Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и сообщает.
В соответствии с частью 3 статьи 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок осуществляется в том числе органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд, в отношении специализированных организаций, выполняющих в соответствии с Законом N 44-ФЗ отдельные полномочия в рамках осуществления закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, на любой орган местного самоуправления муниципального района или городского округа можно возложить полномочия по осуществлению контроля в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В связи с тем, что полномочия контрольно-счетных органов муниципальных образований регулируются Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", возложение функций контрольного органа в сфере закупок на контрольно-счетный орган недопустимо.
Согласно части 3 статьи 34 Закона N 131-Ф3 порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в соответствии с Законом N 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок.
Таким образом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления должны быть определены функции и полномочия муниципальных органов, осуществляющих контроль в сфере закупок.
Учитывая изложенное, полномочия органа местного самоуправления муниципального района, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, могут распространяться на городские и сельские поселения в случае отсутствия органов, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, в указанных поселениях.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы.
Из пункта 9 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. N 1088, при признании совместного конкурса или аукциона несостоявшимся в случаях, установленных Законом N 44-ФЗ, принятие решения о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и согласование такого решения осуществляются заказчиками самостоятельно в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, заказчики вправе заключить контракт с единственным поставщиком при признании совместного электронного аукциона несостоявшимся после соответствующего согласования, которое осуществляется заказчиками самостоятельно.
Вместе с тем сообщаем, что Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в Закон N 44-ФЗ, касающиеся отмены обязательного согласования заключения контракта с контрольным органом по результатам несостоявшегося электронного аукциона.
Одновременно сообщаем, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России - федеральный орган исполнительной власти, действующим законодательством Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделен компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.
Директор Департамента |
М.В. Чемерисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 28 января 2015 г. N Д28и-144 "О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был