Risk management. Guide for application of analysis techniques for dependability
Дата введения - 1 февраля 2006 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Введение
Настоящий стандарт входит в группу стандартов по анализу и оценке рисков и дополняет ГОСТ Р 51901-2002 "Управление надежностью. Анализ риска технологических систем". В стандарте приведено описание методов анализа надежности, которые могут использоваться для определения оценок вероятностных характеристик риска.
Методы анализа надежности, описанные в настоящем стандарте, могут быть использованы для прогнозирования, исследования и улучшения надежности, работоспособности и ремонтопригодности объекта.
Эти исследования проводят на стадиях концепции и определения, проектирования, разработки, эксплуатации и технического обслуживания на различных уровнях системы и в условиях разной детализации проекта. Методы могут быть использованы для сопоставления результатов анализа с установленными требованиями.
Методы могут быть использованы проектными организациями, службами материально-технического обеспечения и технического обслуживания для оценки частоты замены составных частей и планирования технического обслуживания. Эти оценки часто определяют главные элементы стоимости жизненного цикла продукции и должны быть использованы при оценке стоимости жизненного цикла и в сравнительных исследованиях.
Для получения достоверных результатов в процессе анализа должны быть рассмотрены все возможные воздействия на надежность системы со стороны: аппаратных средств, программного обеспечения, человеческого фактора и организационных действий.
В отличие от применяемого международного стандарта в настоящий стандарт не включены ссылки на МЭК 60050 (191):1990 "Международный электротехнический словарь. Глава 191. Надежность и качество обслуживания", который нецелесообразно применять в национальном стандарте из-за отсутствия принятых гармонизированных национальных стандартов. В соответствии с этим изменено содержание раздела 2. Кроме того, содержание стандарта дополнено приложением С, содержащим пояснения применяемых в тексте английских сокращений.
1 Область применения
Настоящий стандарт содержит краткий обзор часто используемых методов анализа надежности. В стандарте приведены описания основных методов и указаны их преимущества и недостатки, входные данные и другие условия использования.
Настоящий стандарт является введением в методологию анализа надежности и содержит необходимую информацию для выбора метода.
2 Нормативные ссылки
Настоящий стандарт содержит ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 27.310-1995 Надежность в технике. Анализ видов, последствий и критичности отказов. Основные положения
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь
ГОСТ Р 51901.11-2005 (МЭК 61882:2001) Менеджмент риска. Исследование опасности и работоспособности. Прикладное руководство
ГОСТ Р 51901.14-2005 (МЭК 61078:1991) Менеджмент риска. Метод структурной схемы надежности
ГОСТ Р 51901.15-2005 (МЭК 61165:1995) Менеджмент риска. Применение марковских методов
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети "Интернет" или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартам, следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 элемент, объект (item, entity): Любая часть, компонент, устройство, подсистема, функциональный модуль, оборудование или система, которая может быть рассмотрена как самостоятельная единица.
Примечание - Элемент может представлять собой аппаратное средство, программное обеспечение или и то и другое и может, в отдельных случаях, включать людей.
3.2 система (system): Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов [ГОСТ Р ИСО 9000-2001] |
Примечания
1 С точки зрения надежности система должна иметь:
a) определенную цель, выраженную в виде требований к функционированию системы;
b) заданные условия эксплуатации.
2 Система имеет иерархическую структуру.
3.3 компонент (component): Элемент, рассматриваемый на самом низком иерархическом уровне при анализе системы.
3.4 распределение (allocation): Процедура, применяемая при проектировании элемента и направленная на распределение требований качества элемента по его компонентам в соответствии с заданным критерием.
3.5 отказ (failure): Прекращение способности элемента исполнять требуемую функцию.
Примечания
1 После отказа элемент становится неисправным.
2 Отказ является событием в отличие от неисправности, которая является состоянием.
3.6 неисправность (fault): Состояние элемента, характеризующееся неспособностью исполнять требуемую функцию, исключая период технического обслуживания, ремонта или других запланированных действий, а также из-за недостатка внешних ресурсов.
Примечание - Неисправность часто является результатом отказа элемента, но может существовать и без предшествующего отказа.
4 Основные процедуры анализа надежности
4.1 Общая процедура
"Рисунок 1 - Общая процедура анализа надежности
Общая процедура анализа надежности представлена на рисунке 1 и состоит из следующих задач в порядке их применения:
a) Определение системы
Определение исследуемой системы, режимов и условий ее работы, функциональных связей, включая интерфейсы или процессы. Обычно результаты определения системы являются входом в процесс разработки системы.
b) Определение требований/целей надежности
Определение всех требований или целей надежности и работоспособности системы, а также характеристик и особенностей системы, режимов ее эксплуатации, условий окружающей среды и требований обслуживания. Определение отказа системы, критериев отказов и условий, основанных на функциональной спецификации системы, ожидаемой продолжительности и условий эксплуатации (циклограмма и время выполнения задания). При определении требований и целей надежности следует руководствоваться [1].
c) Распределение требований надежности
Распределение требований или целей надежности системы по различным подсистемам на ранней стадии проекта (при необходимости).
d) Анализ надежности
Анализ системы на основе методов надежности и соответствующих данных эффективности.
1) Качественный анализ:
- анализ функциональной структуры системы;
- определение режимов неисправностей системы и компонентов, механизмов отказов, причин и последствий отказов;
- определение механизма деградации, который может привести к отказу;
- анализ путей отказа/неисправности;
- анализ ремонтопригодности с учетом времени, метода изоляции и метода восстановления;
- определение адекватности методов диагностики неисправностей;
- анализ возможностей предотвращения неисправностей;
- определение стратегий технического обслуживания и ремонта.
2) Количественный анализ:
- разработка моделей надежности и/или эксплуатационной готовности;
- определение необходимых числовых данных;
- определение числовых оценок показателей надежности;
- проведение необходимого анализа критичности и чувствительности.
e) Исследования и рекомендации
Анализ выполнения целей требований надежности для рассматриваемого проекта и возможности их выполнения при использовании альтернативных проектов. Действия в этом направлении могут включать решение следующих задач:
- оценка улучшения надежности системы по результатам проектирования и производства (например, резервирование, снижение нагрузок, совершенствование стратегий технического обслуживания системы, контроля продукции и технологических процессов, системы менеджмента качества и материально-технической базы производства).
Примечание - Показатели надежности могут быть улучшены только в соответствии с проектом. Во многих случаях для повышения надежности необходимо усовершенствовать производственные процессы;
- исследование проекта системы и определение слабых мест и режимов критичности отказов компонентов;
- исследование проблем интерфейса системы, свойств и механизмов отказоустойчивости и т.д.;
- разработка альтернативных путей повышения надежности, например использование резервирования, контроля эффективности, обнаружения неисправностей, методов реконфигурации системы, процедур технического обслуживания, заменяемых компонентов, процедур восстановления;
- выполнение исследований по оценке стоимости и сложности альтернативных проектов;
- оценка влияния возможностей производственного процесса;
- оценка результатов и сравнение их с требованиями.
Примечание - Общая процедура объединяет некоторые элементы программы надежности, применимые для анализа надежности: спецификации надежности, анализ условий использования, разработка надежности, ремонтопригодности, человеческого фактора, моделирование надежности, анализ проекта и оценка продукции, анализ воздействия причин и анализ риска, анализ решений о заменах.
4.2 Методы анализа надежности
Методы, представленные в настоящем стандарте, относятся к двум основным группам:
- основные методы анализа надежности;
- общие технические методы, которые могут быть использованы как вспомогательные при проведении анализа надежности, а также при проектировании надежности.
Методы анализа надежности, используемые для решения общих задач анализа надежности, приведены в таблице 1, детальные характеристики методов приведены в таблице 2. Краткая характеристика методов приведена в приложении А.
Общие технические методы обычно включают :
- исследование ремонтопригодности по [2] и [3];
- анализ паразитных контуров схемы (А.2.1);
- анализ наихудшего случая (А.2.2);
- имитационное моделирование отклонений (А.2.3);
- разработку программного обеспечения по надежности (А.2.4);
- анализ конечных элементов (А.2.5);
- ограничение допустимых значений и выбор частей (А.2.6);
- анализ Парето (А.2.7);
- диаграмму причин и следствий (А.2.8);
- анализ отчета об отказах и систему корректирующих действий (А.2.9).
Следующие методы не выделены как самостоятельные, так как они являются модификацией упомянутых в таблице 1 методов анализа надежности:
- анализ причин/следствий - комбинация ЕТА и FTA;
- динамический FTA - расширение FTA, когда некоторые события представляются при помощи марковских моделей;
- функциональный анализ отказов - специальный вид FMEA;
- двоичные диаграммы решений, используемые главным образом для эффективного построения дерева неисправностей.
4.3 Распределение требований надежности
Определение требований надежности для подсистем является существенной частью проектирования системы. Цель распределения надежности - найти наиболее эффективную архитектуру системы, соответствующую требованиям надежности (технико-экономической целесообразности). Распределение требований необходимо проводить для каждого показателя надежности. Поскольку методы распределения для всех показателей надежности одинаковы, далее в разделе использован термин "надежность".
Сначала (первый шаг) необходимо распределить требования надежности системы по подсистемам. При этом должны быть учтены сложность подсистем и опыт эксплуатации аналогичных подсистем. Если на начальном этапе проекта требования не выполнены, распределение и/или выполнение проекта необходимо повторить. Распределение требований надежности проводят с учетом анализа сложности, критичности, особенностей и условий эксплуатации системы.
Так как распределение требований надежности обычно проводят на раннем этапе проектирования, когда информация о системе отсутствует или ее очень мало, распределение необходимо периодически пересматривать.
Распределение требований по подсистемам и составным частям необходимо проводить на стадии определения. Это позволяет:
- проверить выполнение требований надежности для системы;
- установить в проекте выполнимые требования надежности для составных частей;
- установить четкие и поддающиеся проверке требования надежности для поставщиков.
Распределение требований надежности проводят в следующем порядке:
- анализируют систему и идентифицируют области, для которых разработан проект, а информация о значениях характеристик надежности доступна или может быть легко оценена;
- определяют соответствующие величины и их вклад в требования надежности системы. Разность между требованиями и фактическим уровнем надежности является частью требований надежности, которая должна быть распределена между другими составными частями системы.
Преимущества распределения требований надежности заключаются в том, что оно:
- обеспечивает путь совершенствования продукции за счет понимания соотношения между целями надежности системы и ее элементами (подсистемами, блоками, компонентами);
Таблица 1 - Использование методов для решения общих задач анализа надежности
Метод |
Распределение требований/целей надежности |
Качественный анализ |
Количественный анализ |
Рекомендации |
Пункт приложения А |
Прогнозирование интенсивности отказов |
Применим для последовательных систем без резервирования |
Возможно применение для анализа стратегии технического обслуживания |
Вычисление интенсивностей отказов и MTTF* для электронных компонентов и оборудования |
Поддержка |
|
Анализ дерева неисправностей |
Применим, если поведение системы зависит от времени или последовательности событий |
Анализ комбинации неисправностей |
Вычисление показателей безотказности работоспособности и относительного вклада подсистем в системы |
Применим |
|
Анализ дерева событий |
Возможен |
Анализ последовательности отказов |
Вычисление интенсивностей отказов системы |
Применим |
|
Анализ структурной схемы надежности |
Применим для систем, у которых можно выделить независимые блоки |
Анализ путей работоспособности |
Вычисление показателей безотказности и комплексных показателей надежности системы |
Применим |
|
Марковский анализ |
Применим |
Анализ последовательности отказов |
Вычисление показателей безотказности и комплексных показателей надежности системы |
Применим |
|
Анализ сети Петри |
Применим |
Анализ последовательности отказов |
Подготовка описания системы для марковского анализа |
Применим |
|
Анализ режимов и последствий (критичности) отказов FME(C)A |
Применим для систем, у которых преобладают единичные отказы |
Анализ воздействия отказов |
Вычисление интенсивностей отказов (и критичности) системы |
Применим |
|
Исследование HAZOP |
Поддержка |
Анализ причин и последствий отклонений |
Не применим |
Поддержка |
|
Анализ человеческого фактора |
Поддержка |
Анализ воздействия действий эффективности человека на работу системы |
Вычисление вероятностей ошибок человека |
Поддержка |
|
Анализ прочности и напряжений |
Не применим |
Применим как средство для предотвращения неисправности |
Вычисление показателей безотказности для электромеханических компонентов |
Поддержка |
|
Таблица истинности (анализ функциональной структуры) |
Не применим |
Возможен |
Вычисление показателей безотказности и комплексных показателей надежности системы |
Поддержка |
|
Статистические методы надежности |
Возможен |
Анализ воздействия неисправностей |
Определение количественных оценок показателей безотказности с неопределенностью |
Поддержка |
|
* MTTF - средняя наработка до отказа.
Примечание - Слова-обозначения, принятые в таблице: "применим" - метод рекомендован для решения задачи; "возможен" - метод допускается использовать для решения задачи, учитывая, что он имеет некоторые недостатки по сравнению с другими методами; "поддержка" - метод применим для некоторой части задачи и может использоваться для решения всей задачи только в комбинации с другими методами; "не применим" - метод не допускается использовать для решения задачи. |
- рассматривает надежность наравне с другими характеристиками проекта, такими как эффективность и стоимость;
- определяет цели надежности для поставщиков;
- помогает оптимизировать надежность системы, поскольку рассматривает такие факторы как сложность, критичность, влияние условий эксплуатации.
Для распределения надежности существуют ограничения:
- часто предполагается, что элементы системы независимы, то есть отказ одного элемента не влияет на работу других элементов. Так как это предположение часто не выполняется, оно ограничивает область применения метода;
- распределение для систем с резервированием является более сложным. Для них рекомендуется использовать итеративные методы проверки выполнения целей надежности системы, например метод анализа дерева неисправностей.
4.4 Анализ надежности
4.4.1 Категории методов
Методы анализа надежности, описанные в приложении А, классифицируют в соответствии с их главной целью по следующим категориям:
a) Методы для предотвращения неисправностей, например:
1) ограничение допустимых значений и выбор частей;
2) анализ прочности - напряжений.
b) Методы анализа архитектуры системы и распределения надежности. Например:
1) Восходящий метод (главным образом направленный на исследования последствий единичных неисправностей):
- анализ дерева событий (ЕТА);
- анализ видов и последствий отказов (FMEA),
- исследование опасности и удобства использования (HAZOP).
2) Нисходящие методы (исследующие последствия комбинаций неисправностей):
- анализ дерева неисправностей (FTA);
- марковский анализ;
- анализ сети Петри;
- таблица истинности (анализ функциональной структуры);
- анализ структурной схемы надежности (RBD).
c) Методы для оценки характеристик основных событий, например:
- прогнозирование интенсивности отказов;
- анализ надежности человеческого фактора (HRA);
- статистические методы надежности;
- программное обеспечение для проектирования надежности (SRE).
Методы различают также и по типу событий (зависимых или независимых), с которыми они работают.
Результаты классификации перечисленных методов по этому признаку приведены на рисунке 2.
Последовательность зависимых событий |
Анализ дерева событий |
Марковский анализ, анализ сети Петри, таблица истинности |
Последовательность независимых событий |
FMEA, HAZOP |
FTA, RBD |
|
Восходящий (одиночные отказы) |
Нисходящий (многократные отказы) |
Рисунок 2 - Схема классификации методов анализа надежности
Эти методы анализа применимы как для оценки характеристик качества, так и для оценок количественных характеристик при прогнозировании поведения системы в эксплуатации. Достоверность результата зависит от точности и правильности данных об основных событиях.
Однако ни один метод анализа надежности не может быть использован для всестороннего анализа реально существующих систем (аппаратных средств и программного обеспечения, систем со сложной функциональной структурой, систем с различными технологиями ремонта и технического обслуживания и т.д.). Для проведения анализа надежности сложных или многофункциональных систем, как правило, необходимо применять несколько дополнительных методов анализа.
На практике использование комбинаций нисходящего и восходящего анализов является весьма эффективным и позволяет обеспечить полноту анализа.
4.4.2 Восходящие методы
Начальным этапом любого восходящего метода является идентификация режимов отказов на соответствующем уровне. Для каждого режима отказа определяют его влияние на эффективность системы. Восходящий метод анализа надежности позволяет четко идентифицировать все режимы одиночных отказов, поскольку он опирается на списки частей системы или другие контрольные списки. На начальных этапах разработки анализ может быть качественным и иметь дело с функциональными отказами. Затем может применяться количественный анализ.
4.4.3 Нисходящие методы
На начальном этапе нисходящего метода определяют одиночное неблагоприятное событие или событие, обеспечивающее функционирование (успех) системы на самом высоком уровне (вершина событий). Затем идентифицируют и анализируют причины этого события на всех уровнях.
Нисходящий метод начинают с самого высокого уровня, то есть с анализа надежности в целом системы или подсистемы и последовательно спускаются на более низкий уровень.
Затем анализ проводят на следующем более низком уровне системы, идентифицируют все отказы и соответствующие режимы последствий. Этот процесс продолжают до тех пор, пока не достигнут самого низкого уровня. Нисходящий метод используют для оценки многократных отказов, включая последовательные зависимые отказы, при наличии неисправностей общей причины, а также для сложных систем.
4.5 Анализ технического обслуживания и ремонта
Эффективность ремонтируемой системы в большой степени зависит от ремонтопригодности системы, а также от стратегии и методов технического обслуживания и ремонта. При необходимости продолжительного функционирования системы эффективным мероприятием по обеспечению работоспособности системы является оценка влияния на надежность системы мероприятий по ее техническому обслуживанию и ремонту. Надежность является эффективным показателем функционирования в тех случаях, когда требуется обеспечение непрерывного функционирования системы.
Ремонт системы в процессе эксплуатации без прерывания ее функционирования обычно возможен только для системы с избыточной структурой. В этом случае возможность восстановления или замены увеличивает показатели безотказности и работоспособности системы.
Обычно для оценки аспектов ремонта и технического обслуживания системы проводят специальный анализ по [2] - [4].
5 Выбор метода анализа надежности
Выбор метода анализа для программы надежности является очень индивидуальным и осуществляется объединенными усилиями экспертов по надежности и эксплуатации системы. Выбор должен быть сделан на ранних этапах разработки программы и исследован на применимость.
При использовании следующих критериев выбор методов может быть упрощен:
a) сложность системы. Сложные системы, например, включающие резервирование или другие особенности, обычно требуют более глубокого уровня анализа, чем простые системы;
b) новизна системы. Вновь разрабатываемая система требует более тщательного анализа, чем разработанная ранее;
c) качественный или количественный анализ. Действительно ли количественный анализ необходим?
d) единичные или многократные неисправности. Существенно ли влияние комбинации неисправностей или ими можно пренебречь?
e) поведение системы зависит от времени или последовательности событий. Имеет ли значение для анализа последовательность событий (например, система отказывает только в случае, если событию А предшествует событие В, но не наоборот) или поведение системы зависит от времени (например, ухудшение режимов работы после отказа или выполнения функции)?
f) возможность использования метода для зависимых событий. Зависят ли характеристики отказа или восстановления отдельного элемента системы от состояния системы в целом?
Таблица 2 - Характеристики методов анализа надежности
Метод |
Подходит для сложных систем |
Подходит для новых проектов |
Количественный анализ |
Подходит для комбинаций неисправностей |
Подходит для обработки с учетом последовательности и зависимости событий |
Может использовать зависимые события |
Восходящий или нисходящий |
Подходит для распределения надежности |
Квалификация исполнителя |
Применимость и унифицированность |
Потребность в инструментах поддержки |
Проверка правдоподобия результатов |
Пригодность инструментальных средств |
Обозначение стандарта |
Прогнозирование интенсивности отказов |
Нет |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
BU |
Да |
Н |
В |
С |
Да |
В |
|
Анализ дерева неисправностей (FTA) |
Да |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
TD |
Да |
С |
В |
С |
Да |
В |
ГОСТ Р 51901.13 |
Анализ дерева событий (FTA) |
NR |
NR |
Да |
HR |
Да |
Да |
BU |
NR |
В |
С |
С |
Да |
С |
- |
Анализ структурной схемы надежности (RBD) |
NR |
NR |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
TD |
Да |
Н |
С |
С |
Да |
С |
ГОСТ Р 51901.14 |
Марковский анализ |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
TD |
Да |
В |
С |
В |
Нет |
С |
|
Анализ сети Петри |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
TD |
Да |
В |
Н |
В |
Нет |
Н |
- |
Анализ видов и последствий отказов (FMEA) |
NR |
NR |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
BU |
NR |
Н |
В |
Н |
Да |
В |
ГОСТ 27.310 |
Исследование HAZOP |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
Нет |
Нет |
BU |
Нет |
Н |
С |
Н |
Да |
С |
ГОСТ Р 51901.11 |
Анализ надежности человеческого фактора (HRA) |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
BU |
Нет |
В |
В |
С |
Да |
С |
- |
Анализ нагрузок и напряжений |
NA |
NA |
Да |
Na |
NA |
Нет |
NA |
Нет |
В |
С |
В |
Да |
С |
- |
Таблица истинности |
Нет |
Да |
Да |
Да |
Нет |
Нет |
NA |
Да |
В |
С |
В |
Нет |
Н |
- |
Статистические методы надежности |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
Да |
NA |
NR |
В |
С |
В |
С |
Н |
|
Примечание - Обозначения, принятые в настоящей таблице: NR - может использоваться для анализа простых систем. Не рекомендуется использовать как автономный метод (только совместно с другими методами); TD - нисходящий метод анализа; BU - восходящий метод анализа; NA - критерий не применим для этого метода; В - высокий; С - средний; Н - низкий. |
g) восходящий или нисходящий анализ. Обычно применение восходящих методов является более простым. Применение нисходящих методов требует осмысления и творческого подхода и имеет больше возможностей для ошибок;
h) распределение требований надежности. Может ли метод быть приспособлен к количественному распределению требований надежности?
i) квалификация исполнителя. Какой требуется уровень образования или опыта для правильного применения метода?
j) применимость. Например, регулирующая сторона или заказчик обычно применяет метод?
k) необходимость инструментальной поддержки. Нуждается ли метод в компьютерной поддержке или он может быть выполнен вручную?
I) проверки правдоподобия. Можно ли проверить правдоподобие результатов вручную? Если нет, являются ли инструментальные средства доступными?
m) работоспособность инструментальных средств. Действительно ли инструментальные средства доступны? Имеют ли эти инструментальные средства общий интерфейс с другими инструментальными средствами анализа, чтобы результаты могли многократно использоваться или передаваться?
n) стандартизация. Существует ли стандарт, устанавливающий требования к представлению его результатов?
В таблице 2 приведен краткий обзор различных методов анализа надежности, их характеристик и особенностей. Для полного анализа системы может потребоваться применение нескольких методов.
Библиография
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 51901.5-2005 (МЭК 60300-3-1:2003) "Менеджмент риска. Руководство по применению методов анализа надежности" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2005 г. N 236-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2005 г.
Дата введения - 1 февраля 2006 г.
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (ОАО НИЦ КД) на основе собственного аутентичного перевода стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Управлением развития, информационного обеспечения и аккредитации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 сентября 2005 г. N 236-ст
4 Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту МЭК 60300-3-1:2003 "Управление надежностью. Часть 3-1. Руководство по применению. Методы анализа надежности. Руководство по методологии" (IEC 60300-3-1:2003 "Dependability management - Part 3-1: Application guide - Analysis techniques for dependability - Guide on methodology") путем внесения технических отклонений, объяснение которых приведено в разделе "Введение" к настоящему стандарту.
Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ 1.5-2004 (подраздел 3.5).
Изменения, введенные в настоящий стандарт по отношению к международному стандарту, обусловлены необходимостью наиболее полного достижения целей национальной стандартизации
5 Введен впервые
Текст ГОСТа приводится с учетом поправки, опубликованной в ИУС "Национальные стандарты", 2006 г., N 8