Письмо Минфина России от 7 мая 2015 г. N 02-02-08/26427
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу использования бюджетных средств в рамках государственного оборонного заказа и сообщает следующее.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Федеральный закон N 275-ФЗ) размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом N 275-ФЗ.
1. В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Для расчета ограничений, установленных пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ, используется совокупный годовой объем закупок заказчика, под которым в силу пункта 16 статьи 3 Федерального закона понимается утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.
Исходя из изложенного, для расчета объема закупок, который заказчик вправе осуществить в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ независимо от того осуществляются закупки товаров (работ, услуг) в рамках государственного оборонного заказа или вне рамок государственного оборонного заказа, заказчики будут использовать данные о доведенных лимитах бюджетных обязательств на закупки товаров (работ, услуг).
2. Федеральным законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
1) планирования закупок товаров, работ, услуг;
2) определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом;
4) особенностей исполнения контрактов;
5) мониторинга закупок товаров, работ, услуг;
6) аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг;
7) контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных#.
При этом в случаях, установленных Федеральным законом N 44-ФЗ, особенности регулирования указанных отношений могут быть установлены отдельными федеральными законами (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ). Так, например, особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 44-ФЗ), особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд (часть 21 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ), особенности описания объектов закупок по государственному оборонному заказу (часть 6 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ) могут устанавливаться Федеральным законом N 275-ФЗ. При этом, необходимо отметить, что в отношении процедуры проведения закупок товаров, работ, услуг законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере обеспечения государственных (муниципальных) нужд в рамках государственного оборонного заказа особенности не установлены.
В этой связи осуществление закупок товаров (работ, услуг) в рамках государственного оборонного заказа предусматривает использование конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе запроса котировок.
3. В настоящее время полномочия, относимые к компетенции Федеральной службы по оборонному заказу, в силу части 10 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ, не распределены. До внесения указанных изменений в Федеральный закон N 44-ФЗ предлагается руководствоваться следующим.
Согласно положениями статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ предметом контроля ФАС России являются вопросы соблюдения заказчиками положений Федерального закона N 44-ФЗ, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции иных органов контроля.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля (надзора) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Пунктом 2"
Таким образом, по мнению Департамента, ФАС России осуществляет контроль при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) в сфере государственного оборонного заказа, а также рассматривает жалобы поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на неисполнение (несвоевременное исполнение) государственным заказчиком обязательств по оплате государственного контракта.
Контроль, предмет которого определен частями 5-8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ в отношении гособоронзаказа по мнению Департамента должен осуществляться Федеральным казначейством, Росфиннадзором.
Директор Департамента бюджетной методологии |
С.В. Романов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России разъяснил, что для расчета объема закупок, который заказчик вправе осуществить в соответствии с Законом о контрактной системе независимо от того осуществляются закупки товаров (работ, услуг) в рамках гособоронзаказа или вне его рамок, заказчики будут использовать данные о доведенных лимитах бюджетных обязательств на закупки товаров (работ, услуг).
Осуществление закупок товаров (работ, услуг) в рамках гособоронзаказа предусматривает использование конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных законодательством о контрактной системе, в т. ч. запроса котировок.
Также по мнению Минфина России, ФАС России осуществляет контроль при определении поставщика (исполнителя, подрядчика) в сфере гособоронзаказа, а также рассматривает жалобы поставщиков (исполнителей, подрядчиков) на неисполнение (несвоевременное исполнение) госзаказчиком обязательств по оплате госконтракта. Контроль, предмет которого определен Законом в отношении гособоронзаказа по мнению Министерства должен осуществляться Федеральным казначейством, Росфиннадзором.
Письмо Минфина России от 7 мая 2015 г. N 02-02-08/26427
Текст письма официально опубликован не был