Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Автономной некоммерческой организации "Центр эффективных технологий образования" АНО "ЦЭТО" (далее - Заявитель) на действия Аукционной комиссии Федерального агентства по делам молодежи (далее - Аукционная комиссия) при проведении Федеральным агентством по делам молодежи (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), электронного аукциона на право заключения государственного контракта на организация и проведение мероприятий направленных на социализацию молодежи нуждающейся в особой заботе государства (номер извещения 0173100003515000010) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 26.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 500 000 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
6) дата проведения Аукциона - 23.03.2015;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Мирралад" с минимальным предложением о цене контракта 2 462 500 рублей.
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 20.03.2015 N 37-ЭА-ГМП/15 (далее - Протокол) Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 1 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, а именно: "в соответствии с частью 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) и положениями аукционной документации, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:
б) согласие, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара
Вместе с тем, указанные характеристики товаров в составе заявки Заявителя необходимых для оказания услуги, не соответствуют требованиям Заказчика установленным в пунктах 7, 9, 10, 11 технического задания Аукционной документации".
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что пункт 3.2.2 Информационной карты документации об Аукционе устанавливает требования к содержанию первой части заявки на участие в Аукционе в соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, следовательно, участникам необходимо представить согласие в отношении оказываемых услуг по предмету Аукциона, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе.
Представителями Заказчика на заседании Комиссии представлена заявка Заявителя, положения которой не содержат информации о конкретных характеристиках продуктов питания, рекламных стендов Roll-up, канцелярских товаров, полиграфической продукции.
Таким образом, Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. На заседании Комиссии установлено, что согласно Протоколу заявки участников закупки с защищенными номерами "9604775", "1045359" допущены к участию в Аукционе.
Согласно подпункту б) пункта 3.2.2.3 части 3.2.2 раздела 3.2 "Требования к содержанию, составу первой части заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: "участник размещения заказа вправе представить требуемые сведения в любой форме. Непредставление требуемых сведений является основанием для отклонения участника размещения заказа в соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При описании характеристик используемых товаров не допускается использование слов "не более", "не менее", "может быть", "должно быть", "должно", "или эквивалент", "или аналог", "приблизительно", "примерно", а также описание характеристик в виде неконкретных значений, в т.ч. диапазонов, если описываемый параметр имеет конкретное значение, в т.ч. вычисляемое по формуле на основе иных показателей, а равно описание в виде конкретного значения характеристик, имеющих диапазонное значение (например, температуры работы). Правила чтения символов: символы " ; " (точка с запятой) и " / " (косая черта) следует читать как "или", символ " , " (запятая) следует читать как " и ", символ " " следует читать как больше либо равно, символ " " следует читать как меньше либо равно, значения, отмеченные знаком "+", являются значениями, которые требуют указания участником размещения заказа конкретного значения (например, требуемому значению параметра "ширина " будет удовлетворять предложение значения данного параметра от 57 до 63 мм включительно), предлог "до" означает, что требуется параметр менее указанного значения, не включая указанный, предлог "от" означает, что требуется параметр более указанного значения, не включая указанный, указание "не менее" означает, что требуется параметр более указанного значения, включая указанный, указание "не более" означает, что требуется параметр менее указанного значения, включая указанный, символ "1" после наименования параметра указывает, что значение данного параметра является неизменным, знак "" обозначает "приблизительно равно" и соответствует отклонению + 1% от указанного числового значения, знак " - ", указанный между двух числовых показателей товара (например "Длина: 2000-4000 мм"), означает, что требуется конкретное значение параметра, не менее минимального и не более максимального из указанных значений параметра (в остальных случаях, указанный знак имеет значение, соответствующее общепринятым в русском языке правилам словообразования и пунктуации)".
В пункте 15 Технического задания документации об Аукционе установлено: "видеоролик должен содержать графическую заставку с названием мероприятия и наименованием его организаторов, а также датой и местом проведения (разрешение от 320 до 720 пикселей по ширине, соотношение сторон кадра 4:3 или 16:9, формат ролика - AVI или FLV)".
Вместе с тем, изучив заявки участников закупки с защищенными номерами "9604775", "1045359" представленные представителем Заказчика, Комиссией установлено, что указанные заявки участников закупки содержат следующие сведений: "Видеоролик содержит графическую заставку с названием мероприятия и наименованием его организаторов, а также датой и местом проведения (разрешение 720 пикселей по ширине, соотношение сторон кадра 4:3, формат ролика - AVI или FLV)", то есть в заявках указанных участников закупки содержится недопустимый документацией об Аукционе показатель разрешения пикселей.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о допуске к участию в Аукционе заявок участников закупки с защищенными номерами "9604775", "1045359", нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является организация и проведение мероприятий направленных на социализацию молодежи нуждающейся в особой заботе государства.
На заседании комиссии установлено, что документация об Аукционе содержит следующие услуги: организация питания участников мероприятия, организация трансфера участников мероприятия, оказание услуги по обеспечению канцелярскими товарами для проведения мастер-классов, семинаров, тренингов, изготовление и обеспечение тематической полиграфической продукцией.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что требования к товарам используемым при оказании услуг установлены в соответствии с потребностями Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в Техническом задания документации об Аукционе содержатся избыточные требования к описанию участниками закупки в своих заявках на участие в Аукционе характеристик товаров, используемым при оказании услуг, такие как: "свежие огурцы (внешний вид - плоды должны быть свежие, целые, неуродливые, здоровые, незагрязненные, без механических повреждений, с плодоножкой и без плодоножки, с типичной для ботанического сорта формой и окраской. Должны быть короткоплодные или среднеплодные. Средняя длина плодов в партии должна быть не более 25 см. Средний наибольший поперечный диаметр плодов в партии должен быть не более 5,5 см), майонез (Содержание жира в продукте не должно быть менее 50%, яичных продуктов в пересчете на сухой желток должно быть не менее 1,0%. Цвет должен быть белого или желтовато-кремового, однородный по всей массе или обусловленный внесенными добавками в соответствии с техническим документом на майонез. Кислотность в пересчете на уксусную кислоту, не более 1%. Стойкость эмульсии (процент неразрушенной эмульсии), не менее 98%, рН должен быть 3,5-5,0) (150 гр.)"
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок продуктов питания, средств передвижения, канцелярских товаров, футболок ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Следовательно, действия Заказчика, установившего требования к описанию участниками закупок в составе заявок товаров, непосредственно не используемых при организации и проведение мероприятий, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Автономной некоммерческой организации "Центр эффективных технологий образования" АНО "ЦЭТО" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной Комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Передать материалы дела от 30.03.2015 N К-249/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2015 г. N К-249/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был