Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 1076-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривалась конституционность нормы, содержащейся в Законе о защите конкуренции. В силу нее одним из оснований для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является результат проверки, при проведении которой выявлены признаки нарушения названного законодательства.

Как указал заявитель, эта норма допускает безосновательное проведение нелимитированных по объему внеплановых выездных проверок без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Также она предполагает возможность истребования у проверяемой организации любых документов и материалов на основании неограниченного усмотрения правоприменительного органа.

Конституционный Суд РФ не принял жалобу к рассмотрению. При этом он сделал следующие выводы.

Проверка взаимосвязана с реализацией полномочий ФАС России по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Но она не поглощается этими полномочиями, а имеет относительно самостоятельное значение.

Проверка может предшествовать возбуждению дела о нарушении антимонопольного законодательства. Хотя она и не выступает в качестве обязательного предварительного этапа реализации антимонопольным органом функции по выявлению и пресечению нарушений.

Оспариваемое положение предполагает, что антимонопольный орган может при наличии конкретных данных, указывающих на признаки нарушения, провести внеплановую проверку в пределах определенного предмета конкретной проверки. Цель - подтвердить или опровергнуть достоверность таких сведений и уточнить их достаточность для возбуждения производства по делу о нарушении антимонопольного законодательства. Это позволяет без возбуждения в каждом случае производства по делу и возложения тем самым на хозяйствующие субъекты связанных с этим дополнительных обременений своевременно устранить возможную неопределенность в оценке достоверности соответствующих сведений и их достаточности для продолжения антимонопольной деятельности в рамках возбуждения производства по делу. Таким образом, оспариваемая норма не порождает несоразмерных ограничений прав хозяйствующих субъектов.

Суды не уполномочены проверять целесообразность решений антимонопольных органов (их должностных лиц). Тем не менее суд может проверить законность соответствующих решений, принимаемых в ходе выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства, в т. ч. решений о проведении внеплановых проверок, истребовании документов и т. д.


Определение Конституционного Суда РФ от 14 мая 2015 г. N 1076-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "АРГУС-СПЕКТР" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 5 части 2 статьи 39 Федерального закона "О защите конкуренции"



Текст Определения опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 5 июня 2015 г., в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации", 2015 г., N 4