Письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. N 02-07-10/23809
Департамент бюджетной методологии рассмотрел обращение о системе муниципального финансового контроля и в рамках своей компетенции сообщает.
Действующая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержит разграничения системы контроля на внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль и внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль.
Вместе с тем, федеральный закон от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" (далее - Федеральный закон) определяет систему внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона к полномочиям контрольно-счетных органов муниципального образования относятся:
1) контроль за исполнением местного бюджета;
2) экспертиза проектов местного бюджета;
3) финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ;
4) анализ бюджетного процесса в муниципальном образовании и подготовка предложений, направленных на его совершенствование;
5) внешняя проверка годового отчета об исполнении местного бюджета;
6) организация и осуществление контроля за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств местного бюджета, а также средств, получаемых местным бюджетом из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
7) контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации, принадлежащими муниципальному образованию;
8) оценка эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств местного бюджета, а также оценка законности предоставления муниципальных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет средств местного бюджета и имущества, находящегося в муниципальной собственности;
9) подготовка информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и представление такой информации в представительный орган муниципального образования и главе муниципального образования;
10) участие в пределах полномочий в мероприятиях, направленных на противодействие коррупции;
11) иные полномочия в сфере внешнего муниципального финансового контроля, установленные федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом и нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в том числе аудит закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
При этом необходимо отметить, что контрольно-счетный орган муниципального образования подотчетен представительному органу муниципального образования. Учитывая, что основной целью представительного органа муниципального образования в сфере бюджетных правоотношений является утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении, деятельность контрольно-счетных органов муниципального образования должна быть направлена в первую очередь на финансово-экономический анализ проекта бюджета муниципального образования; экспертизу проектов местного бюджета; финансово-экономическую экспертизу проектов муниципальных правовых актов, в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, а также муниципальных программ; внешнюю проверку годового отчета об исполнении местного бюджета.
Проект Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части регулирования государственного и муниципального финансового контроля и ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации" (далее - законопроект), принятый Государственной Думой во втором чтении 19 июня 2013 года, предусматривает понятие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и полномочия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Внутренний муниципальный финансовый контроль проводится в целях обеспечения законности исполнения бюджета муниципального образования.
При этом, согласно пункту 35 статьи 1 законопроекта к полномочиям органов внутреннего государственного муниципального финансового контроля относятся:
1) контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
2) контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе об исполнении муниципальных заданий.
Помимо полномочий органов внутреннего муниципального финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены полномочия по контролю в сфере закупок в отношении:
1) соблюдения требований к обоснованию закупок, при формировании планов закупок и обоснованности закупок;
2) нормирования в сфере закупок, при планировании закупок;
3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
7) соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Одновременно обращаем внимание на то, что полностью исключить дублирование функций органов финансового контроля, созданных представительными органами власти и местного самоуправления не представляется возможным и не требуется, поскольку они отличаются по своим задачам и традиционно дополняют друг друга. В целях исключения излишнего дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов контроля, по мнению Департамента бюджетной методологии, должны быть заключены соглашения об информационном взаимодействии между органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сообщается о планируемых изменениях к БК РФ, предусматривающих понятие внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и полномочия соответствующих органов.
Отмечается, что полностью исключить дублирование функций органов финансового контроля, созданных представительными органами власти и местного самоуправления невозможно и не требуется, поскольку они отличаются по задачам и дополняют друг друга. Чтобы исключить дублирование контрольных мероприятий в отношении одних и тех же объектов, рекомендуется заключать соглашения об информационном взаимодействии между органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля.
Письмо Минфина России от 24 июня 2013 г. N 02-07-10/23809
Текст письма официально опубликован не был