Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 апреля 2015 г. N 03-03-06/2/24237
Вопрос: Согласно пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы организации на командировки.
При этом на все расходы, учитываемые в целях налогообложения прибыли, распространяются общие нормы ст. 252 НК РФ, в соответствии с которыми расходы должны быть экономически обоснованные и документально подтвержденные.
НК РФ не содержит конкретного перечня документов, которыми можно подтвердить расходы, в частности, их экономическую обоснованность.
Особенности направления работников в служебные командировки установлены постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 г. N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки".
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 г. N 1595 были внесены изменения в Положение N 749, связанные с отменой командировочного удостоверения и служебного задания.
Одновременно из Положения исключен отчет о выполнении работником служебного поручения.
В этой связи, просим подтвердить, что действующий в соответствии с новой редакцией Положения документооборот в части оформления командировочных расходов, более не включающий в себя отчет о выполнении служебного поручения, является достаточным с точки зрения документального подтверждения командировочных расходов в соответствии с требованиями ст. 252 и ст. 264 НК РФ.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и сообщает следующее.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на командировки относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
В пункте 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.10.08 N 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" сказано, что фактический срок пребывания работника в месте командирования определяется по проездным документам, представляемым работником по возвращении из служебной командировки.
Таким образом, учитывая, что перечень оправдательных документов не закрыт, подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством о бухучете, которые свидетельствуют о фактическом нахождении работника в пути к месту командирования и обратно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 27 апреля 2015 г. N 03-03-06/2/24237
Текст письма официально опубликован не был