Департамент банковского регулирования рассмотрел письмо Банка от 07.04.2014 о применении отдельных положений Федерального закона "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон) и сообщает следующее.
По вопросу 1.
Термин "место нахождения заемщика" в Законе употребляется применительно к установлению способов исполнения денежных обязательств по договору потребительского кредита (займа) (пункт 8 части 9 и часть 22 статьи 5) и изменению территориальной подсудности спора по иску кредитора (часть 3 статьи 13) в индивидуальных условиях договора потребительского кредита.
В соответствии с Законом отношения, возникающие в связи с предоставлением потребительского кредита (займа) физическому лицу, регулируются договором.
В связи с этим полагаем, что при указании в договоре суда, к подсудности которого будет относиться спор по иску кредитора либо определения места исполнения обязательств по договору в качестве "места нахождения заемщика" могут рассматриваться место жительства или место пребывания заемщика - физического лица.
По вопросу 2.
Виды кредита определяются кредитной организацией исходя из перечня предоставляемых кредитных продуктов и в соответствии с критериями, определенными во внутренних документах.
Использование в Законе двух понятий не обязывает банки применять при определении видов кредита категории, определенные Банком России для целей расчета среднерыночных значений и определения предельных ограничений полной стоимости потребительского кредита (займа).
Позиция по вопросам 3 и 4 будет доведена до сведения банка после обсуждения в рамках созданной в Банке России рабочей группы по вопросам потребительского кредитования.
По вопросу 3.
В связи с тем, что Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)" (далее - Закон) не установлены сроки рассмотрения кредитором заявления заемщика о предоставлении кредита и сроки принятия решения кредитором по заявлению заемщика, полагаем, что кредитор вправе самостоятельно установить такие сроки.
При этом согласно пункту 3 части 4 статьи 5 Закона кредитор в местах оказания услуг (местах приема заявлений о предоставлении потребительского кредита (займа), в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") обязан разместить информацию о сроках рассмотрения оформленного заемщиком заявления о предоставлении потребительского кредита (займа) и принятии кредитором решения относительно этого заявления, а также перечень документов, необходимых для рассмотрения заявления, в том числе для оценки кредитоспособности заемщика.
В связи с этим полагаем, что кредитор при размещении информации о сроках рассмотрения заявления заемщика о предоставлении кредита вправе указать порядок его определения, например, с даты предоставления последнего документа, необходимого для принятия кредитором решения о предоставлении кредита.
По вопросу 4.
Закон не устанавливает специальных требований к составу либо наименованию документов, необходимых для рассмотрения заявления заемщика о предоставлении кредита.
В этой связи полагаем, что при исполнении требований части 4 статьи 5 Закона кредитор может поименовать такие документы, используя общие определения (например, документы, подтверждающие наличие у заемщика имущества), а также указать на то, что кредитором в разумные сроки могут быть дополнительно затребованы иные документы, необходимые для рассмотрения заявления и оценки кредитоспособности заемщика, указав порядок направления такого требования.
Вместе с тем, представляется целесообразным для удобства заемщика и лучшего понимания, какие именно документы от него требуются, наряду с общими определениями использовать официальные названия документов, например, "форма 2-НДФЛ".
И.о. директора |
А.Ю. Жданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Банка России от 19 мая 2014 г. N 41-2-2-8/1023 "О применении отдельных положений ФЗ "О потребительском кредите (займе)"
Текст письма размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru)