Письмо Федеральной налоговой службы от 9 июня 2015 г. N ГД-4-3/9996@
Федеральная налоговая служба в связи с возникающими в правоприменительной практике вопросами исчисления сумм налога на добавленную стоимость (далее - НДС) при выплате поставщиком премии за приобретение определенного объема товаров и выполнение других согласованных сторонами условий договора, сообщает следующее.
Порядок применения положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в отношении премий (вознаграждений), выплачиваемых продавцом товаров их покупателю за достижение определенного договором объема закупок товаров, разъяснен в письме Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-15/120 (далее - письмо Минфина России), которое доведено до налоговых органов письмом ФНС России от 18.09.2012 N ЕД-4-3/15464@.
Из письма Минфина России следует, что в случае перечисления продавцом непродовольственных товаров их покупателю какой-либо премии, такая премия, исходя из условий договора, может как изменять стоимость ранее поставленных товаров (то есть по своей правовой природе являться скидкой к цене товара), так и не изменять ее. Квалификация премии в качестве торговой скидки должна производиться с учетом положений постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.02.2012 N 11637/11 (в каждом конкретном случае с учетом условий соответствующих договоров).
Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принято постановление от 07.02.2012 N 11637/11 (в отношении ООО "Леруа Мерлен Восток"), согласно которому премии (наряду со скидками) также являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров, оказывающих влияние на налоговую базу по НДС; в результате выплаты поставщиками премий по итогам отгрузок товаров за период, определяемый в договорах поставки и ежегодных соглашениях, происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку поставщиками налоговой базы по НДС по операциям реализации товаров в связи с чем размер налоговых вычетов по НДС, ранее заявленных покупателем, также подлежит пропорциональному уменьшению в соответствующих налоговых периодах.
Вместе с тем, при рассмотрении налоговых споров в судах по схожим обстоятельствам складывается противоречивая правоприменительная практика.
Так, Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 10.12.2014 N 310-КГ14-4621, от 10.11.2014 N 304-КГ14-3222, от 10.11.2014 N 305-КГ14-3243, от 14.11.2014 N 304-КГ14-3204, со ссылкой на правовую позицию, изложенную в указанном выше постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, поддерживает выводы нижестоящих судов о необходимости корректировки ранее заявленных налоговых вычетов по НДС путем восстановления налога в периоде получения покупателем премий (бонусов) за достижение объема закупок товаров.
В то же время Верховный Суд Российской Федерации в определениях от 10.10.2014 N 306-КГ14-1504, от 17.02.2015 N 304-КГ14-3095, от 05.03.2015 N 302-КГ15-1523 пришел к выводу об отсутствии оснований корректировать размер ранее заявленных покупателем налоговых вычетов по НДС при получении премий за достижение определенного объема закупок товаров.
Верховный Суд Российской Федерации в указанных определениях отмечает, что отсутствие со стороны продавца действий по корректировке налоговой базы по НДС в связи с выплатой премии (предоставлении скидки) свидетельствует о правомерности заявления покупателем налоговых вычетов по НДС без учета предоставленных премий (скидок).
При этом в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2015 N 302-КГ15-1523 сделана ссылка на положения пункта 2.1 статьи 154 Кодекса.
Учитывая изложенное, в целях снижения количества налоговых и судебных споров ФНС России обращает внимание, что при получении покупателем от продавцов премий (бонусов) за приобретение определенного объема товаров в период до 01.07.2013, когда по условиям договора стоимость отгруженных товаров на сумму выплачиваемой (предоставляемой) премии (бонуса) не изменяется, либо при отсутствии таких условий в договоре, обязанность по корректировке налоговых вычетов у покупателя не возникает и право на корректировку налоговой базы по НДС и суммы налога у продавца отсутствует.
Если в указанных случаях налогоплательщики при выплате премий (бонусов) самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства (то есть продавец скорректировал налоговую базу по НДС и сумму налога, а покупатель, на эту же сумму налога соответственно уменьшил ранее заявленные налоговые вычеты), то указанные налогоплательщики перерасчеты с бюджетом вправе не производить.
Доведите настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков.
Действительный |
Д.Ю. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос об исчислении НДС при выплате поставщиком премии за приобретение определенного объема товаров и выполнение других согласованных сторонами условий договора.
Минфин России ранее сообщал следующее. При перечислении продавцом непродовольственных товаров их покупателю какой-либо премии она может как изменять стоимость продукции, так и нет.
Премия в качестве торговой скидки должна квалифицироваться с учетом постановления Президиума ВАС РФ от 7 февраля 2012 г. N 11637/11 (в каждом конкретном случае исходя из договоров). Указано, что премии также являются формой торговых скидок, применяемых к стоимости товаров. Они влияют на налоговую базу по НДС. Происходит уменьшение стоимости товаров, что влечет корректировку в т. ч. вычетов.
Однако при рассмотрении налоговых споров в судах по схожим обстоятельствам складывается противоречивая правоприменительная практика (в части корректировки базы и вычетов).
Чтобы избежать этого, ФНС России указала на следующее. При получении покупателем от продавцов премий (бонусов) за приобретение определенного объема товаров в период до 1 июля 2013 г., когда по договору стоимость продукции не изменяется, либо при отсутствии таких условий, обязанность корректировать вычеты у покупателя не возникает. Право на корректировку налоговой базы по НДС и суммы налога у продавца отсутствует.
Если в указанных случаях плательщики самостоятельно уточнили свои налоговые обязательства, то перерасчеты с бюджетом можно не производить.
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 июня 2015 г. N ГД-4-3/9996@
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 30 июня 2015 г. N 25, в журнале "Документы и комментарии", июль 2015 г., N 13, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 28 июля 2015 г. N 16, в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", август 2015 г., N 8, в журнале "Акты и комментарии для бухгалтера", сентябрь 2015 г., N 9