Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Инфраструктурные решения" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы государственной статистики (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по проведению информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года" (номер извещения 0173100011915000009) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации несоответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 000 000 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 31.03.2015.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок - Значимость критерия: 40%.
По критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" установлен показатель: "Качество услуг" (далее - Показатель).
По Показателю оценивается предложение участника конкурса в отношении качественных характеристик объекта закупки и иных условий исполнения контракта, содержащееся в представленных в составе его заявки информации и документах, в том числе в: - Подробном описании выполнения мероприятий Календарного плана проведения информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года"; - Календарном плане проведения информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года" в соответствии с Техническим заданием (Форма N 2).
Оценка по данному Показателю производится экспертным путем по "Шкале оценки заявок на участие в конкурсе по Показателю по разделам Подробного описания выполнения мероприятий Календарного плана проведения информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года" и по Календарному плану, указанным в требованиях к описанию предложения участника открытого конкурса, изложенным в статье 12 п. 12.1 п.п. 2) Информационной карты" (далее - Шкала оценки заявок на участие в Конкурсе). Шкала оценки заявок на участие в Конкурсе является приложением 1 к информационной карте.
Согласно Шкале оценки заявок на участие в Конкурсе по Показателю оценивается: 1) детализация изложения разделов Подробного описания, по всем мероприятиям, предусмотренным Техническим заданием. Максимальное количество присваиваемых баллов 80 из которых:
- 0 баллов - Скопировано из ТЗ или нет детализации изложения разделов Подробного описания;
- 5 баллов - Детализировано изложен один раздел Подробного описания;
- 15 баллов - Детализировано изложены два раздела Подробного описания;
- 30 баллов - Детализировано изложены три раздела Подробного описания;
- 80 баллов - Детализировано изложены четыре раздела Подробного описания;
2) наличие предложений по дополнительным мероприятиям, превышающим и улучшающим требования Технического задания. Максимальное количество присваиваемых баллов 10 из которых:
- 0 баллов - нет предложений;
- 1 балл - предложения не улучшают требования ТЗ;
- 10 баллов - предложения улучшают требования ТЗ;
3) приемлемость сроков оказания услуг по мероприятиям, приведенным в Календарном плане проведения информационно-разъяснительной работы среди населения по вопросам федерального статистического наблюдения "Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года", по каждому мероприятию Подробного описания. Максимальное количество присваиваемых баллов 10 из которых:
- 1 балл - Не более 30% от общего количества мероприятий Календарного плана приемлемы по срокам;
- 3 балла - От 30% до 99,9% от общего количества мероприятий Календарного плана приемлемы по срокам;
- 10 баллов - 100% мероприятий Календарного плана приемлемы по срокам.
Согласно пункту 25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" в том числе могут быть: а) качество товаров (качество работ, качество услуг); б) функциональные, потребительские свойства товара; в) соответствие экологическим нормам.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по показателю "Качество услуг" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" Конкурсной документации установлен в нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, поскольку сроки оказания услуг, оцениваемый Конкурсной комиссией, не относим к качественным, функциональным и потребительским свойствам услуг, а также, в связи с отсутствием зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями в заявке на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации несоответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Инфраструктурные решения" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 30.03.2015 N К-248/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 марта 2015 г. N К-248/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был