Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
(обязательное)
Определение точки Н и фактического угла наклона туловища водителя или пассажира, сидящего в транспортном средстве
1 Цель
Настоящее приложение устанавливает порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища для одного или нескольких посадочных мест в транспортном средстве и для проверки соотношения между измеренными параметрами и конструктивными спецификациями, указанными предприятием-изготовителем транспортного средства*.
2 Определение
В настоящем приложении применяют следующие термины с соответствующими определениями.
2.1 контрольные параметры: Одна или несколько из следующих характеристик посадочного места:
2.1.1 точки Н и R и соотношение между ними;
2.1.2 фактический и конструктивный углы наклона туловища человека и соотношение между ними.
2.2 объемный механизм определения точки H: Устройство, применяемое для определения точки Н и фактического угла наклона туловища человека. Описание объемного механизма приведено в дополнении 1 к настоящему приложению.
2.3 точка H: Центр вращения туловища и бедра объемного механизма определения точки Н, установленного на сиденье транспортного средства в соответствии с требованиями раздела 4 настоящего приложения. Точка Н расположена в центре оси устройства, проходящей между визирными метками точки Я с обеих сторон объемного механизма. Теоретически точка Н соответствует точке Н (допуски см. 3.2.2). После определения точки Н в соответствии с порядком, указанным в разделе настоящего приложения, считают, что эта точка является фиксированной по отношению к основанию сиденья и перемещается вместе с ней при регулировании сиденья.
2.4 точка R или контрольная точка посадочного места: Условная точка, указываемая предприятием-изготовителем для каждого посадочного места и определяемая относительно трехмерной системы координат.
2.5 линия туловища: Центральная линия штыря объемного механизма определения точки Н, когда штырь находится в крайнем заднем положении.
2.6 фактический угол наклона туловища: Угол между вертикальной линией, проходящей через точку Н, и линией туловища, измеряемый с помощью кругового сектора объемного механизма определения точки Н. Теоретически фактический угол наклона туловища человека соответствует конструктивному углу наклона туловища (допуски см. 3.2.2).
2.7 конструктивный угол наклона туловища: Угол между вертикальной линией, проходящей через точку R, и линией туловища человека, находящегося в положении, соответствующем конструктивному положению спинки сиденья, указанному предприятием-изготовителем транспортного средства.
2.8 центральная плоскость водителя или пассажира (ЦПВП): Средняя плоскость объемного механизма определения точки Н, расположенного на каждом указанном посадочном месте, представлена координатой точки Н относительно оси Y. Центральная плоскость отдельного сиденья совпадает с центральной плоскостью водителя или пассажира. На других сиденьях центральная плоскость водителя или пассажира определяется предприятием-изготовителем транспортного средства.
2.9 трехмерная система координат: Определение приведено в дополнении 2 к настоящему приложению.
2.10 исходные точки отсчета: Физические точки (отверстия, плоскости, метки и углубления) на кузове транспортного средства, указанные предприятием-изготовителем транспортного средства.
2.11 положение транспортного средства для проведения измерений: Положение транспортного средства, определенное координатами исходных точек отсчета трехмерной системы координат.
3 Требования
3.1 Представление данных
Для каждого посадочного места, контрольные параметры которого будут использованы для проверки его соответствия требованиям настоящих Правил, представляют все необходимые данные, указанные в дополнении 3 к настоящему приложению, а также следующие:
3.1.1 1 координаты точки R относительно трехмерной системы координат;
3.1.2 конструктивный угол наклона туловища;
3.1.3 указания по регулированию сиденья (если сиденье регулируемое) и установке его в положение для измерения, указанное в 4.3 настоящего приложения.
3.2 Соотношение полученных данных и конструктивных спецификаций
3.2.1 Координаты точки Н и значение фактического угла наклона туловища, установленные по разделу 4 настоящего приложения, сравнивают с координатами точки R и значением конструктивного угла наклона туловища, указанными предприятием-изготовителем транспортного средства.
3.2.2 Относительные положения точек R и Н и соотношение между конструктивным и фактическим углами наклона туловища считают удовлетворительными для конкретного посадочного места, если точка Н находится в пределах квадрата, горизонтальные и вертикальные стороны которого равны 50 мм, имеют диагонали, пересекающиеся в точке R, и если фактический угол наклона не отличается от конструктивного угла наклона туловища более чем на 5°.
3.2.3 Если положение точки R и конструктивный угол наклона туловища соответствуют требованиям 3.2.2, то их используют для проверки соответствия сиденья требованиям настоящих Правил.
3.2.4 Если положение точки Н или фактический угол наклона туловища не соответствуют требованиям 3.2.2, то их определение проводят еще два раза (всего три раза). Если результаты двух из этих трех измерений соответствуют требованиям 3.2.2, то применяют требования 3.2.3.
3.2.5 Если результаты двух из трех измерений, указанных в 3.2.4, не соответствуют требованиям 3.2.2 или если предприятие-изготовитель транспортного средства не представил данных, касающихся положения точки R или конструктивного угла наклона туловища, допускается использовать центроид трех полученных точек или средние значения трех измеренных углов, которые будут считаться приемлемыми во всех случаях, когда в настоящих Правилах упоминается точка R или конструктивный угол наклона туловища.
4 Порядок определения точки Н и фактического угла наклона туловища
4.1 Испытуемое транспортное средство должно быть выдержано при температуре (2010)°С, чтобы температура материала, из которого изготовлены сиденья, достигла комнатной. Если испытуемое сиденье никогда не использовалось, то на него необходимо дважды в течение 1 мин поместить человека или устройство массой от 70 до 80 кг, чтобы размять подушку и спинку сиденья. По требованию предприятия-изготовителя все комплекты сидений выдерживают в ненагруженном состоянии не менее 30 мин до установки на них объемного механизма определения точки Н.
4.2 Транспортное средство установить в положение для измерения, определенное в 2.11.
4.3 Если сиденье является регулируемыми, то его устанавливают сначала в крайнее заднее (нормальное при управлении или использовании) положение, указанное предприятием-изготовителем транспортного средства, путем продольного регулирования сиденья, без его перемещения. Если указаны другие способы регулирования сиденья (вертикальный, изменением угла наклона спинки и т.д.), то сиденье устанавливают в положение, определенное предприятием-изготовителем транспортного средства. Для откидных сидений жесткое фиксирование сиденья в вертикальном положении должно соответствовать его нормальному положению при управлении, указанному предприятием-изготовителем транспортного средства.
4.4 Поверхность посадочного места, с которой соприкасается объемный механизм, покрывают муслиновой хлопчатобумажной тканью достаточного размера и соответствующей текстуры (гладкая хлопчатобумажная ткань, имеющая 18,9 нитей на 1 , массой 0,228 кг/ , или нетканая материя с аналогичными характеристиками).
4.5 Установить основание и спинку объемного механизма таким образом, чтобы центральная плоскость водителя или пассажира (ЦПВП) совпадала с центральной плоскостью объемного механизма. По указанию предприятия-изготовителя объемный механизм может быть передвинут внутрь относительно ЦПВП, если он находится снаружи и кромка сиденья не позволяет его выравнить.
4.6 Прикрепить ступни и голени к основанию корпуса отдельно или с помощью Т-образного шарнирного соединения. Линия, проходящая через визирные метки определения точки Н, должна быть параллельна грунту и перпендикулярна к продольной центральной плоскости сиденья.
4.7 Расположить ступни и ноги объемного механизма следующим образом:
4.7.1 При расположении сиденья пассажира рядом с сиденьем водителя:
4.7.1.1 Ступни и ноги объемного механизма перемещают вперед так, чтобы ступни заняли естественное положение между рабочими педалями. Левую ступню по возможности устанавливают так, чтобы она находилась приблизительно на таком же расстоянии слева от центральной плоскости объемного механизма, на котором справа находится правая ступня. При помощи уровня поперечной ориентации объемный механизм приводится в горизонтальное положение за счет регулирования основания корпуса, либо за счет перемещения ступней и ног назад. Линия, проходящая через визирные метки точки Н, должна быть перпендикулярна к продольной центральной плоскости сиденья.
4.7.1.2 Если невозможно установить левую ногу параллельно правой ноге, а левую ступню на элементах конструкции транспортного средства, то необходимо переместить левую ступню так, чтобы установить ее на опору. Горизонтальность определяют при помощи визирных меток.
4.7.2 Задние внешние сиденья
При испытаниях задних или приставных сидений ноги необходимо расположить так, как указано предприятием-изготовителем. Если ступни опираются на части пола, которые находятся на разных уровнях, то ту ступню, которая первой прикоснулась к переднему сиденью, считают исходной, а вторую располагают так, чтобы обеспечить горизонтальное положение объемного механизма при помощи уровня поперечной ориентации основания корпуса.
4.7.3 Другие сиденья
Порядок расположения ступней и ног - по 4.7.1.
4.8 На голенях и бедрах объемного механизма разместить грузы и установить его в горизонтальное положение.
4.9 Наклонить заднюю часть основания туловища вперед до остановки и отвести объемный механизм от спинки сиденья с помощью Т-образного шарнира. Затем установить объемный механизм на прежнее место на сиденье одним из следующих способов.
4.9.1 Если объемный механизм скользит назад, то необходимо дать объемному механизму возможность скользить назад до тех пор, пока не отпадет необходимость использования передней ограничительной горизонтальной нагрузки на Т-образный шарнир, т.е. до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья. При необходимости следует изменить положение голени и ступни.
4.9.2 Если объемный механизм не скользит назад, то необходимо отодвигать объемный механизм назад за счет использования горизонтальной задней нагрузки, прилагаемой к Т-образному шарниру, до тех пор, пока задняя часть механизма не соприкоснется со спинкой сиденья (рисунок 3.2 дополнения 1 к настоящему приложению).
4.10 Приложить нагрузку (10010) Н к задней части и основанию объемного механизма на пересечении кругового сектора бедра и кожуха Т-образного шарнира. Эта нагрузка должна быть все время направлена вдоль линии, проходящей через вышеуказанное пересечение до точки, находящейся чуть выше кожуха кронштейна бедра (см. рисунок 3.2 дополнения 1 к настоящему приложению). После этого осторожно переместить спинку объемного механизма до его соприкосновения со спинкой сиденья. Эту процедуру необходимо проводить осторожно, чтобы не допустить соскальзывания объемного механизма вперед.
4.11 Разместить грузы на правой и левой частях основания туловища и затем поочередно восемь грузов на спинке объемного механизма. Горизонтальное положение объемного механизма проверяют при помощи уровня.
4.12 Наклонить спинку объемного механизма вперед, чтобы установить давление на спинку сиденья. Провести три полных цикла бокового качания по дуге 10° (5° в каждую сторону от вертикальной центральной плоскости), чтобы устранить возможные точки трения между объемным механизмом и сиденьем.
При раскачивании Т-образный шарнир объемного механизма может отклоняться от установленного горизонтального и вертикального направлений, поэтому во время раскачивания объемного механизма Т-образный шарнир должен удерживаться соответствующей поперечной силой. При удерживании шарнира и раскачивании объемного механизма необходимо проявлять осторожность, чтобы не допустить появления непредусмотренных внешних вертикальных или продольных нагрузок.
При этом не следует удерживать ступни объемного механизма или ограничивать их перемещение. Если ступни изменят свое положение, они в течение некоторого времени должны оставаться в этом положении.
Осторожно вернуть назад спинку объемного механизма до соприкосновения со спинкой сиденья и установить их в нулевое положение. При перемещении ступней во время раскачивания объемного механизма их следует установить следующим образом:
Поочередно приподнимать каждую ступню с пола на минимальную высоту, чтобы предотвратить дополнительное перемещение. При этом необходимо удерживать ступни таким образом, чтобы они могли вращаться. В процессе этой операции не допускается применение каких-либо продольных или поперечных сил. Когда обе ступни установятся в нижнее положение, пятки должны войти в соприкосновение с соответствующим элементом конструкции.
Установить уровень поперечной ориентации в нулевое положение. Для этого, при необходимости, следует приложить поперечную нагрузку к верхней части спинки объемного механизма. Нагрузка должна быть достаточной для установки спинки объемного механизма в горизонтальное положение.
4.13 Придерживать Т-образный шарнир, чтобы не произошло соскальзывание объемного механизма на подушку сиденья.
Затем:
a) переместить назад спинку объемного механизма до ее соприкосновения со спинкой сиденья;
b) попеременно прилагать и убирать горизонтальную нагрузку, действующую в направлении назад и не превышающую 25 Н, к штанге угла наклона спинки на высоте центра крепления грузов к спинке, пока по круговому сектору бедра не станет ясно, что после устранения воздействия нагрузки достигнуто устойчивое положение. На объемный механизм не должны воздействовать внешние силы, направленные вниз или вбок. При необходимости повторной ориентации объемного механизма в горизонтальном направлении наклонить его спинку вперед, затем проверить его горизонтальное положение и повторить операции по 4.12.
4.14 Провести следующие измерения:
4.14.1 определить координаты точки Н относительно трехмерной системы координат.
4.14.2 определить фактический угол наклона туловища по круговому сектору наклона спинки объемного механизма; при этом штырь должен находиться в крайнем заднем положении.
4.15 При необходимости повторной установки объемного механизма сиденье должно быть свободным от любых нагрузок в течение не менее 30 мин до начала установки. Объемный механизм не следует оставлять на сиденье сверх времени, которое необходимо для проведения испытания.
4.16 Если сиденья, находящиеся в одном ряду, могут рассматриваться как одинаковые (многоместное сиденье, идентичные сиденья и т.п.), то определяют только одну точку Н и один фактический угол наклона спинки сиденья для каждого ряда, помещая объемный механизм на то посадочное место, которое можно рассматривать как типичное для данного ряда сидений. Таким посадочным местом являются:
4.16.1 в переднем ряду - место водителя;
4.16.2 в заднем ряду (или рядом) - одно из крайних мест.
______________
* Настоящее приложение не распространяется на передние сиденья, для которых точка Н не может быть определена с помощью объемного механизма или аналогичными методами. Для таких сидений в качестве контрольной точки, по усмотрению компетентного органа, допускается применять точку R, указанную предприятием-изготовителем.
Дополнение 1
Объемный механизм определения точки Н*
1 Спинка и основание
Спинка и основание объемного механизма должны быть изготовлены из арматурного пластика и металла; они моделируют туловище и бедра человека и механически крепятся друг к другу в точке Н. На штырь, закрепленный в точке Н, устанавливают круговой сектор для измерения фактического угла наклона спинки. Регулируемый шарнир бедра, соединенный с основанием туловища, определяет центральную линию бедра и является исходной линией кругового сектора наклона бедра.
2 Элементы туловища и ног
Элементы, моделирующие ступни и голени, соединяют с основанием туловища с помощью Т-образного шарнира, который является продольным продолжением регулируемого кронштейна бедра. Для измерения сгиба колена элементы голени и лодыжки оборудованы круговыми секторами. На элементах, моделирующих ступни, должна быть градуировка для определения их угла наклона. Ориентация объемного механизма обеспечивается за счет использования двух уровней. Грузы, размещаемые на туловище, устанавливают в соответствующих центрах тяжести и обеспечивают давление на подушку сиденья, равное оказываемому мужчиной массой 76 кг. Все сочленения объемного механизма должны быть проверены, чтобы обеспечить их свободное движение и исключить трение.
"Рисунок 3.1 - Схема объемного механизма определения точки Н"
"Рисунок 3.2 - Размеры объемного механизма определения точки Н и распределение грузов"
_____________
* Объемный механизм соответствует требования международного стандарта ИСО 6549:1980
Дополнение 2
Трехмерная система координат
1 Трехмерную систему координат определяют тремя ортогональными плоскостями, установленными предприятием - изготовителем транспортного средства (рисунок 3.3*).
2 Транспортное средство устанавливают на опорную поверхность таким образом, чтобы координаты исходных точек соответствовали указанным предприятием-изготовителем.
3 Координаты точек R и Н устанавливают относительно исходных точек, определенных предприятием - изготовителем транспортного средства.
"Рисунок 3.3 - Трехмерная система координат"
__________
* Система координат соответствует требованиям международного стандарта ИСО 4130:1978.
Дополнение 3
Исходные данные посадочных мест
1 Кодирование исходных данных
Исходные данные перечисляют последовательно для каждого посадочного места. Посадочные места обозначают двузначным кодом. Первый знак (арабская цифра) обозначает ряд мест (отсчет мест проводят, начиная с передних посадочных мест к задним). Второй знак (заглавная буква) обозначает расположение посадочного места в ряду, обращенном в направлении движения транспортного средства вперед; при этом используют следующие буквы L - левое; С - центральное; R - правое.
2 Определение положения транспортного средства
2.1 Координаты исходных точек отсчета:
X ________________________;
Y ________________________;
Z ________________________.
3 Перечень исходных данных
3.1 Посадочное место _________________________________________________________________
3.1.1 Координаты точки R:
X _____________________;
Y _____________________;
Z _____________________.
3.1.2 Конструктивный угол наклона туловища _______________________________________________
3.1.3 Положение сиденья для регулирования*:
горизонтальное __________________;
вертикальное ___________________;
угловое ________________________;
угол наклона туловища __________.
Примечание - Исходные данные для других посадочных мест указывают в 3.2, 3.3 и т.д.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.