Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Меланюк Дмитрия Васильевича (далее - Заявитель) на действия Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ОАО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по благоустройству, уборке и обслуживанию административных зданий Минюста России и прилегающих территорий по адресам: ул. Житная, д. 14, стр. 1, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1 и ул. Кржижановского, д. 13, корп. 1, Московская обл., Одинцовский район, объект "Маслово", д. 24а. (номер извещения 0173100010815000005) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 06.03.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 175 000 рублей;
3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.04.2015;
4) дата проведения Аукциона - 13.04.2015.
1. По мнению Заявителя, Заказчик в документации об Аукционе не установил надлежащим образом показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям Заказчика.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
1). Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования относительно рельефа тиснения по показателю "туалетная бумага".
Пунктом 5 Приложения N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлено: "рельеф тиснения должен быть ровным, четким, видимым невооруженным глазом, без пропусков".
Представители Заказчика сообщили, что в соответствии с ГОСТ 52354-2005, стандарт распространяется на изделия из бумаги: туалетную бумагу, салфетки, полотенца, носовые платки, скатерти и другие аналогичные изделия бытового и санитарно-гигиенического назначения и устанавливает требования к их качеству.
В соответствии с пунктом 3.8.6 ГОСТ Р 52354-2005 рельеф тиснения должен быть ровным, четким, видимым невооруженным глазом, без пропусков.
На основании вышеизложенного следует, что указание Заказчиком в документации об Аукционе характеристик для рельефа тиснения туалетной бумаги не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что включение указанных характеристик в документацию об Аукционе ограничивает количество участников закупки, не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
2). Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно приведены требования относительно сведений:
- по характеристике "запах" показателя "моющее средство для пола";
- эффективности по показателю "кислотного моющего средства концентрированного";
- наличия сорняков по показателю "семена мятлика болотного".
Приложением N 1 Технического задания документации об Аукционе установлены следующие требования относительно вышеуказанных показателей:
- по пункту 35 "моющее средство для пола" - "запах должен быть умеренный";
- по пункту 58 "кислотное моющее средство концентрированное" - "должно быть очень эффективным моющим средством, нужно, чтобы оставляло свежий дезодорирующий эффект в помещениях";
- по пункту "семена мятлика болотного" - "содержание семян не должно быть: других трав более 0,5%, сорняков более 0,8%, наиболее вредных более 600 шт./кг".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком, указанные требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и не ограничивают число участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что включение указанных характеристик в документацию об Аукционе ограничивает количество участников закупки, не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
3). Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно приведено требование относительно температуры перегонки по показателю "уайт-спирит".
Пунктом 85 Приложения N 1 Технического задания документации об Аукционе по показателю "уайт-спирит" установлено, в том числе, требование: "температура начала перегонки не выше : 160. 10% уайт-спирита перегоняется при температуре, : не выше 170. 90% уайт-спирита перегоняется при температуре, : не выше 195".
В соответствии с доводом Заявителя ГОСТ 3134-78 распространяется на уайт-спирит (нефрас-С4 - 155/200), представляющий собой высококипящую фракцию бензина, применяемый в лакокрасочной промышленности, в производстве олиф и других отраслях промышленности. Согласно ГОСТ 3134-78 90% уайт-спирита перегоняется при температуре, : не выше 195.
На основании вышеизложенного следует, что установление Заказчиком в документации об Аукционе требований по показателю "уайт-спирит" не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что включение указанных характеристик в документацию об Аукционе ограничивает количество участников закупки, не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя признан необоснованным.
4). Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно приведено требование относительно меры измерения насыпной плотности соды.
В соответствии с пунктом 52 Приложения N 1 Технического задания документации об Аукционе к поставке требуется сода с характеристиками: "насыпная плотность более ноль целых двух десятых процентов. Внешний вид: гранулы белого цвета либо порошок белого цвета".
В соответствии с ГОСТ 5100-85 стандарт распространяется на техническую кальцинированную соду (углекислый натрий), предназначенную для химической, стекольной, электронной, целлюлозно-бумажной, других отраслей промышленности и поставки на экспорт.
Согласно ГОСТ 10689-75 стандарт распространяется на техническую кальцинированную соду из нефелинового сырья, предназначенную для цветной металлургии, химической, стекольной, целлюлозно-бумажной и других отраслей промышленности.
В соответствии с ГОСТ 5100-85, 10689-75 насыпная плотность нормируется в ; .
Согласно пункту 9 Приложения 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2009 N 879 "Об утверждении Положения о единицах величин, допускаемых к применению в Российской Федерации", единица измерения плотности - килограмм на кубический метр и имеет обозначение .
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом меру измерения по показателю "сода", нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По результатам проведения внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно Технической части документации об Аукционе срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 31 декабря 2015 г.
Вместе с тем, согласно пункту 2.1 Технической части документации об Аукционе установлено: "обеспечить подготовку кровли для эксплуатации в зимний период с 1 марта 2015 г. по 30 апреля 2015 г. и с 1 октября 2015 г. по 31 декабря 2015 г.".
Следовательно, на настоящий момент не представляется возможным исполнить контракт на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе неисполнимый срок по выполнению работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ИП Меланюк Д.В. обоснованной в части неустановления надлежащим образом меры измерения по показателю "сода", что не позволяет определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 30.03.2015 N К-252/15 по выявленному нарушению Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2015 г. N К-252/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был