оценки и анализа вероятности реализации операционного риска.

Правовой риск, риск информационной безопасности (включая киберриск) и риск информационных систем являются частью операционного риска. Понятия риска информационной безопасности, киберриска и риска информационных систем, используемые в настоящем Указании, применяются в значениях, установленных пунктами 1.4 и 7.2 Положения Банка России от 8 апреля 2020 года N 716-П "О требованиях к системе управления операционным риском в кредитной организации и банковской группе", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 3 июня 2020 года N 58577 (далее - Положение Банка России N 716-П).

Процедуры по управлению операционным риском должны предусматривать:

полномочия руководителей структурных подразделений кредитной организации в области управления операционным риском и их ответственность за выявление и оценку операционного риска, присущего деятельности этих подразделений;

наличие в кредитной организации подразделения (работников), осуществляющего разработку процедур по управлению операционным риском, включая методы оценки операционного риска, и составление отчетов об операционном риске, а также применение указанных процедур;

осуществление контроля за выполнением принятых в кредитной организации процедур по управлению операционным риском и оценки их эффективности службой внутреннего аудита кредитной организации (иным подразделением кредитной организации, независимым от подразделений, осуществляющих операции (сделки), связанные с принятием рисков, разработкой и применением процедур по управлению операционным риском);

иные процедуры, установленные пунктом 2.1 Положения Банка России N 716-П.

4.2. В случае если кредитная организация использует методы оценки операционного риска, отличные от установленных Положением Банка России N 652-П, применяемые методы должны соответствовать требованиям, предъявляемым к такого рода методам в международной практике.

В кредитной организации, использующей модели количественной оценки рисков, процедуры управления операционным риском должны содержать методы выявления и оценки риска ошибок процессов разработки, проверки, адаптации, приемки, применения методик количественных и качественных моделей оценки активов, рисков и иных показателей, используемых в принятии управленческих решений (модельный риск).

Методы оценки операционного риска, применяемые дочерней кредитной организацией, должны быть согласованы в письменной форме с головной кредитной организацией банковской группы.

4.3. В кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы) создается и обновляется на постоянной основе аналитическая база данных о событиях операционного риска и потерях, понесенных вследствие его реализации (далее - база событий). База событий ведется в разрезе участников банковской группы, направлений деятельности (структурных подразделений), видов операций (сделок).

Порядок ведения и использования базы событий, включая требования к форме и содержанию вводимой информации, порогу регистрации размера потерь, информация о которых подлежит отражению в указанной базе событий, а также порядок учета внешней информации в целях оценки принятого кредитной организацией (дочерней кредитной организацией) операционного риска устанавливаются кредитной организацией (головной кредитной организацией банковской группы) в соответствии с главой 6 Положения Банка России N 716-П в документах кредитной организации (головной кредитной организации банковской группы), разрабатываемых в рамках ВПОДК.

4.4. Кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы), использующая в целях оценки достаточности капитала на покрытие операционного риска методы, применяемые в международной практике, должна накапливать информацию о потерях, понесенных кредитными организациями вследствие реализации операционного риска, внешних событиях операционного риска, имевших место в кредитных и финансовых организациях, сопоставимых с ней по составу и масштабу операций, включающую данные о суммах потерь, об объеме операций кредитных организаций в регионе, в котором были понесены потери, о причинах и обстоятельствах их возникновения.

Информация о событиях операционного риска должна быть классифицирована кредитной организацией в соответствии с главой 3 Положения Банка России N 716-П в зависимости от состава и масштаба операций.

4.5. В целях осуществления контроля за эффективностью управления операционным риском кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) определяет порядок и периодичность рассмотрения фактов возникновения потерь вследствие реализации операционного риска и причин их возникновения, а также перечень и порядок проведения мероприятий, направленных на повышение качества системы управления операционным риском и уменьшение негативного влияния операционного риска, включая мероприятия, направленные на предотвращение (снижение вероятности) событий операционного риска, и мероприятия, направленные на ограничение размера потерь от реализации событий операционного риска, в соответствии с подпунктом 2.1.7 пункта 2.1 Положения Банка России N 716-П.

4.6. В целях ограничения операционного риска кредитная организация (головная кредитная организация банковской группы) разрабатывает систему мер, направленных на снижение уровня операционного риска. К числу таких мер относятся:

разработка процедур совершения операций (сделок), порядка разделения полномочий и подотчетности по проводимым операциям (сделкам), позволяющих исключить (ограничить) возможность возникновения операционного риска;

контроль за соблюдением установленных процедур;

развитие систем автоматизации банковских технологий и защиты информации;

страхование, в том числе:

имущественное страхование (страхование зданий, иного имущества, включая валютные ценности и ценные бумаги, от утраты (гибели), недостачи или повреждения, в том числе в результате действий третьих лиц, работников кредитной организации, а также страхование предпринимательских рисков, связанных с риском возникновения убытков вследствие реализации банковских рисков);

личное страхование (страхование работников от несчастных случаев и причинения вреда здоровью);

комплекс мероприятий, установленных подпунктом 4.1.5 пункта 4.1 Положения Банка России N 716-П.

Указанные меры должны быть доведены головной кредитной организацией банковской группы до участников банковской группы.