В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208, на основании заявления МУП "Коммунальщик" (регистрационный номер ФСТ-1677-31 от 26.01.2015 г.), рассмотрев разногласия между МУП "Коммунальщик" (далее - Заявитель) и Комитетом Тульской области по тарифам (далее - Комитет) (N ФСТ-1677-31 от 26.01.2015 г.) по приказу Комитета Тульской области по тарифам от 04.12.2014 г. N 46/1 "Об установлении тарифов на услуги водоснабжения, водоотведения и транспортировку сточных вод на 2014 и 2015 гг. и утверждении производственных программ для предприятий Тульской области", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.11.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "07.12.2011"
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. N 1746-э утверждены методические указания по расчёту тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 15 Методических указаний при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются производственные расходы, ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, административные расходы, нормативная прибыль.
Согласно пункту 16 Методический указаний при определении расчётных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объёмы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключённых в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определённые в базовом варианте уточнённого прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчётов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учёта и статистической отчётности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Согласно пункту 18 Методических указаний в составе производственных расходов учитываются расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение, расходы на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию, другие виды энергетических ресурсов и холодную воду, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.
В соответствии с пунктом 20 Методических указаний расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду, теплоноситель определяются как сумма произведений расчётных экономически (технологически, технически) обоснованных объёмов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов энергетических ресурсов холодной воды на соответственно плановые (расчётные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.
Разногласия по статье "Расходы на приобретаемую электрическую энергию (мощность)" заключаются в плановом объёме электроэнергии, (мощности), учтённом Комитетом при установлении тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые МУП "Коммунальщик" (кроме п. Грицовский) на 2014 год.
По результатам анализа представленного Комитетом расчёта планового объёма электроэнергии установлено, что регулирующим органом в указанном расчёте допущена техническая ошибка. Корректный расчёт, проведённый с исправлением вышеуказанной ошибки в части технических характеристик электрооборудования артезианских и сетевых насосов, подтверждает частичную обоснованность требований Заявителя по статье "Расходы на приобретаемую электрическую энергию (мощность)".
В соответствии с пунктом 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трёхстороннего соглашения, заключённого представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчётном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.
Разногласия по статье "Расходы на оплату труда основного производственного, ремонтного персонала" и в части подстатьи "Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала" статьи "Административные расходы" между сторонами заключаются в величине среднемесячной заработной платы и численности основного производственного, ремонтного, административно-управленческого персонала, учтённых Комитетом в тарифах 2014 года.
В связи с тем, что регулирующим органом численность производственного, ремонтного, административно-управленческого персонала учтена на уровне фактически сложившейся на момент установления тарифов на 2014 год, что не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере водоснабжения, Заявителю отказано в увеличении численности персонала МУП "Коммунальщик", учитываемой при расчёте тарифов на 2014 год.
Для анализа обоснованности требований Заявителя проведён расчёт величины среднемесячной заработной платы основного производственного, ремонтного, административно-управленческого персонала с учётом Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы (далее - Отраслевое тарифное соглашение), а также представленных Комитетом данных о величине средней заработной платы по вышеуказанным видам персонала, учтённой при расчёте тарифов на 2014 год для аналогичных организаций, оказывающих услуги водоснабжения на территории Тульской области.
В результате проведённого расчёта величина среднемесячной заработной платы основного производственного и административно-управленческого персонала сложилась на уровне ниже учтённого регулирующим органом при расчёте тарифов на 2014 год, а также учтённого Комитетом для аналогичных организаций, оказывающих услуги водоснабжения на территории Тульской области, в связи с чем Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения среднемесячной заработной платы основного производственного и административно-управленческого персонала. В результате проведённого расчёта в части ремонтного персонала величина среднемесячной заработной платы учтена регулирующим органом при расчёте тарифов на 2014 год на уровне ниже, чем учтено для аналогичных организаций, оказывающих услуги водоснабжения на территории Тульской области, в связи с чем требования Заявителя в части увеличения среднемесячной заработной платы ремонтного персонала подлежат частичному удовлетворению до уровня, рассчитанного с учётом положений Отраслевого соглашения и величины среднемесячной заработной платы, учтённой Комитетом в тарифах 2014 года для аналогичных организаций, оказывающих услуги водоснабжения на территории Тульской области.
Разногласия по размеру страховых взносов, применяемых при расчёте отчислений на социальные нужды основного производственного, ремонтного, административно-управленческого персонала на 2014 год, между сторонами отсутствуют, заявленные на разногласия расходы по статье "Отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного персонала", а также по подстатье "Отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала" статьи "Административные расходы" связаны с предлагаемым Заявителем увеличением расходов на оплату труда.
Расходы по статье "Отчисления на социальные нужды ремонтного персонала" рассчитаны с учётом результатов рассмотрения разногласий по величине фонда оплаты труда данного вида персонала МУП "Коммунальщик".
В соответствии с пунктом 23 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются расходы на текущий ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда.
В связи с отсутствием договоров на закупку материалов, необходимых для осуществления плановых работ по текущему ремонту, заключённых на 2014 год, по результатам проведённых конкурсных процедур по выбору организаций-поставщиков, а также того, что удельный размер расходов, приходящихся на текущий ремонт 1 км водопроводной сети, учтённый Комитетом для МУП "Коммунальщик" в тарифах 2014 года, превышает учтённый регулирующим органом при расчёте тарифов на 2014 год для аналогичных организаций, оказывающих услуги водоснабжения на территории Тульской области, Заявителю отказано в удовлетворении требований по увеличению расходов по данной статье.
Согласно пункту 25 Методических указаний к административным расходам относятся расходы на оплату работ и (или) услуг, выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесённых к производственным расходам, расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала, в том числе налоги и сборы с фонда оплаты труда, арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала, расходы на страхование производственных объектов, учитываемые при определении базы по налогу на прибыль, прочие расходы.
По статье "Административные расходы" разногласия заключаются в части подстатей "Аренда автотранспорта" и "Прочие административные расходы" в части затрат на горюче-смазочные материалы и затрат на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта.
В части разногласий по подстатье "Аренда автотранспорта", а также в части затрат на ремонт и техническое обслуживание автотранспорта подстатьи "Прочие административные расходы" Заявителю отказано в удовлетворении требований, так как расходы учтены Комитетом при расчёте необходимой валовой выручки 2014 года в полном размере, предложенном предприятием на момент установления тарифов на 2014 год.
Расчёт затрат на горюче-смазочные материалы подстатьи "Прочие административные расходы", выполненный исходя из цен на топливо, смазочные материалы, охлаждающую и тормозную жидкости, используемые при эксплуатации транспортных средств, норм расхода топлива и смазочных материалов, рассчитанных в соответствии с распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 г. N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте", планового пробега, определённого на основании путевых листов, подтверждающих фактический пробег автотранспортных средств за первое полугодие 2014 года, по данным организации, ранее осуществлявшей регулируемую деятельность в централизованной системе холодного водоснабжения Веневского района Тульской области (ООО "Ресурсоснабжающая компания г. Венев"), подтверждает обоснованность требований Заявителя.
В соответствии с пунктом 31 Методических указаний учитываемая при определении необходимой валовой выручки нормативная прибыль включает в себя средства на возврат займов и кредитов, проценты по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию инвестиционной программы и пополнение оборотных средств, с учётом предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации особенностей отнесения к расходам процентов по долговым обязательствам, расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования, определяемые на основе утверждённых инвестиционных программ, за исключением процентов по займам и кредитам, привлекаемым на реализацию мероприятий инвестиционной программы, учтённых в стоимости таких мероприятий, расходы на социальные нужды, предусмотренные коллективными договорами.
По статье "Нормативная прибыль" Заявитель предлагает учесть расходы на поощрение работников к профессиональному празднику "День коммунальщика", 8 марта, юбилейным датам, расходы на материальную помощь на лечение, в связи со смертью близких, а также средства на перечисление части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося у МУП "Коммунальщик" на праве хозяйственного ведения собственнику имущества (Администрация муниципального образования Веневский район).
Так как учёт расходов на перечисление части прибыли от использования муниципального имущества, находящегося у МУП "Коммунальщик" на праве хозяйственного ведения, собственнику не предусмотрен законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения, Заявителю отказано в удовлетворении требований в части данных расходов.
В связи с тем, что расходы на материальную помощь, оказываемую сотрудникам к профессиональному празднику "День коммунальщика", 8 марта, юбилейным датам, расходы на материальную помощь на лечение, в связи со смертью близких Заявитель может осуществить при наличии финансовой возможности предприятия, а также учитывая то, что данные расходы не носят характер обязательной выплаты, правовые основания для удовлетворения требований МУП "Коммунальщик" в части данных затрат отсутствуют.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на согласительном совещании (протокол от 05.05.2015 г. N СБ-76), приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям МУП "Коммунальщик" (кроме п. Грицовский) на 2014 год, по следующим статьям:
- "Расходы на приобретаемую электрическую энергию (мощность)" - 10 048 тыс. руб.
- "Расходы на оплату труда ремонтного персонала" - 1 786 тыс. руб.;
- "Отчисления на социальные нужды (ремонтный персонал)" - 539 тыс. руб.;
- "Административные расходы (Прочие административные расходы в части затрат на горюче-смазочные материалы)" - 1 112 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований МУП "Коммунальщик".
2. Органу исполнительной власти Тульской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения:
- установить тарифы на услуги водоснабжения для потребителей МУП "Коммунальщик" (кроме п. Грицовский) на 2015-2016 гг. с учётом пункта 1 настоящего приказа в пересчёте на фактический период действия тарифов на услуги водоснабжения с 21.12.2014 г. по 31.12.2014 г. (дополнительному учёту подлежат экономически обоснованные расходы, не учтённые Комитетом Тульской области по тарифам, в общей сумме 44 тыс. руб., в том числе по статьям "Расходы на приобретаемую электрическую энергию (мощность)" - 23 тыс. руб., "Расходы на оплату труда ремонтного персонала" - 1,5 тыс. руб., "Отчисления на социальные нужды (ремонтный персонал)" - 0,5 тыс. руб., "Административные расходы (Прочие административные расходы в части затрат на горюче-смазочные материалы)" - 19 тыс. руб.);
- проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа в части установления тарифов на услуги водоснабжения для МУП "Коммунальщик" на 2015 год в течение 1 месяца с даты принятия настоящего приказа, в части установления тарифов на услуги водоснабжения для МУП "Коммунальщик" на 2016 год в течение 10 дней с даты принятия соответствующего решения Комитетом Тульской области по тарифам, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 6 мая 2015 г. N 907-э "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МУП "Коммунальщик" и Комитетом Тульской области по тарифам"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 19 июня 2015 г. N 21