Решение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2015 г. N АКПИ15-268
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.
при секретаре Паршине Н.А.
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Дудкина М.В. о признании недействующим подпункта "а" пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункта "а" пункта 51" имеется в виду "подпункта "а" пункта 52"
приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 (далее - Приказ) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2008 г., регистрационный номер 13051, опубликован 16 января 2009 г. в "Российской газете".
Подпунктом "а" пункта 52 Правил предусмотрено, что сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированных транспортных средствах, собственниках и владельцах транспортных средств, а также документы (копии документов), послужившие основанием для совершения регистрационных действий, на основании письменного запроса выдаются судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, судебным приставам-исполнителям в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных актов или актов других органов, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Дудкин М.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 52 Правил, ссылаясь на то, что он противоречит Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", содержит коррупциогенные факторы, а именно: широту дискреционных полномочий, позволяющую должностному лицу принимать решение о соответствии обратившегося лица случаю и порядку, предусмотренному законодательно; возможность необоснованно отказывать в удовлетворении заявления гражданина (организации) о предоставлении сведений и копий документов в связи с отсутствием исчерпывающего перечня лиц и органов, которым в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, выдаются документы и сведения о совершенных регистрационных действиях, а также перечня этих случаев.
В обоснование своего требования заявитель пояснил, что, являясь доверенным лицом Санниковой Н.Н., он обратился в ее интересах в органы Госавтоинспекции с заявлением о выдаче копии документов, явившихся основанием к прекращению (аннулированию) регистрации ее автомобиля, в чем ему было отказано со ссылкой на подпункт "а" пункта 52 Правил.
Заявитель в судебное заседание, о времени и месте которого извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) и Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указали на то, что Правила изданы федеральным органом исполнительной власти в пределах его компетенции, не противоречат действующему законодательству Российской Федерации и не нарушают права заявителя.
Обсудив доводы заявителя, возражения представителей МВД России Марьяна Г.В., Вольвача В.Н. и Козлова Ю.А., представителя Минюста России Бабченко В.Н., проверив оспариваемое нормативное предписание на предмет соответствия федеральному закону и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" МВД России поручено разработать и ввести в действие правила регистрации и учёта транспортных средств.
МВД России, осуществляя нормативно-правовое регулирование в сфере безопасности дорожного движения, издало оспариваемые Правила, которые устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объёмом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб.см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час. и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.
В связи с этим Правила утверждены МВД России в соответствии с полномочиями, предоставленными ему постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938.
Пунктом 19 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ) на полицию возложена обязанность по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в установленном законом порядке. В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 250 "Вопросы организации полиции" Госавтоинспекция с учётом возложенных на неё функций входит в состав полиции.
Согласно Положению о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 (далее - Положение), Госавтоинспекция, выполняя специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляет регистрацию и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдачу регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдачу паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (подпункт "в" пункта 11).
Федеральным законом N 3-ФЗ полиции предоставлено право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных), формирование и ведение которых осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации. Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе о владельцах транспортных средств. Полиция обеспечивает защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, уничтожения, копирования, распространения и иных неправомерных действий. Информация, содержащаяся в банках данных, предоставляется государственным органам и их должностным лицам только в случаях, предусмотренных федеральным законом; правоохранительным органам иностранных государств и международным полицейским организациям - в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Полиция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы (части 1 и 2, пункт 12 части 3, части 4-6 статьи 17).
Создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, возлагается на Госавтоинспекцию (пункт "х" пункта 11 Положения).
В силу части 9 статьи 14 Федерального закона 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, иными муниципальными органами, юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
Из изложенного следует, что оспариваемое положение Правил полностью соответствует нормам приведенных федеральных законов.
Довод заявителя о коррупциогенности оспариваемой нормы является несостоятельным в связи с полным ее соответствием федеральному законодательству, а неправильное ее применение не является основанием для признания недействующей.
Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении заявления Дудкина М.В. о признании недействующим подпункта "а" пункта 51 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001, отказать.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "подпункта "а" пункта 51" имеется в виду "подпункта "а" пункта 52"
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
А.М. Назарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оспаривались нормы о предоставлении сведений и документов, связанных с регистрацией транспорта.
Сведения о совершенных регистрационных действиях, зарегистрированном транспорте, его собственниках и владельцах, а также документы (копии), послужившие основанием для регистрационных действий, выдаются на основании письменного запроса.
При этом такие сведения и документы выдаются судам, органам прокуратуры, следствия, дознания в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими делами, делами об административных правонарушениях, приставам в связи с осуществлением ими функций по исполнению судебных или иных актов, а также налоговым, таможенным и другим органам и лицам в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.
По мнению заявителя, такие положения незаконны. Они содержат коррупциогенные факторы, а именно: широту дискреционных полномочий, которая позволяет должностному лицу принимать решение о соответствии обратившегося лица упомянутому "случаю и порядку, предусмотренному законодательно".
В нормах нет исчерпывающего перечня лиц и органов, которым выдаются упомянутые документы и сведения.
Это позволяет необоснованно отказывать в удовлетворении заявления гражданина (организации) о предоставлении подобных сведений.
ВС РФ счел положения законными и пояснил следующее.
Законом полиции предоставлено право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Создание, обеспечение функционирования и ведение информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений органам власти, организациям и гражданам, возлагается на Госавтоинспекцию.
В силу Закона об информации данные, содержащиеся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении госорганов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами.
Соответствующие госорганы обязаны обеспечивать в т. ч. защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения и иных неправомерных действий.
С учетом этого оспариваемые нормы не противоречат законодательству.
Решение Верховного Суда РФ от 9 апреля 2015 г. N АКПИ15-268
Текст решения официально опубликован не был