Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. N 50-КГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по кассационной жалобе Ярового В.Н.
на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 июля 2014 г. по делу
по заявлению Ярового В.Н.
об оспаривании отдельных положений распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 3 февраля 2014 г. N 90-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска" и постановления администрации города Омска от 14 февраля 2014 г. N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Яровой В.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительными распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 3 февраля 2014 г. N 90-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска" в части признания утратившим силу распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19 июля 2013 г. N 1645-р "О предварительном согласовании места размещения станции юных техников севернее строения N ... по улице ... в ... административном округе города ...", а также постановления администрации города Омска от 14 февраля 2014 г. N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска" в части признания утратившим силу постановления администрации города Омска от 6 сентября 2013 г. N 985-п "О предоставлении в аренду Яровому В.Н. земельного участка по улице ... административном округе города ...".
Решением Центрального районного суда города Омска от 15 мая 2014 г. заявленные Яровым В.Н. требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 июля 2014 г. решение Центрального районного суда города Омска от 15 мая 2014 г. отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления Ярового В.Н.
Определением судьи Омского областного суда от 7 октября 2014 г. отказано в передаче кассационной жалобы Ярового В.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 июля 2014 г. для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 июля 2014 г. и оставлении в силе решения Центрального районного суда г. Омска от 15 мая 2014 г.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 22 января 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 марта 2015 г. кассационная жалоба Ярового В.Н. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте заседания Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых не возможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что судом апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенные нарушения норм материального права.
В силу положений части 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. В интересах законности суд кассационной инстанции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентирован статьями 30-32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела судом).
Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию с предварительным согласованием мест размещения объектов либо без предварительного согласования мест размещения объектов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 указанного Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Из положений пунктов 2 и 5-7 статьи 31 этого же Кодекса следует, что процедура выбора земельного участка начинается с заявления о выборе земельного участка и заканчивается решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое, в свою очередь, служит основанием для последующего предоставления земельного участка для строительства.
Как следует из материалов дела, 17 мая 2012 г. Яровой В.Н. обратился в главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выборе земельного участка для строительства станции юных техников и предварительном согласовании места размещения объекта.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 17 декабря 2012 г. N 2035-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ориентировочной площадью ... кв.м, для строительства станции юных техников севернее строения N ... по улице ... в ... административном округе города ...
Соответствующая информация направлена в главное управление по земельным ресурсам Омской области.
В связи с изменением регионального законодательства указанное управление было ликвидировано, полномочия по принятию решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка, в отношении земельных участков, расположенных в городе Омске, государственная собственность на которые не разграничена, перешли к департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Омска.
Распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19 июля 2013 г. N 1645-р "О предварительном согласовании места размещения станции юных техников севернее строения N ... по улице ... административном округе города Омска" утверждён акт о выборе земельного участка для строительства станции юных техников; предварительно согласовано место размещения указанной станции согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, утверждённой распоряжением департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Омска от 17 декабря 2012 г. N 2035-р; Яровому В.Н. рекомендовано обеспечить проведение работ по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учёт в порядке, установленном законодательством.
30 июля 2013 г. заявителем получен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером ..., и 21 августа 2013 г. департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Омска утверждён градостроительный план указанного выше земельного участка.
На основании постановления администрации города Омска от 6 сентября 2013 г. N 985-п "О предоставлении в аренду Яровому В.Н. земельного участка по улице ... административном округе города ..." между департаментом имущественных отношений администрации города Омска и заявителем заключён договор аренды N Д-КР-31-10256, согласно которому арендодатель предоставил арендатору для строительства станции юных техников в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью ... кв.м., государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером ..., местоположение которого: город ... административный округ, севернее строения N ... по улице ...
8 октября 2013 г. указанный договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области и по акту приёма-передачи земельный участок передан Яровому В.Н.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
На основании приведённых законоположений решением Омского городского Совета от 19 июня 2013 г. N 131, вступившим в силу 29 июня 2013 г., установлен перечень случаев предоставления земельных участков для строительства исключительно на торгах. При этом пунктом 7 статьи 2 указанного решения определено, что предоставление находящихся в муниципальной собственности города Омска земельных участков и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории города Омска, в случае строительства станции юных техников (натуралистов, туристов) осуществляется исключительно на торгах.
Поскольку решение Омского городского Совета не содержит положений относительно порядка его применения к правоотношениям, в которых процедура предоставления земельного участка была начата ранее вступления его в законную силу, 20 ноября 2013 г. было принято постановление Омского городского Совета N 655 "Об официальном толковании применения во времени решения Омского городского совета от 19 июня 2013 г. N 131", из которого следует, что со дня вступления в силу данного решения в случае поступления в уполномоченный орган заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта, а также при наличии на дату вступления в силу решения Омского городского Совета в уполномоченном органе таких заявлений независимо от стадии выполнения процедуры выбора земельного участка до принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта уполномоченный орган не вправе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, в случае намерения заявителя осуществить строительство объекта, включённого в утверждённый решением Омского городского Совета перечень.
Руководствуясь положениями приведённых муниципальных правовых актов, департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска издал распоряжение от 3 февраля 2014 г. N 90-р "О признании утратившими силу некоторых распоряжений департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска", согласно пункту 3 которого распоряжение департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19 июля 2013 г. N 1645-р признано утратившим силу.
Постановлением администрации города Омска от 14 февраля 2014 г. N 182-п "О признании утратившими силу некоторых правовых актов администрации города Омска" признано утратившим силу постановление администрации города Омска от 6 сентября 2013 г. N 985-п.
Признавая незаконными вышеуказанные решения администрации города Омска, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что как на дату завершения процедуры выбора земельного участка, так и на момент издания постановления от 6 сентября 2013 г. N 985-п о предоставлении земельного участка решение Омского городского Совета в законную силу не вступило. При этом постановление Омского городского Совета от 20 ноября 2013 г. N 655, содержащее положения о порядке применения во времени решения Омского городского совета, было издано и вступило в силу уже после завершения процедуры предоставления заявителю земельного участка.
Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что к моменту вступления в силу решения Омского городского Совета истёк установленный законом шестимесячный срок для принятия уполномоченным органом предварительного решения о согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных Яровым В.Н. требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что на момент принятия распоряжения департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 19 июля 2013 г. N 1645-р и постановления администрации города Омска от 6 сентября 2013 года N 985-п имелось вступившее в законную силу решение Омского городского Совета, следовательно, порядок предоставления заявителю земельного участка был нарушен, так как с 29 июня 2013 г. испрашиваемый земельный участок мог быть предоставлен исключительно на торгах.
С приведённым выше выводом суда апелляционной инстанций Судебная коллегия согласиться не может, поскольку им не принято во внимание, что к спорным отношениям не подлежали применению постановления Омского городского Совета от 19 июня 2013 г. N 131 и от 20 ноября 2013 г. N 655, установившие порядок предоставления земельных участков, в частности, для строительства станции юных техников, на торгах.
Вновь вводимый порядок предоставления земельного участка не может распространяться на ранее возникшие между заявителем и администрацией города Омска правоотношения, в рамках которых была проведена и полностью завершена процедура выбора и предварительного согласования места размещения земельного участка, и принято решение о предоставлении Яровому В.Н. испрашиваемого земельного участка. Земельный участок передан в аренду заявителю, право аренды зарегистрировано 8 октября 2013 г. в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Омской области, по акту приёма-передачи земельный участок передан заявителю. При таких обстоятельствах отмена муниципальных актов о предоставлении такого участка может быть осуществлена только в судебном порядке.
Кроме того, судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда не учтено, что возникновение данного спора обусловлено именно бездействием органа местного самоуправления, который, нарушил установленные статьёй 9 Закона Омской области от 8 февраля 2006 г. N 731-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Омской области" сроки обеспечения выбора земельных участков для строительства и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающего акт о выборе земельного участка.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствовали основания для отмены законного и обоснованного решения Центрального районного суда города Омска, следовательно, апелляционное определение постановленное с существенными нарушениями норм материального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов Ярового В.Н., подлежит отмене.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 16 июля 2014 г. отменить, оставив в силе решение Центрального районного суда города Омска от 15 мая 2014 г.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. N 50-КГ15-2
Текст определения официально опубликован не был