Решение Московского городского суда от 21 ноября 2014 г. N 3-270/2014
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Михайловой Р.Б.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре Стрельцовой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-270/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" об оспаривании пункта 838 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", установил:
в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации 29 ноября 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год" (далее - постановление Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года), которое подписано Мэром Москвы и опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2013 года, а также в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 10 декабря 2013 года; в настоящее время Постановление Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года действует в редакции постановлений Правительства Москвы от 26.12.2013 N 907-ПП, от 22.10.2014 N 613-ПП, от 18.11.2014 N 682-ПП.
Пунктом 1 постановления Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (приложение) (далее - Перечень).
Пунктом 838 названного Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, на 2014 год, включено здание с кадастровым номером 77:03:0005001:1088, расположенное по адресу: город Москва, Измайловское шоссе, д. 71, строение А (далее - здание).
Общество с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" обратилось в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пункта 838 Перечня, являющегося приложением к постановлению Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года, и признании в этой части нормативного правового акта недействующим.
В обоснование своего заявления Общество с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" указало на то, что является собственником здания с кадастровым номером 77:03:0005001:1088, общей площадью 55 259,1 кв. м, расположенного по адресу: город Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. А; здание включено в Перечень (пункт 838); по утверждению заявителя, включение здания в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", поскольку здание не обладает признаками административно-делового или торгового центра, в здании располагается гостиница, объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 77:03:0005001:69, общей площадью 13 067 кв. м, с адресным ориентиром - г. Москва, Измайловское шоссе, владение 71, видом его разрешенного использования является - эксплуатация туристско-гостиничного комплекса, о чем также было оговорено в договоре долгосрочной аренды этого земельного участка за N М-03-021379, заключенном 18 июля 2002 года между Московским земельным комитетом и Обществом с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа". Заявитель ссылается на то, что включение названного здания в Перечень противоречит указанным законоположениям и нарушает его права и законные интересы в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество организаций в завышенном размере, исходя из кадастровой стоимости здания.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" по доверенности адвокат Щербинин С.В. в судебное заседание явился, заявление поддержал, просил признать постановление Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года в оспариваемой части недействующим; пояснил, что указанный Обществом с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" вид разрешенного использования земельного участка под зданием "эксплуатация туристско-гостиничного комплекса" был определен в 2002 году, впоследствии неоднократно изменялся, в частности, на момент принятия постановления Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года вид разрешенного использования земельного участка был определен как "участки торгово-бытового и административно-делового вида"; в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка под зданием, включенным в Перечень, - "объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (1.2.6); объекты размещения организаций общественного питания (1.2.5); объекты размещения организаций розничной торговли непродовольственными группами товаров (1.2.5)"; представитель заявителя в судебном заседании подтвердил, что указанный вид разрешенного использования земельного участка полностью соответствует действительному положению вещей, в здании размещаются гостиница, а также объекты торговли и общественного питания; при этом последние с учетом распределения площадей здания составляют не более 11% от общей площади здания.
Представитель Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенности Белова А.А. в судебное заседание явилась, возражала против удовлетворения заявления, указала на то, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителя; полностью поддержала представленный в материалы дела отзыв на заявление, обращала внимание на то, что здание используется в коммерческих целях и полностью подпадает под установленные налоговым законодательством критерии для административно-делового центра и торгового центра (комплекса), в том числе исходя из вида разрешенного использования земельного участка под зданием, который предусматривает размещение на нем торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Выслушав объяснения представителя заявителя Общества с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" по доверенности Щербинина С.В., представителя Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы по доверенностям Белову А.А., исследовав письменные материалы дела и представленные в них доказательства, оценив и проанализировав оспариваемое заявителем отдельное положение нормативного правового акта на его соответствие федеральным законам и иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении заявления о признании пункта 838 Перечня недействующим, суд приходит к выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно части второй статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
По настоящему делу обстоятельств, при наличии которых пункт 838 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП, может быть признан недействующим, не имеется.
Так, согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налоговым кодексом Российской Федерации также разграничены полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
Статьей 14 и пунктом 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, он устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса.
На основании пунктов 1 и 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, в частности, установлено, что для отдельных видов недвижимого имущества, перечень которых установлен пунктом 1 настоящей статьи, налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Состав сведений, подлежащих включению в соответствующий перечень, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 02 ноября 2013 года N 307-ФЗ).
На территории города Москвы в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) с 1 января 2014 года введен налог на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
В соответствии с данной правовой нормой налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Пунктом 1 статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" предусмотрено, что Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.
Пунктом 9 статьи 11 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" установлено, что Правительство Москвы в пределах своих полномочий обеспечивает проведение экономической, инвестиционной, промышленной, финансовой, ценовой, тарифной и налоговой политики.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Правительство Москвы является органом, который обладал достаточной компетенцией для принятия названного нормативного правового акта. Данное обстоятельство заявителем не отрицалось.
Кроме того, суд отмечает, что компетенция Правительства Москвы на принятие оспариваемого постановления уже была предметом неоднократной судебной проверки в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2014 года N 5-АПГ14-52 и N 5-АПГ14-53, а также от 13 августа 2014 года N 5-АПГ14-19 были оставлены без изменения решения Московского городского суда соответственно от 18 августа 2014 года по делу N 3-153/2014 по заявлению Открытого акционерного общества "Головное особое конструкторское бюро "Прожектор" об оспаривании пункта 876 Перечня, от 11 августа 2014 года по делу N 3-158/2014 по заявлению Открытого акционерного общества "Сапфир-1" об оспаривании пункта 1539 Перечня и от 28 апреля 2014 года по делу N 3-69/2014 по заявлениям Открытого акционерного общества "Гардекс" и Общества с ограниченной ответственностью "С-Логистикс" об оспаривании пунктов 507 и 628 Перечня, в которых суд первой инстанции сделал вывод о том, что постановление N 772-ПП от 29 ноября 2013 года принято Правительством Москвы в пределах его полномочий.
В соответствии с требованиями Закона г. Москвы от 08 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы" постановление N 772-ПП подписано Мэром Москвы, опубликовано на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 29 ноября 2013 года и в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 68, 10 декабря 2013 года; его форма соответствует требованиям статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы".
Как того требует пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт был размещен на официальном сайте Правительства Москвы до наступления первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций.
Таким образом, суд находит, что постановление Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года введено в действие и опубликовано также в установленном порядке.
Проверяя соответствие пункта 838 Перечня федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
Так, согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении, следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В пунктах 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации раскрывается содержание используемых в настоящей статье терминов, - "административно-деловые центры" и "торговые центры (комплексы)".
Так, административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Под торговым центром (комплексом) понимается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, в частности, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения.
Как уже указывалось выше, пунктом 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" (в редакции Закона города Москвы от 20 ноября 2013 года N 63) предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 5 000 квадратных метров и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Системный анализ этих положений федерального и регионального законодательства позволяет сделать вывод о том, что статьями 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 1.1. Закона г. Москвы от 05 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" прямо заложены критерии для определения объектов недвижимого имущества, в отношении которых предусмотрены особенности определения налоговой базы как кадастровой стоимости.
В частности, из указанных норм следует, что на территории г. Москвы на 2014 год объектами налога на имущество организаций с определением налоговой базы как кадастровой стоимости, являются только административно-деловые и торговые центры (комплексы), к которым законодатель относит отдельно стоящие нежилые здания (строение, сооружение), общей площадью свыше 5 000 квадратных метров, расположенные на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Таким образом, критерием отнесения недвижимого имущества к объекту налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностью определения налоговой базы как кадастровой стоимости является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположено вышеозначенное здание (строение, сооружение); вопрос фактического использования объекта недвижимости в настоящее время до 01 января 2015 года не является критерием отнесения объекта недвижимости к административно-деловому и (или) торговому центру (комплексу).
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, среди которых в отдельную категорию выделены земли населенных пунктов.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Таким органом с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 года N 437 является Министерство экономического развития Российской Федерации; последнее своим приказом N 39 от 15 февраля 2007 года во исполнение пункта 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316), утвердило Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, в которых были определены следующие виды разрешенного использования земельных участков:
- земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (п. 1.2.5);
- земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц (п. 1.2.6).
Согласно пункту 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом градостроительного зонирования являются Правила землепользования и застройки, утверждаемые, в частности, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и устанавливающие территориальные зоны и градостроительные регламенты.
До настоящего времени в г. Москве Правила землепользования и застройки не утверждены.
При этом подпунктом 6 пункта 1 статьи 3 Закона города Москвы от 19 декабря 2007 года N 48 "О землепользовании в городе Москве" предусмотрено, что до введения в действие Правил землепользования и застройки в городе Москве установление видов разрешенного использования земельных участков относится к компетенции Правительства Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 28 апреля 2009 N 363-ПП "О мерах по обеспечению постановки на государственный кадастровый учет земельных участков в городе Москве" утвержден Порядок установления вида разрешенного использования земельного участка применительно к городу Москве в период до принятия Правил землепользования и застройки.
Пунктом 3.2 названного Постановления от 28 апреля 2009 N 363-ПП предусмотрено, что разрешенное использование данного участка указывается в соответствии с классификацией, утвержденной вышеназванным приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года N 39 "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов", на основании градостроительного плана, а при его отсутствии - на основании фактического использования такого земельного участка.
По материалам дела и представленным суду доказательствам, не доверять которым оснований не имеется, судом установлено, что в пункт 838 Перечня в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено здание общей площадью 55 259,1 кв. м, с кадастровым номером 77:03:0005001:1088, расположенное по адресу: город Москва, Измайловское шоссе, д. 71, стр. А (по техническому и кадастровым паспортам на здание, свидетельству о государственной регистрации права здание имеет адресный ориентир город Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. А), собственником которого является Общество с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 77 АД N 0588004 от 16 ноября 2006 года (л.д. 23).
При рассмотрении дела установлено, что здание представляет собой тридцатиодноэтажное нежилое здание гостиницы, часть помещений собственником сдается в аренду под размещение ресторанов, баров, парикмахерских, объектов торговли сопутствующими товарами. Это подтверждается актом обследования объекта недвижимости от 12 декабря 2013 года N 9033531, проведенного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (л.д. 39-42), было подтверждено в суде представителем заявителя, в том числе со ссылкой на справку бухгалтерии Общества с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" о распределении площадей в здании.
В целях эксплуатации принадлежащего заявителю здания между Московским земельным комитетом (в настоящее время - Департамент городского имущества города Москвы) и заявителем 18 июля 2002 года был заключен договор N М-03-021379 долгосрочной аренды земельного участка площадью 13067 кв. м. с адресными ориентирами: г. Москва, Измайловское шоссе, вл. 71 (кадастровый номер 77:03:0005001:69).
Договором долгосрочной аренды земельного участка N М-03-021379 от 18 июля 2002 года разрешенное использование указанного земельного участка для заявителя было определено сторонами сделки как "эксплуатация туристско-гостиничного комплекса". Аналогичные данные о виде разрешенного использования данного земельного участка содержались и в государственном кадастре недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка, выписка из которого была подготовлена 15 мая 2008 года.
Далее, по материалам дела судом установлено, что вид разрешенного использования земельного участка с течением времени изменялся, в частности, по состоянию на 13 августа 2013 года в государственном кадастре недвижимости были отражены следующие сведения о виде разрешенного использования земельного участка: - участки торгово-бытового и административного вида (л.д. 53); в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка под зданием указан как "объекты размещения гостиниц и прочих мест временного проживания (1.2.6); объекта размещения организаций общественного питания (1.2.5); объекта размещения организаций розничной торговли непродовольственными группами товаров (1.2.5)" (выписка из кадастрового паспорта земельного участка от 22 октября 2014 года.
Представитель заявителя при рассмотрении дела не оспаривал того обстоятельства, что, действительно, вид разрешенного использования арендуемого ими земельного участка изменялся с течением времени, и в отношении него в государственный кадастр недвижимости вносились вышеприведенные сведения в качестве неотъемлемых характеристик земельного участка; виды разрешенного использования земельного участка определялись с учетом фактического использования расположенного на нем здания для целей законности размещения в нем объектов торговли и общественного питания; представитель заявителя подтвердил, что отраженный в кадастровом паспорте в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка полностью соответствует его фактическому использованию; в здании размещаются гостиница, а также объекты торговли и общественного питания.
Итак, здание, принадлежащее на праве собственности заявителю, расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого на момент принятия оспариваемого заявителем в части Постановления Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года прямо был определен как "участки торгово-бытового и административно-делового вида", один из видов разрешенного использования земельного участка в настоящее время также предусматривает размещение объектов торговли, общественного питания.
Все это, в том числе с учетом общей площади здания, которая согласно техническому паспорту и свидетельству о собственности составляет более 5 000 квадратных метров, вопреки утверждениям заявителя, с убедительностью свидетельствует о том, что здание было обоснованно отнесено заинтересованным лицом к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций с особенностями определения налоговой базы как кадастровой стоимости и включено в Перечень; это в полной мере согласуется с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Таким образом, суд приходит к выводу о том, у Правительства Москвы имелись законные основания для включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год; включение здания в Перечень соответствует требованиям пункта 1 статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а доводы заявителя об обратном основаны на неверном понимании и толковании приведенных законоположений, в связи с чем суд их отклоняет.
При этом суд отмечает, изменение вида разрешенного использования на то, которое отражено в органах кадастрового учета в настоящее время, само по себе юридически значимым обстоятельством по делу не является, поскольку такие изменения отнесены к периоду после принятия оспариваемого заявителем в части нормативного правового акта; вместе с тем, это обстоятельство дополнительно подтверждает факт обоснованного включения здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденный постановлением Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года (пункт 838), поскольку вид разрешенного использования земельного участка и в настоящее время предусматривает размещение в здании объектов торговли, бытового обслуживания.
Вопросы, связанные с несогласием по отнесению к определенному виду разрешенного использования земельным участком, подлежат разрешению в ином порядке, и не имеют правового значения для рассмотрения данного дела. Кроме того, оспариваемое заявителем положение постановления Правительства Москвы N 772-ПП от 29 ноября 2013 года не устанавливает и не определяет вид разрешенного использования земельного участка.
Фактическое использование большей части здания как гостиничного комплекса, равно как и процентное соотношение распределения общей площади здания между объектами общественного питания, арендованными и гостиничными площадями с учетом всего вышеприведенного анализа действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, при определенном и установленном виде разрешенного использования земельного участка под зданием, который допускает размещение объектов торговли, общественного питания, участки торгово-бытового и административного вида, не влияет на законность принятого нормативного правового акта.
Имеет значение, что оспариваемый заявителем в части Перечень объектов недвижимости утверждается для целей налогового законодательства, которое устанавливает собственные критерии определения торгового объекта, а потому тот факт, что здание представляет собой здание гостиницы, в котором размещены рестораны, бары, парикмахерские, объекты торговли сопутствующими товарами, не исключает возможность его отнесения к объектам налогообложения по налогу на имущество организаций, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год.
Ссылки на судебные постановления арбитражных судов не имеют правового значения, поскольку в них разрешалась иная правовая ситуация.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что оспариваемый заявителем в части нормативный правовой акт принят высшим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта, в пределах компетенции, в строгом соответствии с требованиями федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, без нарушения прав и свобод заявителя, а также был обнародован и введен в действие в установленном законом порядке, суд не усматривает оснований для признания данного нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим.
Таким образом, суд отказывает Обществу с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 838 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год".
Распределение судебных расходов между сторонами регламентировано статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Принимая во внимание, что в удовлетворении требований отказано, судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины при подаче в суд настоящего заявления возмещению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь положениями статей 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления Общества с ограниченной ответственностью "Туристско-гостиничный комплекс "Альфа" об оспаривании пункта 838 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 29 ноября 2013 года N 772-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год", отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья |
Р.Б. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 21 ноября 2014 г. N 3-270/2014
Текст решения официально опубликован не был