1. Введение
1.1. Настоящая Концепция развития информатизации судов до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 19 мая 2014 года N 401 на базе Концепции развития информатизации судов общей юрисдикции на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Президиума Совета судей Российской Федерации от 28.02.2013 N 328, с учетом интеграции в единое информационное пространство федеральных судов и мировых судей. Концепция определяет направления, задачи, принципы и основные этапы создания в судах и в системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условий для реализации электронного правосудия в целях повышения уровня доступности правосудия и доверия граждан, достижения максимальной прозрачности деятельности при соблюдении требований защиты персональных данных.
1.2. Под формированием единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей понимается осуществление мероприятий, обеспечивающих информационное взаимодействие Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов (федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов), мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента, по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработке единых технологий их ведения и использования, созданию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.
1.3. Под электронным правосудием понимаются способ и форма осуществления предусмотренных законом процессуальных действий, основанных на использовании информационных технологий в деятельности судов, включая взаимодействие судов, физических и юридических лиц в электронном (цифровом) виде.
1.4. Правовую основу формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей на базе Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" (далее - ГАС "Правосудие") до 2020 года составляют положения Конституции Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о судебной системе, Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 7-ФЗ "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации", Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", поручение Президента Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. N Пр-3645 по повышению открытости и доступности правосудия, нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере информатизации и обеспечения безопасности информации федеральных государственных органов, а также нормативные правовые акты Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по вопросам использования, эксплуатации и развития ГАС "Правосудие".
1.5. Концепция разработана Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) в целях выполнения постановления VIII Всероссийского съезда судей от 19 декабря 2012 года N 1 "О состоянии судебной системы Российской Федерации и основных направлениях ее развития" в части информатизации.
1.6. Концепция определяет основные положения для планирования мероприятий и работ по внедрению электронного правосудия в едином информационном пространстве судов в рамках развития ГАС "Правосудие".
1.7. В соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" упразднен Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, а вопросы осуществления правосудия, отнесенные к его ведению, переданы в юрисдикцию Верховного Суда Российской Федерации. Федеральным законом от 12.03.2014 N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации" обеспечение деятельности арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов возложено на Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. Изменения в законодательстве привели к необходимости корректировки мероприятий по информатизации судов в части формирования единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей с учетом интеграции автоматизированных систем арбитражных судов в Государственную автоматизированную систему Российской Федерации "Правосудие".
При разработке Концепции проанализирован и учтен опыт применения ГАС "Правосудие" в судах общей юрисдикции в 2007 - 2014 годах, опыт разработки и применения информационных систем арбитражных судов, международный опыт.
2. Общая характеристика современного состояния информатизации судов
2.1. Информатизация федеральных судов общей юрисдикции осуществляется средствами Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие"), созданной в ходе реализации Концепции информатизации судов общей юрисдикции и системы Судебного департамента, утвержденной постановлением Совета судей Российской Федерации от 11 апреля 2002 г. N 75. ГАС "Правосудие" прошла государственную регистрацию и сведения о ГАС "Правосудие" внесены в реестр федеральных государственных информационных систем.
2.2. Мероприятия по вводу в действие комплексов средств автоматизации (далее - КСА) ГАС "Правосудие" на объектах автоматизации осуществлялись Судебным департаментом в период с 2007 по 2014 год во взаимодействии с федеральными судами общей юрисдикции. В результате проведенных мероприятий по вводу в действие КСА на объектах ГАС "Правосудие" в эксплуатацию и с учетом проводившихся в этот период мероприятий по укрупнению малосоставных судов по состоянию на декабрь 2014 года введены в эксплуатацию КСА ГАС "Правосудие":
в федеральных судах общей юрисдикции,
в органах судейского сообщества Российской Федерации (Совете судей Российской Федерации и Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации);
в Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации;
в управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.
2.3. Постановлением Совета судей Российской Федерации от 16 декабря 2012 г. N 296 утверждён Акт приёмки в промышленную эксплуатацию Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие", утверждённый коллегией Судебного департамента (решение коллегии от 22 ноября 2012 г. N 9/3-ксд).
2.4. ГАС "Правосудие" является территориально-распределенной автоматизированной системой. Общая численность автоматизированных рабочих мест ГАС "Правосудие" превышает 110 тысяч единиц, имущественный комплекс системы включает свыше 700 тысяч единиц средств автоматизации и вычислительной техники (серверное, сетевое и телекоммуникационное оборудование, комплексы видео-конференц-связи, видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, информационные терминалы и экраны (табло), оборудование скрытия свидетеля), размещенных почти на 3000 объектах автоматизации.
2.5. В федеральных судах общей юрисдикции эксплуатируются следующие подсистемы ГАС "Правосудие": "Судебное делопроизводство и статистика", "Банк судебных решений (судебной практики)", "Интернет-портал ГАС "Правосудие", "Право", "Документооборот и обращения граждан", "Информационно-справочная подсистема", "Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания", "Кадры", "Отображение информации коллективного пользования" (информационные киоски), "Судебная экспертиза", "Организационное обеспечение", "Ведомственная статистика Судебного департамента", "Обучение кадров". Кроме того, в областных судах используются подсистема "Финансы", средства подсистемы "Видео-конференц-связь".
2.6. В управлениях Судебного департамента в субъектах Российской Федерации установлены подсистемы "Финансы", "Недвижимость", "Обучение кадров", "Интернет-портал ГАС "Правосудие", "Право", "Документооборот и обращения граждан", "Информационно-справочная подсистема", "Обеспечение эксплуатации и сервисного обслуживания", "Кадры", "Организационное обеспечение", "Ведомственная статистика Судебного департамента", "Материально-технические ресурсы", "Судебное делопроизводство и статистика" (ПИ ССт, ПИ Судимость).
2.7. Во всех судах средствами ГАС "Правосудие" созданы и ведутся автоматизированные картотеки судебных дел, банки судебных решений; в соответствии с требованиями законодательства осуществляется подготовка текстов судебных актов к размещению на официальном сайте.
2.8. Создан "Интернет-портал ГАС "Правосудие" с официальными сайтами всех федеральных судов общей юрисдикции и с интернет-порталом мировой юстиции, на которых с 1 июля 2010 г. размещаются сведения о назначенных и рассмотренных делах, тексты принятых судебных актов, иная информация о деятельности суда. Обеспечен публичный доступ к официальным сайтам.
2.9. В целях обеспечения функционирования ГАС "Правосудие" распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. N 681-р создано федеральное государственное бюджетное учреждение "Информационно-аналитический центр поддержки ГАС "Правосудие".
2.10. Автоматизированные системы арбитражных судов представляют собой программно-технические комплексы, которые условно можно разделить на основные, вспомогательные и технологические системы.
2.11. К основным системам можно отнести информационные системы судебного делопроизводства, сервисы электронного правосудия (КАД, "Календарь судебных заседаний", "Перерывы в судебных заседаниях", "Электронный страж", "Судебный страж", "Система подачи жалоб", подача документов в арбитражные суды в электронном виде "Мой арбитр"), кадровую информационную систему "Система единого штатного расписания" (СЕШР).
2.12. К вспомогательным - удостоверяющий центр арбитражных судов, корпоративный портал, шлюз с Федеральной налоговой службой, систему электронной почты, систему видео-конференц-связи и тому подобные.
2.13. К технологическим - ведомственную телекоммуникационную сеть, службу каталогов, инфраструктуру виртуальной среды, средства защиты информации, ведомственную телефонную сеть.
2.14. В настоящее время обеспечивается функционирование 26 информационных систем, действующих в федеральных арбитражных судах, в том числе: двух систем автоматизации судопроизводства арбитражных судов и адаптированной версии для Суда по интеллектуальным правам; системы автоматизации общего делопроизводства "Дело"; системы единого штатного расписания; служб и сервисов портала арбитражных судов (включая сервисы "Картотека арбитражных дел" (КАД, мобильные версии "Картотеки арбитражных дел"), "Календарь судебных заседаний", "Перерывы в судебных заседаниях", "Электронный страж", "Судебный страж", "Система подачи жалоб", системы подачи документов в арбитражные суды в электронном виде "Мой арбитр" (ИС "Мой арбитр"); голосового портала арбитражных судов; корпоративного портала арбитражных судов; удостоверяющего центра электронной подписи арбитражных судов; аппаратно-программного комплекса для организации взаимодействия с информационными системами Федеральной налоговой службы (шлюз); системы корпоративной электронной почты арбитражных судов; автоматизированной информационной системы информационно-справочных киосков; центра хранения данных; системы хранения электронных копий судебных актов; системы аудиозаписи судебных заседаний; ведомственной телефонной сети арбитражных судов; системы видео-конференц-связи арбитражных судов; системы персональной видео-конференц-связи судей арбитражных судов; службы каталогов.
3. Предпосылки развития
Внедрение в деятельность судов информационных технологий позволило поднять на качественно иной уровень организацию их деятельности, а также обеспечило гражданам, организациям возможность реализации требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности судов.
Построение в России информационного общества, развитие научно-технического прогресса в сфере информационных технологий позволяют расширить применение в деятельности судов современных информационных технологий, создающих условия для применения в практике работы судов элементов электронного правосудия, в целях повышения уровня доверия граждан к правосудию, качественному расширению доступа граждан и организаций к информации о судебной деятельности.
При этом внедрение в деятельность судов юридически значимого электронного документооборота, электронных архивов иных сервисов электронного правосудия ставит задачи по совершенствованию архитектуры системы, применения современных методов разработки программного обеспечения.
Активный рост числа разнообразных угроз безопасности информации, изменения в нормативно-правой базе в области обеспечения безопасности информации и персональных данных требуют совершенствования средств защиты информации.
Износ и выработка ресурса парка компьютерной техники, сетевой инфраструктуры и иных средств автоматизации предполагают необходимость ускоренного обновления программно-технических средств, применение более надежных и эффективных средств.
4. Основные направлении развития
4.1. Реализация следующих основных информационных сервисов электронного правосудия:
4.1.1. Подача документов в суд в электронном виде.
4.1.2. Применение юридически значимого электронного судебного документооборота, в том числе:
4.1.2.1. Электронная регистрация производства по делу.
4.1.2.2. Дистанционное отслеживание этапов рассмотрения дела.
4.1.2.3. Автоматическое уведомление участников судопроизводства о месте, дате и времени рассмотрения судебного дела.
4.1.2.4. Видео-, аудиофиксация хода судебного заседания.
4.1.2.5. Рассмотрение судебных дел с использованием видео-конференц-связи.
4.1.2.6. Ознакомление с материалами дела в электронном виде.
4.1.2.7. Выдача судебных актов в виде электронного документа.
4.1.3. Обеспечение интернет-трансляций открытых судебных заседаний.
4.1.4. Развитие системы информационного взаимодействия Верховного Суда Российской Федерации, федеральных судов (федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов), мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента в электронном (цифровом) виде.
4.1.5. Развитие межведомственного электронного взаимодействия, в том числе со следственными, правоохранительными и иными государственными органами.
4.1.6. Ведение электронного архива.
4.1.7. Получение актуальной и достоверной аналитической информации в режиме реального времени.
4.1.8. Автоматическая проверка подлинности (аутентификация) участников судебного процесса.
4.1.9. Возможность оплаты госпошлины через электронные платежные системы.
4.1.10. Обеспечение защиты судебной информации, переданной посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", от действий посторонних лиц.
4.2. Формирование современной инженерной инфраструктуры для сервисов электронного правосудия на базе системы центров обработки данных и широкополосных каналов связи.
4.3. Модернизация программно-аппаратной среды ГАС "Правосудие" - комплексов средств автоматизации ГАС "Правосудие" (далее - КСА).
4.4. Обеспечение комплексной защиты информационных ресурсов путем применения эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в едином информационном пространстве ГАС "Правосудие".
4.5. Создание системы дистанционной поддержки и обучения пользователей на базе унифицированных коммуникаций.
4.6. Оптимизация издержек на эксплуатацию ГАС "Правосудие".
4.7. Повышение качества и эффективности обеспечения эксплуатации программно-технических средств ГАС "Правосудие", поддержки пользователей ГАС "Правосудие", хранения и автоматизированной обработки судебной информации, интеграции информационных ресурсов и данных судебной статистики.
5. Основные задачи развития
5.1. Развитие информационной инфраструктуры ГАС "Правосудие".
5.1.1. Совершенствование специального программного обеспечения ГАС "Правосудие", в том числе:
5.1.1.1. Расширение электронного взаимодействия федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, Верховного Суда Российской Федерации и мировых судей на основе юридически значимого электронного документооборота.
5.1.1.2. Модернизация программного обеспечения управления кадровой и финансово-хозяйственной деятельностью федеральных судов и органов Судебного департамента.
5.1.1.3. Совершенствование информационно-справочного и правового программного обеспечения.
5.1.2. Создание электронных хранилищ судебных документов, аудио- и видеоматериалов и записей судебных заседаний федеральных судов и мировых судей, обеспечение доступа к ним пользователей ГАС "Правосудие" с учетом установленных законом ограничений.
5.1.3. Создание системы обработки произвольных аналитических запросов к базам данных ГАС "Правосудием.
5.1.4. Создание системы обеспечения качества данных, в том числе путем управления мастер-данными (нормативной справочной информацией) любого вида и любой сложности.
5.1.5. Обеспечение взаимодействия ГАС "Правосудие" с внешними автоматизированными информационными системами на основе юридически значимого электронного документооборота, согласованного обмена данными.
5.1.6. Совершенствование средств технического обеспечения судебных заседаний: оборудования аудио- и видеопротоколирования, трансляции в сети Интернет, оборудования для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их визуального наблюдения, средств видео-конференц-связи, воспроизведения фото-, кино-, аудио- и видеоматериалов в процессе судебного заседания.
5.1.7. Модернизация интернет-портала ГАС "Правосудие" с созданием тематических разделов для групп пользователей в зависимости от профессиональной принадлежности, социальных и возрастных групп, обеспечение следующих интерактивных сервисов:
"Личный кабинет" - для обеспечения посетителям интернет-сайтов судов персональных авторизованных разделов с возможностью настройки собственных страниц;
"Последние публикации" - для предоставления посетителям интернет-сайтов судов публикаций в хронологическом порядке;
мониторинг исполнения регламентов информационного наполнения интернет-сайтов судов;
анализ посещаемости интернет-сайтов;
рассылки уведомлений и новостей по электронной почте - для обеспечения рассылки электронных писем с уведомлениями и новостями, подписавшимся на уведомления посетителям интернет-сайтов судов;
проведения опросов и голосований;
обработки запросов о деятельности судов общей юрисдикции на базе единого центра обработки вызовов (ЕЦОВ), который будет выступать в качестве "единой точки входа" при обработке как телефонных обращений граждан, поступающих в различные инстанции судебной системы, так и для приема и обработки запросов о деятельности судов через сеть Интернет.
5.1.8. Совершенствование нормативно-правовой и методической базы по вопросам развития и эксплуатации ГАС "Правосудие", обеспечение совместимости ГАС "Правосудие" и внешних информационных систем, разработка отраслевых стандартов.
5.2. Развитие инженерной инфраструктуры ГАС "Правосудие".
5.2.1. Консолидация вычислительных и информационных ресурсов, электронных хранилищ данных, баз данных, в том числе:
5.2.1.1. Создание центров обработки данных (далее - ЦОД) ГАС "Правосудие".
5.2.1.2. Создание удостоверяющего центра судебных органов и системы Судебного департамента.
5.2.1.3. Обеспечение консолидации ресурсов на базе ЦОД ГАС "Правосудие" с применением технологии цифровых сертификатов.
5.2.2. Перевод ГАС "Правосудие" на перспективную аппаратно-программную платформу и модернизация ведомственной телекоммуникационной сети передачи данных, в том числе:
5.2.2.1. Выбор перспективных операционных систем и систем управления базами данных для использования в ГАС "Правосудие".
5.2.2.2. Обеспечение замены технических средств КСА и телекоммуникационного оборудования с учетом унификации технических средств, поставляемых для замены, обеспечения гарантированной непрерывности функционирования КСА.
5.2.2.3. Увеличение пропускной способности каналов передачи данных, повышение их качества и надежности.
5.2.3. Внедрение в ГАС "Правосудие" портальных, мобильных и "облачных" технологий, в том числе:
5.2.3.1. Формирование централизованных ресурсов на основе "облачных технологий" с возможностью их распределения в соответствии с нуждами пользователей.
5.2.3.2. Обеспечение возможности оперативного регулирования объема предоставляемых ресурсов, а также измеримость предоставляемого потребителю сервиса и учет его потребления.
5.2.3.3. Обеспечение доступа через интернет-портал ГАС "Правосудие" граждан и организаций к сервисам через стандартные механизмы, поддерживающие использование разных устройств: персональных компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, мобильных телефонов, работающих на разных операционных системах.
5.3. Развитие эксплуатационной инфраструктуры ГАС "Правосудие".
5.3.1. Создание центра управления и мониторинга ГАС "Правосудие", обеспечивающего сервисы:
централизованной системы мониторинга как отдельных серверов и сетевых устройств, так и программных изделий в составе ГАС "Правосудие", что позволит повысить надежность работы и управляемость этих программных изделий и устройств;
единой системы централизованного управления конфигурациями рабочих станций, что упростит процесс управления версиями общего программного обеспечения и специального программного обеспечения в составе ГАС "Правосудие" и других систем, а также предоставит механизм установки обновлений безопасности операционных систем и программного обеспечения;
резервного копирования и восстановления данных ГАС "Правосудие" для снижения вероятности потери важной информации в случае сбоя в работе системы;
управления инцидентами, сбоями аппаратных и программных средств;
учета лицензий общего (коммерческого) программного обеспечения;
создания, сопровождения и развития централизованных отраслевых справочников, в том числе создания единой адресной книги пользователей ГАС "Правосудие" на базе единого каталога;
организации автоматизированного учета информационных ресурсов и объектов защиты, их использования.
5.3.2. Развитие телекоммуникационных и телематических сервисов для пользователей ГАС "Правосудие", в том числе:
5.3.2.1. Внедрение централизованных интегрированных решений ведомственной телефонной и видеосвязи, электронной почты, голосовой почты, службы мгновенных сообщений, видео-конференц-связи, услуг центра обработки телефонных вызовов.
5.3.2.2. Обеспечение возможности проведения дистанционных конференций и интернет-трансляций.
5.3.3. Повышение производительности и надежности ГАС "Правосудие", в том числе за счет:
внедрения современных технологий виртуализации;
использования средств динамического распределения нагрузки и резервирования;
обеспечения бесперебойного электронного взаимодействия судов и системы Судебного департамента;
обеспечения сохранения функциональных возможностей в полном или уменьшенном объеме при сбоях в работе (отказоустойчивость) и возможности увеличения производительности пропорционально добавленным ресурсам (масштабируемость).
5.4. Совершенствование инфраструктуры обеспечения безопасности информации.
5.4.1. Создание центра управления системой обеспечения безопасности информации.
5.4.2. Разработка политики информационной безопасности ГАС "Правосудие", в том числе:
5.4.2.1. Анализ рисков.
5.4.2.2. Определение требований к средствам защиты, применяемым в "облачной" среде.
5.4.2.3. Выбор основных решений по обеспечению информационной безопасности; документальное оформление политики.
5.4.2.4. Построение системы проведения аудитов состояния информационной безопасности.
5.4.3. Обеспечение защищенного доступа к базам данных и электронным хранилищам документов ГАС "Правосудие" судей, работников аппаратов судов, органов Судебного департамента, органов судейского сообщества, в том числе:
5.4.3.1. Обеспечение защиты программного и аппаратного обеспечения от несанкционированного доступа.
5.4.3.2. Обеспечение защиты от утечки конфиденциальной информации из ГАС "Правосудие" вовне.
5.4.3.3. Обеспечение защиты каналов передачи данных.
5.4.3.4. Обеспечение защиты интернет-сайтов судов, системы Судебного департамента, органов судейского сообщества от несанкционированного доступа и атак.
5.4.3.5. Обеспечение защиты информации при взаимодействии судов и органов Судебного департамента с правоохранительными и иными государственными органами, физическими лицами, организациями.
5.4.4. Выполнение требований регуляторов в области защиты информации.
5.4.5. Организация системы методической поддержки и повышения квалификации сотрудников, осуществляющих работы по эксплуатации ГАС "Правосудие" по вопросам обеспечения безопасности информации.
5.5. Нормативно-правовое регулирование.
5.5.1. Установление правового режима электронного правосудия, в том числе:
5.5.1.1. Аутентификации граждан через портал государственных услуг Российской Федерации.
5.5.1.2. Правового обеспечения использования электронной подписи для подтверждения юридической значимости судебных и исполнительных документов.
5.5.1.3. Применения видео-конференц-связи с целью обеспечения прав лиц, находящихся под стражей и в местах лишения свободы.
5.5.1.4. Правового обеспечения электронных архивов судебных дел.
6. Принципы реализации Концепции
6.1. Реализация Концепции осуществляется посредством модернизации и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" и формирования на ее базе единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей.
6.2. Преемственность и стабильность развития системы. Максимальное сохранение функциональных возможностей ранее разработанного программного обеспечения и сформированных информационных ресурсов. Обеспечение неизменности протоколов, форматов и регламентов функционирования компонентов инфраструктуры системы в течение определенного времени. В случае ее модернизации в течение определенного времени должна быть обеспечена поддержка выбывающих протоколов и форматов, а также обратная совместимость их версий.
6.3. Учет изменений внешних условий. При развитии ГАС "Правосудие" должна предусматриваться возможность адаптации системы и ее компонентов к изменениям внешних условий, в том числе изменениям законодательства, информационных и аналитических потребностей пользователей.
6.4. Принцип сохранения инвестиций. Принятие решения о модернизации и разработке новых компонентов системы должно осуществляться с учетом максимально возможного сохранения существующих программно-технических средств. При развитии системы необходимо учитывать:
сочетание апробированности в мировой практике информационных технологий и реализующих их программно-аппаратных средств с приоритетом использования российских разработок в сфере информационных технологий, максимальным импортозамещением;
уровень стандартизации, массовость производства и уровень технической поддержки выбираемых программно-технических решений.
6.5. Приоритетное использование российских разработок в сфере информационных технологий, максимальное импортозамещение.
6.6. Стандартизация и унификация. При развитии ГАС "Правосудие" должны быть применены типовые проектные решения для всех видов обеспечения для каждого уровня КСА с обязательным учетом существующих комплексов и адаптацией к местным условиям. Развитие системы и ее компонентов осуществляется в соответствии с действующими российскими и международными стандартами на основе профилей системы. При необходимости уточнения профилей системы должны выбираться и использоваться апробированные регламенты и стандарты, а также разрабатываться ведомственные стандарты Судебного департамента.
6.7. Согласованность решений. Проектные решения, реализующие требования технического задания на развитие ГАС "Правосудие", должны быть взаимоувязаны и внедряться с учетом готовности нормативно-правовой балы, подразделений (служб) управления и эксплуатации.
6.8. Системность и комплексность при определении (уточнении) целей, основных задач и направлений информационно-технической политики, а также мероприятий по обеспечению ее реализуемости.
6.9. Соответствие информационно-технической инфраструктуры, задач информатизации и технического оснащения судов составу, структуре и задачам судебной системы Российской Федерации.
6.10. Взаимная совместимость информационных систем инфраструктуры ГАС "Правосудие". Доступ к сервисам информационных систем, входящих в инфраструктуру ГАС "Правосудие", должен обеспечиваться посредством единообразных программных и аппаратных интерфейсов, отвечающих критериям открытых стандартов.
6.11. К внешним системам при их подключении к информационным системам инфраструктуры ГАС "Правосудие" не должны предъявляться требования по использованию программного или аппаратного обеспечения конкретных наименований или платформ, по обращению к тем или иным конкретным поставщикам и правообладателям.
6.12. Сбалансированное развитие информационных технологий и информационно-технических средств при приоритетном решении задач автоматизации сервисов электронного правосудия.
6.13. Информационно-техническое единство сервисов электронного правосудия, предполагающее наличие единых форм документов и процедур документооборота, единых протоколов информационно-технического обмена, единых процедур агрегации и передачи информации, совместимости баз данных.
6.14. Упреждающая разработка прикладного программного обеспечения для оперативного внедрения электронного правосудия, оптимизация выбора комплексов технических средств с учетом характеристик программного обеспечения.
6.15. Принцип информационной безопасности, предполагающий предотвращение или существенное затруднение несанкционированного доступа к информации, обрабатываемой на объектах автоматизации. Обеспечение безопасности персональных данных и иной информации ограниченного доступа.
6.16. Использование базовых государственных информационных ресурсов (портал государственных услуг, общероссийские классификаторы и справочники, словари, Национальный фонд алгоритмов и программ и т.п.).
6.17. Порядок разработки, ввода в эксплуатацию и модернизации ГАС "Правосудие", должен предусматривать документирование всех используемых технологий и проектных решений, а также не зависимый от разработчика контроль условий сборки и выполнения программного обеспечения.
6.18. Управление рисками. Учет рисков - это проведение постоянного анализа рисков и последующее планирование мероприятий по уменьшению и исключению их влияния на реализацию проекта. При проектировании системы должны быть предусмотрены определенные резервы по учету возможных рисков, в том числе по следующим направлениям:
финансирование (финансовый риск);
увеличение сроков внедрения (временной риск);
нереализуемость (техническая, экономическая и др.).
С целью снижения степени риска при реализации проектов развития должна проводиться отработка основных проектных решений на испытательных стендах и в опытных зонах. При получении положительных результатов проектные решения реализуются в масштабе всей системы.
6.19. Имущественные права на разработанное для ГАС "Правосудие" программное обеспечение, а также на программное обеспечение, необходимое для ее функционирования, должны принадлежать Российской Федерации.
7. Ожидаемые результаты от реализации Концепции
В результате выполнения мероприятий настоящей Концепции в судах и системе Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации на базе модернизированной ГАС "Правосудие" должны быть созданы условия для реализации электронного правосудия, в том числе:
разработаны и внедрены во всех судах сервисы электронного правосудия, в том числе обеспечения процесса подачи в суд исковых заявлений и жалоб в электронном виде, получения юридически значимых электронных документов, ознакомления с материалами дела;
сформировано единое информационное пространство федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировых судей, обеспечивающее их электронное взаимодействие между собой и с Верховным Судом Российской Федерации;
реализован электронный документооборот в судах и в системе Судебного департамента с использованием юридически значимых электронных документов;
обеспечено эффективное электронное взаимодействие с внешними пользователями ГАС "Правосудие" (физическими и юридическими лицами) и автоматизированными системами иных государственных органов;
реализованы аналитические инструменты, позволяющие отслеживать задаваемые пользователем показатели и события, получать уведомления об их изменении, включая изменение статуса рассмотрения судебного дела, факт начала (прекращения) судопроизводства в отношении выбираемого физического или юридического лица, назначение даты и времени проведения судебного заседания;
расширены возможности системы уведомления внешних пользователей ГАС "Правосудие" на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий;
модернизирован интернет-портал ГАС "Правосудие" с созданием тематических разделов для групп пользователей в зависимости от профессиональной принадлежности, социальных и возрастных групп, обеспечением интерактивных сервисов;
обеспечено информационное взаимодействие ГАС "Правосудие" и информационных систем правоохранительных и иных органов с использованием нормативно закрепленных способов, протоколов и технологий взаимодействия, использование информации, предоставляемой базовыми государственными информационными ресурсами.
8. Реализация Концепции
8.1. План реализации Концепции.
2015 год:
формирование требований к модернизируемым и разрабатываемым комплексам средств автоматизации ГАС "Правосудие";
разработка, согласование и утверждение технического задания на развитие ГАС "Правосудие" и частных технических заданий на развитие составных частей ГАС "Правосудие";
разработка технического проекта, финансово-экономического обоснования; обеспечение функционирования сервисов электронного правосудия федеральных арбитражных судов в среде ГЛС "Правосудие".
2016 год:
разработка рабочей документации модернизированной ГАС "Правосудие" с учетом сервисов электронного правосудия;
отработка проектных решений на испытательных стендах, автономные и комплексные предварительные испытания;
создание опытной зоны, поставка программно-технических средств, пуско-наладочные работы, обучение персонала.
2017 год:
модернизация комплексов средств автоматизации по результатам опытной эксплуатации.
2018 - 2020 годы:
подготовка персонала;
комплектация ГАС "Правосудие" программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями;
государственные приемочные испытания;
оформление акта о приемке модернизированной ГАС "Правосудие" в постоянную эксплуатацию.
8.2. Механизмы реализации Концепции.
Вопросы развития ГАС "Правосудие" решаются в рамках мероприятий, проводимых Судебным департаментом в пределах выделенных на эти цели средств федерального бюджета.
Реализация Концепции по каждому этапу осуществляется в соответствии с планами мероприятий Судебного департамента по развитию ГАС "Правосудие" (далее - планы развития), согласованных с Советом судей Российской Федерации.
Выбор исполнителей мероприятий развития осуществляется в установленном законом порядке.
8.3. Управление реализацией Концепции.
Государственным заказчиком ГАС "Правосудие", определяющим требования к ее развитию, является Судебный департамент.
Полномочия по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для развития ГАС "Правосудие" осуществляет федеральным государственным бюджетным учреждением "Информационно-аналитическим центром поддержки ГАС "Правосудие".
Управление проектами, реализуемыми по планам развития, осуществляется федеральным государственным бюджетным учреждением "Информационно-аналитическим центром поддержки ГАС "Правосудие".
8.4. Контроль реализации проекта.
На всех этапах реализации Концепции Судебный департамент обязан осуществлять текущий контроль соответствия результатов работ техническому заданию на развитие ГАС "Правосудие", а также проводить проверку проектных решений на полноту, техническую и финансовую реализуемость.
Находящиеся в эксплуатации компоненты ГАС "Правосудие" необходимо регулярно подвергать контролю использования. При этом проверке подлежат финансовые затраты на эксплуатацию, а также получаемый эффект от реализации внедряемых проектных решений. Результаты контроля использования учитываются при планировании мероприятий развития ГАС "Правосудие", при принятии решений о снятии с эксплуатации и выполнении новых разработок.
Общий контроль за реализацией Концепции осуществляет комиссия Совета судей Российской Федерации по информатизации и автоматизации работы судов.
8.5. Финансирование развития ГАС "Правосудие" до 2020 года включительно.
Поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для развития ГАС "Правосудие" осуществляются за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Судебному департаменту, в том числе в рамках федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы" и иных средств.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития информатизации судов до 2020 года (утв. постановлением Президиума Совета судей РФ от 19 февраля 2015 г. N 439)
Текст постановления официально опубликован не был