Решение Московского городского суда от 8 сентября 2014 г. N 3-0164/2014
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Казакова М.Ю.,
с участием прокурора Бедняковой В.В.,
при секретаре Лискиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-0164/2014 по заявлению Новикова С.Ю. об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2013 N 873-ПП "Об утверждении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодорожного путепровода на 36 км Киевского направления МЖД для осуществления мероприятий по реконструкции ж/д переезда на 36 км ПК 10 Киевского направления, участок Внуково-Бекасово, станция Крекшино/ул. Центральная, деревня Крекшино, поселение Марушкинское города Москвы", установил:
24 декабря 2013 года Правительством Москвы принято постановление N 873-ПП, которым утвержден проект планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодорожного путепровода на 36 км Киевского направления МЖД для осуществления мероприятий по реконструкции ж/д переезда на 36 км ПК 10 Киевского направления, участок Внуково-Бекасово, станция Крекшино/ул. Центральная, деревня Крекшино, поселение Марушкинское города Москвы (далее Постановление N 873-ПП).
Постановление подписано Мэром Москвы и официально опубликовано в издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", спецвыпуск N 34, 30 декабря 2013 года, размещено на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru, 30 декабря 2013 года.
Новиков С.Ю., являющийся собственником земельного участка, расположенного по адресу: ..., кадастровый номер ..., обратился в Московский городской суд с заявлением, в котором просит признать недействительным пункт 1 Постановления N 873-ПП в части:
- утверждения границ земельного участка 1.2 согласно таблице 4 "Характеристики земельных участков, установленных планом межевания";
- утверждения Плана межевания территории поселения Марушкинское города Москвы в масштабе 1:2000 (лист 10 Постановления), а также следующих приложений - "План границ территорий общего пользования и линейных объектов", "План границ зон с особыми условиями использования территории", "План зон планируемого размещения объектов капитального строительства", "План границ территорий общего пользования и линейных объектов" (листы 11-14 Постановления);
- включения земельного участка, принадлежащего заявителю, в состав проектируемого земельного участка улично-дорожной сети 1.2 согласно таблице 4 "Характеристики земельных участков, установленных планом межевания" (лист 8 Постановления).
В обоснование своих требований Новиков С.Ю. указывает, что издавая Постановление N 873-ПП и утверждая проект планировки территории, Правительство Москвы нарушило положения Земельного кодекса Российской Федерации, его статьи 55, Градостроительного кодекса Российской Федерации, его пункт 5.1 статьи 43, Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", его пункту 3 статьи 8, постановления Госстроя России от 29 октября 2002 N 150 "Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации", его пункт 14 раздела 3.2.1, пункт 3 раздела 3.2.2, а также права заявителя, что повлекло (или может повлечь) изменение границ земельного участка, принадлежащего заявителю, против его воли. Среди участков, изменение границ которых предусмотрено оспариваемым актом, земельный участок принадлежащий заявителю, не значится, не указан он в плане межевания территории как планируемый к изъятию. На утвержденном проекте межевания территории не отображены ни земельный участок, ни жилой дом, принадлежащие заявителю, чем нарушены положения абзаца "б" подпункта 7 пункта 1 статьи 41 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28 "Градостроительный кодекс города Москвы". Кроме того, заявитель утверждает, что в отношении оспариваемого нормативного правового акта, в нарушение положений частей 5, 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не проводились публичные слушания. В нарушение прямого указания статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 12 статьи 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Москвы утвердило план межевания территорий, в соответствии с которым жилой дом заявителя расположен на земельном участке с функциональным назначением "участок дорожной сети". Фактически, указывает заявитель, Постановлением N 873-ПП, для земельного участка на неограниченный срок установлен правовой режим, не предусматривающий использование, принадлежащего заявителю и расположенного на земельном участке, жилого дома по его прямому назначению. Также в силу принятия оспариваемого Постановления в отношении земельного участка, против воли собственника, установлен доступ неопределенного круга лиц, что нарушает право заявителя, в том числе на неприкосновенность жилища. Принимая оспариваемое постановление до вынесения решения об изъятии земельного участка, Правительство Москвы существенно ограничило права заявителя в пользовании объектами недвижимого имущества без предварительного и равноценного возмещения его стоимости.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаца "б" подпункта 7 пункта 1 статьи 41 Закона" следует читать "абзаца "б" подпункта 7 пункта 2 статьи 41 Закона"
В настоящем судебном заседании заявитель Новиков С.Ю. заявленные требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, просил восстановить срок на обращение в суд с настоящим заявлением, поскольку у него объективно отсутствовала возможность обращения в суд с заявлением об оспаривании Постановления N 873-ПП в установленный законом срок по причине нарушения Правительством Москвы порядка доступа к проектам документов территориального планирования. Кроме того, заявитель, не обладая профессиональными познаниями в картографии, не мог узнать о нарушении своих прав, поскольку кадастровый номер, принадлежащего ему земельного участка на планах и схемах не обозначен. О нарушении своих прав заявитель узнал от владельцев соседних земельных участков в первых числах февраля 2014 года.
Представители Правительства Москвы (по доверенности) Аветисянц Э.Л., Дмитриев О.О., Сараев Д.В., Цой В.И. требования заявителя не признали, просили в их удовлетворении отказать, заявили о пропуске Новиковым С.Ю. срока на обращение в суд, установленного частью 8 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Считали, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Москвы в рамках предоставленных ему полномочий, права заявителя не нарушает, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения заявителя, представителей Правительства Москвы, изучив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Бедняковой В.В., полагавшей необходимым требования Новикова С.Ю. оставить без удовлетворения, суд считает, что требования Новикова С.Ю. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оспариваемым нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в области градостроительной деятельности.
Согласно частям 1, 3 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 7 названного Федерального закона, подпунктом 42 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено утверждение документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Правительство Москвы, как высший постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган государственной власти города Москвы, в силу статей 1, 11, 13, 15 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 года N 65 "О Правительстве Москвы" обладает достаточной компетенцией для принятия оспариваемого постановления.
Постановление Правительства Москвы от 21 мая 2013 года N 873-ПП подписано Мэром Москвы, официально опубликовано, что соответствует требованиям статьи 15 Конституции Российской Федерации, пунктам 1, 2, 4 статьи 19 Закона города Москвы от 8 июля 2009 года N 25 "О правовых актах города Москвы".
Следовательно, оспариваемое постановление Правительства Москвы введено в действие и опубликовано в установленном порядке.
Частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется на основании документов территориального планирования субъекта Российской Федерации, документов территориального планирования муниципального образования, устанавливаются настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 указанной статьи проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Состав основной части проекта планировки территории, согласно части 3 названной статьи включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения;
Статьей 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (часть 1 статьи 43). Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа (часть 3 статьи 43). Проект межевания территории, предназначенный для размещения линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, регионального значения или местного значения, включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются границы существующих и (или) подлежащих образованию земельных участков, в том числе предполагаемых к изъятию для государственных или муниципальных нужд, для размещения таких объектов (часть 5.1 статьи 43).
Процедура подготовки и утверждения документации по планировке территории урегулирована статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что земельный участок, принадлежащий заявителю, расположен на территории, присоединенной с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве.
Отношения, возникающие в связи с присоединением в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно части 2 статьи 1 которого его положения применяются к отношениям, возникающим при подготовке и утверждении документации по планировке территории, резервировании земель, изъятии земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставлении земельных участков, установлении сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения и объектов регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач и включенных в перечни, указанные в статье 2 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 2 названного Федерального закона предусмотрено, что в целях обеспечения устойчивого социального развития присоединенных территорий высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы утверждает перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на присоединенных территориях, для которого применяются особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, резервирования земель, изъятия земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставления земельных участков, установления сервитутов, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Указанный перечень может быть изменен в порядке, установленном для его утверждения.
Предусмотренный оспариваемым проектом планировки линейный объект, согласно пункту 1 постановления Правительства Москвы от 14 октября 2013 года N 680-ПП "Об утверждении перечня объектов регионального значения, подлежащих размещению на территориях, присоединенных с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве", пункту 377 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 10 сентября 2013 года N 591-ПП "Об Адресной инвестиционной программе города Москвы на 2014-2016 годы", включен в перечень объектов регионального значения, подлежащих размещению на территориях, присоединенных с 1 июля 2012 года к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве.
Таким образом, вопреки утверждениям заявителя, отношения по подготовке и утверждению оспоренной документации по планировке территории для размещения линейного объекта регионального значения, обеспечивающего реализацию государственных задач в области развития транспортной инфраструктуры, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 4 названного Федерального закона установлены особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения или регионального значения.
Согласно части 2 этой статьи, подготовка документации по планировке территории, указанной в части 1 настоящей статьи, и ее утверждение осуществляются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы или уполномоченным им органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
При этом частью 3 статьи 4 Федерального закона предусмотрено, что документация по планировке территории, указанная в части 1 настоящей статьи, утверждается без проведения публичных слушаний.
Таким образом, доводы заявителя о необходимости прохождения документации по планировке территории, утвержденной оспариваемым постановлением Правительства Москвы, процедуры публичных слушаний, противоречат приведенным законоположениям, в связи с чем суд их отклоняет.
Частью 7 статьи 4 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 43-ФЗ предусмотрено, что состав и содержание проектов планировки территории, подготовка которых осуществляется для размещения объектов регионального значения, указанных в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москвы.
При таких обстоятельствах положения Постановления Госстроя России от 29 октября 2002 года N 150, которым установлены обязательные требования к проекту планировки, к спорным правоотношениям, в части состава и содержания проектов планировки территории, не применимы, в связи с чем ссылки заявителя на указанный правовой акт подлежат отклонению.
Правительство Москвы постановлением от 6 апреля 2010 года N 270-ПП, действующим в редакции от 30 апреля 2014 года, утвердило Положение о составе, порядке подготовки, согласования и представления на утверждение проектов планировки территорий в городе Москве, согласно которому основная часть проекта планировки территории в отношении объектов, предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", включает:
- положение о планировке территории;
- план "Границы зон планируемого размещения объектов".
Подготовка иных планов, а также состав положения о планировке территории определяется техническим заданием исходя из особенностей планируемых для размещения объектов капитального строительства (пункт 2.3 раздела 2).
Согласно пункту 2.2.1 раздела 2 названного постановления Правительства Москвы положение о планировке территории включает краткую пояснительную записку, таблицы с характеристиками планируемого развития территории, размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения (включая плотность и параметры застройки), развития систем социального и транспортного обслуживания, инженерно-технического обеспечения, а также перечень мероприятий по реализации проектов планировки территории и последовательность их выполнения.
Из материалов дела видно, что основная часть проекта планировки, утвержденного оспариваемым постановлением Правительства Москвы, приведенным требованиям соответствует. Так, в основной части проекта содержится краткая пояснительная записка, таблицы: "Основные планировочные характеристики проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети", "Перечень планируемого размещения объектов капитального строительства"; план зон планируемого размещения объекта капитального строительства и другие утвержденные планы, в том числе, план межевания территории (л.д. 76-78, 79-81, 82, 88, 119-126).
Из пояснительной записки к материалам по обоснованию видно, что в составе выполненной работы проведена подготовка проекта межевания и материалов по его обоснованию (л.д. 101-105).
Согласно подпункту 9 пункта 3.3 раздела 3 постановления Правительства Москвы от 6 апреля 2010 года N 270-ПП (в редакции от 30 апреля 2014 года) материалы по обоснованию проекта планировки территории включают подготовку проектных решений, содержащихся в графических материалах и положении о планировке территории, указанных в пункте 2.2 настоящего Положения, в том числе, материалы по обоснованию проекта межевания территории, части территории (выполняется, если определено техническим заданием), которые содержат:
- предложения по межеванию территории (проектное межевание) - чертеж, на котором отображаются границы: земельных участков, зон с особыми условиями использования, зон планируемого размещения объектов (регионального значения на присоединенных территориях, объектов транспорта регионального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального, местного значения, транспортно-пересадочных узлов);
- выполненные в соответствии с нормами и правилами градостроительного проектирования в городе Москве расчеты и обоснования границ земельных участков существующих и проектируемых объектов капитального строительства с учетом градостроительных регламентов, установленных Правилами землепользования и застройки города Москвы, с учетом зон размещения и параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных проектом планировки территории; обоснования границ зон действия публичных сервитутов, обременений и ограничений, предусмотренных законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Материалы по обоснованию проекта межевания территории содержат: план существующего использования территории с характеристикой землепользования и условий аренды, с характеристикой объектов, в том числе по форме собственности; план межевания территории с указанием земель, подлежащих резервированию (л.д. 114, 115).
При этом на плане межевания территории утвержденной части проекта планировки обозначен вновь образуемый земельный участок 1.2 (участок улично-дорожной сети), что соответствует требованиям части 5.1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Земельный участок, принадлежащий заявителю, входит в границы названого, вновь образованного, земельного участка и согласно пункту 26 таблицы "Правовая характеристика землепользования, вещных прав и условий аренды" подлежит ликвидации, то есть является предполагаемым к изъятию.
Нельзя согласиться с доводами заявителя о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом его прав как собственника земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости.
Постановление Правительства Москвы, чьи отдельные положения оспаривает заявитель, устанавливая вид разрешенного использования вновь созданного земельного участка, не изменят существующий вид разрешенного использования земельного участка, принадлежащего заявителю, в связи с чем не устанавливает каких-либо ограничений по использованию и распоряжению земельным участком и расположенных на нем объектов недвижимости.
Вопрос об изъятии земельного участка, принадлежащего заявителю, названным постановлением Правительства Москвы не разрешен, в связи с чем суд отклоняет ссылки Новикова С.Ю. на допущенные Правительством Москвы нарушения процедуры изъятия земельного участка для государственных нужд.
Поскольку существующий вид разрешенного использования земельного участка заявителя оспариваемым постановлением N 873-ПП не изменен, решение о его резервировании или изъятии не принято, суд отклоняет как необоснованные ссылки Новикова С.Ю. на положения пункта 2 части 4 статьи 13 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ.
Вместе с тем, не может быть признано обоснованным заявление представителя Правительства Москвы о пропуске заявителем срока обращения в суд. Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 43-ФЗ "Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" устанавливает трехмесячный срок обжалования в суде документации по планировке территории, тогда как данное заявление рассматривается в порядке главы 24 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть заявителем оспаривается нормативный правовой акт, срок оспаривания которого законом не установлен.
Согласно пункту 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Приходя к выводу о том, что оспариваемое в части постановление Правительства Москвы N 873-ПП не нарушает прав и свобод заявителя, не противоречит федеральному законодательству или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований Новикова С.Ю.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, на основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оставляет, понесенные Новиковым С.Ю. по делу судебные расходы, в виде уплаты государственной пошлины, за счет заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 98, 193-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
в удовлетворении заявления Новикова С.Ю. об оспаривании в части постановления Правительства Москвы от 24 декабря 2013 N 873-ПП "Об утверждении проекта планировки участка линейного объекта улично-дорожной сети - автодорожного путепровода на 36 км Киевского направления МЖД для осуществления мероприятий по реконструкции ж/д переезда на 36 км ПК 10 Киевского направления, участок Внуково-Бекасово, станция Крекшино/ул. Центральная, деревня Крекшино, поселение Марушкинское города Москвы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, через Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: |
М.Ю. Казаков |
Судья: |
|
Секретарь: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 8 сентября 2014 г. N 3-0164/2014
Текст решения официально опубликован не был