Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ОАО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Заказчика (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному страхованию строительно-монтажных рисков по объекту: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского" - Вторая очередь ФГБУК "Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского", г. Калуга (номер извещения 0373100115415000002) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной Комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации несоответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок на участие в Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 05.03.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 13 955 900 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата вскрытия конвертов с заявками - 26.03.2015.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах) (Значимость критерия: 60%). "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (Значимость критерия: 40%).
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе, а именно: отсутствие минимальных и максимальных характеристик оценки по нестоимостному критерию оценки не позволяет объективно оценить заявку участника Конкурса.
В пункте 2.2. "Нестоимостные критерии оценки" Приложения 1 Конкурсной документации установлен критерий "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", предметом оценки которого является показатель "Качество работ, услуг", согласно которому максимальное значение показателя составляет 100 баллов, а "оценке подлежит Предложение о качестве выполняемых работ, оказываемых услуг, оформляемое в соответствии с приложением N 2 к заявке на участие в конкурсе, приведенной в части VI "Образцы форм и документов для заполнения участниками закупки". Количество баллов, которые присваиваются заявке участника конкурса, зависит от степени детализации и содержательной проработки предложения о качестве выполняемых работ, оказываемых услуг. Лучшим предложением по показателю "Качество работ, услуг" признается наиболее детализированное, проработанное по содержанию и соответствующее условиям исполнения государственного контракта предложение участника конкурса.
Порядок оценки заявок по критерию:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному критерию осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26 Правил:
Оценка в 0 баллов по критерию, присваивается заявке участника, в составе которой не представлены предложения по выполнению работ, оказанию услуг, по технологии и контролю качества работ, услуг, по организации взаимодействия Исполнителя с Заказчиком в рамках исполнения Контракта.
Предложение о качестве выполняемых работ, оказываемых услуг оцениваются по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, оказанию услуг, максимальное значение оценки по данному критерию равно 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам".
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Качество работ, услуг" не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представленными участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлен соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, является обоснованным.
2. В пункте 2.2. "Нестоимостные критерии оценки" Приложения 1 Конкурсной документации установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", предметом оценки которого являются три показателя: "1). "Обеспеченность участника финансовыми ресурсами". Максимальная величина показателя составляет 50 баллов. 2). "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема". Максимальная величина показателя составляет 25 баллов. 3). "Деловая репутация участника закупки". Максимальная величина показателя составляет 25 баллов".
Вместе с тем, Конкурсная документация содержит следующие параметры по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема": "оценке подлежит длительность опыта работы в страховании рисков строительной деятельности. Указывается количество полных лет. Опыт работы подтверждается копией лицензии на страхование. Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данным критериям осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 25-29 Правил:
Оценка в 0 баллов будет присвоено участнику конкурса, длительность опыта на рынке страхования рисков строительной деятельности которого менее 3-х лет.
Далее баллы присваиваются в зависимости от длительности опыта на рынке страхования рисков строительной деятельности (максимальная величина показателя составляет 25 баллов):
- от 3 до 6 лет включительно - 5 баллов;
- от 7 до 15 лет включительно - 10 баллов;
- от 16 до 20 лет включительно - 15 баллов;
- более 20 лет - 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам.
Рейтинг заявки по критерию оценки равен оценке в баллах, полученной участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки".
Конкурсная документация содержит следующие параметры по показателю "Деловая репутация участника закупки": "оценке подлежит непрерывность подтверждения действительного рейтинга надежности присвоенного агентством "Эксперт РА" не ниже А++, либо аналогичного уровня рейтинга по международной шкале. Порядок оценки заявок по критериям:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику:
- в составе заявки которого не представлены требуемые сведения;
- не представлены документы, подтверждающие представленные сведения (копии сертификатов за последние 5 лет);
- представленные сведения и документы подтверждают наличие опыта выполнения работ: а) отсутствует непрерывность подтверждения рейтинга надежности; б) подтверждение опыта представлено ниже установленного рейтинга (А++) в) рейтинг не ниже А++ присваивался участнику на протяжении менее 5 полных лет.
Заявке присваивается:
1) Максимальная оценка, составляющая 25 баллов, если:
- в представленных документах участнику закупки непрерывно присваивался рейтинг не ниже А++, на протяжении последних не менее 13 полных лет;
2) 15 баллов, если:
- в представленных документах участнику закупки непрерывно присваивался рейтинг не ниже А++, на протяжении последних не менее 8 полных лет;
3) 5 баллов, если:
- в представленных документах участнику закупки непрерывно присваивался рейтинг не ниже А++, на протяжении последних не менее 5 полных лет".
Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком порядке оценки по показателям "Опыт участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" и "Деловая репутация участника закупки" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленной к количественной оценке информации по указанным показателям.
Действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации не надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктами 7.3., 7.5 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено: "За ненадлежащее исполнение Страхователем обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Государственным контрактом, Страховщик вправе потребовать со Страхователя уплаты штрафа в размере, определенном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 г. в следующих случаях: неоднократный (от двух и более раз) необоснованный отказ от приемки услуг; непредставление материала, оборудования, технической документации, которое препятствует исполнению Государственного контракта.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, указанных в пункте 6.1. Государственного контракта, за исключением просрочки исполнения обязательств, Страховщик уплачивает Страхователю штраф в размере, определенном Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25.11.2013 г.
Штраф взимается за каждое нарушение обязательства по Государственному контракту в отдельности".
Таким образом, Заказчиком в проекте государственного контракта Конкурсной документации не установлены соответствующие требованиям Правил размеры штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ОАО "АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.03.2015 N К-232/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2015 г. N К-232/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был