Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Гарант Информ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" в территориальных органах Росприроднадзора на 2015 г. (номер извещения 0173100007415000001) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в Конкурсной документации установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в Конкурсе в нарушение требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
2. Заказчиком в Конкурсной документации не установлен надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям "Качество услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
3. Порядок привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций установлен с нарушениями положений Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии в составе заявки соответствующей лицензии.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 27.02.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 023 200 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата вскрытия конвертов с заявками - 20.03.2015;
7) победителем Конкурса признан участник ФБУ "Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия" с предложением о цене контракта 15 050 000 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации установлены предельные величины значимости стоимостных и нестоимостных критериев оценки заявок, противоречащие требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Согласно Правилам для выполнения работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживания государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений установлено: минимальная значимость стоимостных критериев оценки (процентов) - 30%, максимальная значимость нестоимостных критериев оценки (процентов) - 70%.
Согласно пункту 9 "Критерии оценки заявок на участие в Конкурсе" Конкурсной документации значимость стоимостного критерия "Цена контракта" - 30%; значимость нестоимостного критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки - 52,5%; значимость нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта" - 17,5%.
Учитывая изложенное, установленные Заказчиком в Конкурсной документации предельные величины значимости критериев оценки не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В Конкурсной документации по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество услуг" в соответствии с которым:
"Оценка заявок на участие в конкурсе будет осуществляться на основе предоставленного участником закупки описания выполняемых работ на соответствие техническому заданию.
предложения отсутствуют - 0 баллов;
предложения представлены (раскрыты) в объеме технического задания - 1 балл;
предложения по проработанности и детализации превосходят объем технического задания и соответствуют целям заказчика - от 2 до 100 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в установленном Заказчиком в Конкурсной документации порядке оценки заявок по вышеуказанному показателю отсутствует предмет оценки, а также зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателю "Качество услуг".
По критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта" установлен показатель "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема".
При этом установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" не содержит показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку при пересчете итогового рейтинга заявок на участие в Конкурсе без учета показателей "Качество услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", итоговый рейтинг заявок на участие в Конкурсе не изменился.
3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 2.3.2 Проекта контракта "Исполнитель обязан привлечь к выполнению работ субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее от 20% от цены контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком в Конкурсной документации не установлено требование к участникам закупки о наличии в составе второй части заявки соответствующей лицензии.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупки в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Предметом закупки является "оказание услуг по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" в территориальных органах Росприроднадзора на 2015 г."
В Конкурсной документации Заказчиком установлены требования, предъявляемые к участникам закупки, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Конкурса.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в услуги по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" в территориальных органах Росприроднадзора на 2015 г. включены различные услуги, при оказании которых не требуется лицензия. Следовательно, Заказчиком в целях недопущения ограничения количества участников закупки в Конкурсной документации установлено требование к исполнителю, а именно: "Работы должны выполняться на основании Федерального закона 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 313, в части касающейся разработки, производства, распространения информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), необходимые для проведения работ по настоящему Техническому заданию".
Вместе с тем, в жалобе Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что на оказание услуг по поддержке и развитию федеральной государственной информационной системы "Программно-технологический комплекс "Госконтроль" требуется соответствующая лицензия.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Гарант Информ" обоснованной в части неустановления в Конкурсной документации надлежащего порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателям "Качество услуг", "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема"; а также неустановления надлежащим образом процента объема привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 30, пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 26.03.2015 по делу N К-227/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 26 марта 2015 г. N К-227/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был