Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2015 г. N 75-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Половинкиной Е.В. о признании противоречащим федеральному законодательству абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 9 июня 2006 г. N 397, по апелляционной жалобе Половинкиной Е.В. на решение Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2014 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
абзацем пятым подпункта 2 пункта 2 Положения "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" (далее - Положение), утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия от 9 июня 2006 г. N 397, опубликованным в официальном печатном издании "Собрание законодательства Республики Карелия", N 7 (часть II), 2006 год, предусмотрено, что награды, грамоты, дипломы общероссийских общественных организаций, Академии Наук СССР, Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российского потребительского союза, органов статистики и других организаций союзного или федерального уровня принимаются во внимание при присвоении звания "Ветеран труда" в том случае, если ими были награждены лица, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе согласно записям в трудовой книжке либо заключённым трудовым договорам.
Половинкина Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании приведённого предписания в части слов "в том случае, если ими были награждены лица, состоявшие в штате этих организаций или работавшие в их системе согласно записям в трудовой книжке либо заключенным трудовым договорам" противоречащим статье 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку оно сужает перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда.
В обоснование требований заявитель ссылалась на то, что ей, имеющей трудовой стаж, необходимый для назначения трудовой пенсии по старости, и награждённой приказом Федеральной службы государственной статистики от 14 мая 2012 г. N 277 медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", отказано в присвоении звания "Ветеран труда" и в выдаче соответствующего удостоверения на основании абзаца пятого подпункта 2 пункта 2 Положения.
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2014 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Половинкиной Е.В. ставится вопрос об отмене принятого решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришёл к правильному выводу о том, что оспариваемые предписания положениям законодательства, имеющим большую юридическую силу, не противоречат.
При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно пунктам 2, 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за счёт субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки ветеранов труда.
Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе принимать законы и иные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
В развитие приведённых положений в Республике Карелия принят закон Республики Карелия от 28 февраля 2006 г. N 964-ЗРК "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда", в силу статьи 1 которого гражданам, проживающим в Республике Карелия и имеющим право на присвоение звания "Ветеран труда" в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", звание "Ветеран труда" присваивается уполномоченным органом исполнительной власти Республики Карелия.
Уполномоченным органом, который присваивает звание "Ветеран труда", определяет порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда", организует работу подведомственных учреждений по присвоению звания "Ветеран труда", на основании Указа Главы Республики Карелия от 12 июля 2006 г. N 105 и Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Республики Карелия, утверждённого Указом Главы Республики Карелия от 5 июня 2006 г. N 85, является Министерство здравоохранения и социального развития Республики Карелия.
Статьёй 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти названного публично-правового образования полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, данные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счёт собственных доходов и источников финансирования.
Проанализировав нормы федерального законодательства, суд сделал верное заключение о том, что принятие оспариваемого приказа, которым утверждено Положение, находится в сфере ведения Республики Карелия как субъекта Российской Федерации, в компетенции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия как исполнительного органа государственной власти Республики Карелия.
Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах).
В статье 1 поименованного федерального закона установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.
Отношения, связанные с присвоением звания "Ветеран труда", урегулированы пунктом 1 статьи 7 названного закона, в соответствии с которым ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда", а также награждённые орденами или медалями, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Пунктом 4 указанной статьи определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Суд первой инстанции, указав, что меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, правомерно констатировал, то субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", а также порядок и условия для присвоения такого звания.
Оспариваемый приказ, как усматривается из его преамбулы, издан во исполнение закона Республики Карелия от 28 февраля 2006 г. N 964-ЗРК "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда".
Из системного толкования положений статей 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда являются также лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении такими знаками принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделёнными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учётом безупречной службы и продолжительного, добросовестного труда, многолетней, плодотворной работы в системе министерств и ведомств.
Таким образом, по смыслу приведённых законоположений, продолжительный и добросовестный труд, как условие присвоения звания ветерана труда, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации, учреждения).
Из совокупного анализа норм федерального законодательства в системном единстве с предписаниями Положения следует, что оспариваемые положения регионального акта предусматривают такие же обстоятельства отнесения гражданина к категории ветеранов труда, как и федеральный законодатель, в связи с чем доводы о том, что оспариваемый абзац пятый подпункта 2 пункта 2 Положения сужает круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами по сравнению с установленным федеральным законом, являются несостоятельными.
При таком положении решение суда является законным, а апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку не содержит доводов, предусмотренных процессуальным законом в качестве основания для отмены судебного постановления.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 24 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Половинкиной Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Борисова Л.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 апреля 2015 г. N 75-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был