Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 1 июня 2015 г. N 304-ЭС15-1942 Суд отменил постановление суда округа и оставил в силе судебные акты судов первой и апелляционной инстанций, которыми отказано в удовлетворении требования о взыскании убытков за недопоставленный груз, поскольку убытки вследствие утраты груза в пути следования по железной дороге возникли из отношений, связанных с перевозкой груза, а не из отношений, вытекающих из договора транспортной экспедиции

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Компания обратилась в суд с целью взыскать с общества в т. ч. убытки за утраченный (при ж/д перевозке) груз.

СК по экономическим спорам ВС РФ сочла, что для этого нет оснований, и пояснила следующее.

В рассматриваемом случае истец (клиент) поручил ответчику (экспедитору) организовать ж/д перевозку груза.

Товар был принят к перевозке железной дорогой. В пути следования произошел сход вагонов, из-за чего часть груза была недопоставлена.

Соглашение, которое было заключено между сторонами спора, является договором транспортной экспедиции.

Отношения по такому договору регулируются спецнормами ГК РФ.

В силу этих норм, а также Закона о транспортно-экспедиционной деятельности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность на определенных условиях.

Так, экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу.

Экспедитор отвечает, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Таким образом, одним из существенных условий для возложения на экспедитора ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза до выдачи его получателю является факт принятия груза экспедитором.

В данном случае нет доказательств принятия ответчиком груза к экспедированию и (или) возложения им обязанностей по принятию груза на третье лицо.

С учетом этого ошибочен вывод о том, что в подобном случае экспедитор является ответственным за утрату груза вне зависимости от факта непосредственной перевозки груза третьим лицом.

Кроме того, нужно было учитывать, что спорные убытки из-за утраты груза в пути следования по ж/д возникли из отношений, связанных с его перевозкой, а не вытекающих из договора транспортной экспедиции.