5 октября 2010 г.
В соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 24.03.2008 N 70-па "Об утверждении Порядка разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ Новосибирской области" и во исполнение приказа от 29.06.2010 N 15 "О разработке ведомственной целевой программы "Развитие электроэнергетики Новосибирской области в 2011 - 2013 годах" в целях реализации концепции "Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области на период до 2015 года", утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 01.07.2009 N 171-р приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области в 2010 - 2012 годах"
2. Управлению энергетики и связи (Годлевский Ю.А.) обеспечить исполнение программных мероприятий ведомственной целевой программы.
3. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.
Министр |
С.Н. Семка |
Ведомственная целевая программа "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области в 2010 - 2012 годах"
(утв. Приказом министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 30 июля 2010 г. N 31)
5 октября 2010 г.
Приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 5 октября 2010 г. N 78 в паспорт настоящей программы внесены изменения
1. Паспорт
2. Общие положения
Программа перспективного развития электроэнергетики разрабатывается для выявления энергетических условий реализации ускоренного развития экономики Новосибирской области, обеспечения надежного функционирования Новосибирской энергосистемы, предотвращения возникновения дефицитов производства мощности, ограничения пропускной способности сетей, несущих угрозу энергобезопасности населению и экономике области.
В рамках разработки программы перспективного развития электроэнергетики принят сценарий ускоренного социально-экономического развития экономики региона.
Новосибирская область - одна из наиболее индустриально значимых в Сибирском федеральном округе, создает около 10% всей промышленной продукции региона. В структуре промышленного производства доминируют обрабатывающие отрасли: машиностроение и металлообработка, пищевая, электроэнергетика, цветная металлургия.
К настоящему времени в Новосибирской области сложилась устойчивая, достаточно дифференцированная структура экономики, каждый сектор которой имеет высокую значимость и хорошие перспективы развития.
2.1. Определение основных понятий
электроэнергетика - отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения;
энергетическая эффективность электроэнергетики - отношение поставленной потребителям электрической энергии к затраченной в этих целях энергии из невозобновляемых источников;
субъекты электроэнергетики - лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической, тепловой энергии и мощности, приобретение и продажу электрической энергии и мощности, энергоснабжение потребителей, оказание услуг по передаче электрической энергии, оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, сбыт электрической энергии (мощности), организацию купли-продажи электрической энергии и мощности;
потребители электрической и тепловой энергии - лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд;
потребители мощности - лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
2.2. Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 N 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики".
Концепция "Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области"на период до 2015 года, утвержденной распоряжением Губернатора Новосибирской области от 01.07.2009 N 171-р.
Программа перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области разрабатывается в соответствии с "Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. N 823.
Прогноз спроса на электрическую мощность и энергию разработан с учетом основных положений Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 г. N 474. Рекомендации по реконструкции и техническому перевооружению действующих и вводу в эксплуатацию новых электросетевых объектов учитывают инвестиционные программы и предложения электросетевых компаний, функционирующих на территории области.
3. Анализ существующего состояния электроэнергетики Новосибирской области
3.1. Анализ состояния.
Централизованное электроснабжение потребителей Новосибирской области осуществляет Новосибирская энергосистема, входящая в состав объединенной энергосистемы Сибири (ОЭС Сибири).
Новосибирская область находится в зоне действия основных и распределительных сетей напряжением 500, 220, ПО и 35 кВ и граничит с энергосистемами соседних областей: на западе - с Омской ЭС, на юге - с Алтайской ЭС, на севере - с Томской, на востоке - с Кузбасской ЭС.
Установленная мощность электростанций Новосибирской энергосистемы на 01.01.2010 г. составила 2977 МВт.
В 2009 году потребность в электрической мощности по территории в целом по сравнению с уровнем 2008 г. возросла на 32 МВт (+1,24%) и составила 2608 МВт в день прохождения собственного максимума нагрузки Новосибирской энергосистемы, потребность в электроэнергии снизилась на 0,66 млрд. кВт.ч(-4,43%) и составила 14,24 млрд. кВт.ч. В 2009 г. нагрузка потребителей г. Новосибирска составила 9,45 млрд. кВт.ч и 1534 МВт, потребителей области - 4,79 млрд. кВт.ч и 1074 МВт.
В период 2007 - 2008 гг. наблюдался рост, как общего электропотребления, так и полезного отпуска, который составил в 2008 г. по отношению к 2007 г. для территории в целом - 104,7 % и 103,5 %. В период 2008-2009 гг. в связи с влиянием мирового финансового кризиса на экономику России и в том числе Новосибирской области, общее электропотребление снизилось практически до уровня 2007 г. Падение составило 4,43 %. Полезный отпуск уменьшился на 7,3% и составил 92,7 % от общего потребления.
В 2008 г. по сравнению с 2007 г. электропотребление в целом по территории возросло с 14,23 млрд. кВт.ч до 14,9 млрд. кВт.ч (+4,71 %), а в 2009 г. по сравнению с 2008 г. снизилось до 14,24 млрд. кВт.ч (-4,43 %) и осталось практически на уровне 2007 года. Динамика спроса на электрическую мощность потребителей Новосибирской области в целом в отчетный период 2007 - 2009 гг. имела возрастающий характер: с 2551 МВт в 2007 г. до 2576 МВт в 2008 г. (+0,98 %) и до 2608 МВт в 2009 г. (+1,24 %).
Рост потребляемой мощности с 2007 г. по 2009 г. (в целом за два года на 57 МВт) объясняется, прежде всего, тем, что средняя температура наружного воздуха в 2008 г. на день прохождения максимума нагрузки была ниже на 5°С, чем в 2007 г., а в 2009 г. на 5°С ниже, чем в 2008 г.
3.2. Проблемы
1) Старение оборудования тепловых станций. (70 %). Практически все оборудование ТЭЦ-2, ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и Барабинской ТЭЦ было включено в работу в период с 1942 по 1974 год.
2) Снижен уровень безопасности электроснабжения области в связи с тем, что 53% выработки электрической энергии в области сосредоточено на одной станции - ТЭЦ-5. Согласно исследованиям ОАО "Сибэнергосетьпроект" по проблеме энергобезопасности, доля мощности наиболее крупной электростанции в базовом значении должна соответствовать 22 %. Предкризисный уровень - 45 %, а 50-60% уже кризисный уровень.
3) В энергосистеме существуют ограничения установленной мощности, связанные с состоянием и режимом работы оборудования: по ТЭЦ-3 - 51-70 МВт; по ТЭЦ-5 - 48-68 МВт; по НГЭС - до 385 МВт в период с октября по март. Необходимость вывода в ремонт оборудования на электрических станциях также снижает располагаемую мощность.
4) Низкая пропускная способность электрических сетей. Отсутствует возможность подключения новых потребителей без увеличения пропускной способности ЛЭП 110 кВ:
5) Высокая степень износа основных производственных фондов. По состоянию на 01.01.2010 г. полностью отработали свой ресурс 232 подстанции напряжением 220-35 кВ (70% от общего количества), 4392 MBA трансформаторной мощности (58% от установленной) и 1886 км ВЛ (13% от общей протяженности).
6) Отсутствие дублирующих высоковольтных подстанций в важных узлах схемы, например, ПС Восточная и ПС Заря.
7) Превышение нормативной загрузки части трансформаторных подстанций г. Новосибирска (до 140%).
8) Отсутствие эффективных средств регулирования напряжения на межсистемных транзитах.
9) Несоответствие электрических схем ряда подстанций общим техническим требованиям к подстанциям нового поколения:
10) Основная проблема тепловых сетей - большой срок службы. Из магистральных трубопроводов 48 % (158 км) отработали более 25 лет, при среднем сроке эксплуатации - 21 год.
11) Существует проблема "запертости" тепловых мощностей из-за пропускной способности магистральных и распределительных трубопроводов. В настоящее время тепловые электростанции ОАО "Новосибирскэнерго" и крупные котельные могут обеспечить тепловую нагрузку в объёме 8129 Гкал/час. Подключённая нагрузка составляет 6055 Гкал/час, но дальнейшее подключение новых потребителей тепловой энергии без реконструкции и строительства трубопроводов уже сейчас невозможно.
3.3. Решение проблем развития энергетического комплекса области
Согласно мобилизационному сценарию, представленному в стратегии социально-экономического развития Новосибирской области до 2025 года, объем дефицита электроэнергии на территории Новосибирской области может возрасти к 2025 году до 10 млрд. кВтч, объем потребления тепловой энергии увеличится в 1,7 раза.
Очевидно, что реализация мобилизационного сценария должна быть подкреплена вводом новых генерирующих мощностей и сетью распределения мощности.
Направления и варианты увеличения генерирующих мощностей предлагаются в концепции "Развитие энергетики, повышение энергоэффективности и энергобезопасности Новосибирской области" на период до 2015 года. Одно из перспективных направлений, требующее детальной проработки - это строительство локальных мини теплоэлектроцентралей (мини ТЭЦ) и реконструкция существующих котельных - перевод их на комбинированную выработку электрической и тепловой энергии.
Проблемы, накопившиеся в энергетической системе Новосибирской области в сложившихся условиях необходимо решать комплексно, используя системный подход. Необходимо разработать и утвердить программу развития сетевого хозяйства, как для электрических, так и для тепловых сетей с увязкой их и между собой, и с развитием генерации. Создание новых и развитие существующих генерирующих мощностей должно происходить не стихийно, а в соответствии с общим планом.
Таким консолидирующим инструментом должны стать схема и программа перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области.
4. Общие цель, задача и целевые индикаторы
4.1. Цель программы
Скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей на территории Новосибирской области.
4.2. Задача программы
Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области, содержащей,
- обоснование рациональных направлений и конкретных мероприятий для повышения энергоэффективности экономики Новосибирской области
- обоснование оптимальных направлений развития генерирующих источников и сетевого комплекса Новосибирской области;
- формирование рационального баланса между производством и потреблением в Новосибирской энергосистеме.
4.3. Целевые индикаторы
Наличие схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области.
Приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 5 октября 2010 г. N 78 в раздел 5 настоящей программы внесены изменения
5. Механизм реализации программы
Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области в 2010 - 2012 годах" (долее# по тексту - Схема) будет осуществляться в 2010-2011 годах в соответствии с "Правилами разработки и утверждения схем и программ перспективного развития электроэнергетики", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 г. N 823. Срок готовности Схемы Правительством Российской Федерации установлен 1 мая 2011 года.
Кроме того, ежегодно необходимо проводить корректировку Схемы, которая включена в ведомственную целевую программу на 2012 год.
Разработка и последующая корректировка Схемы будет осуществляться за счет средств областного бюджета Объемы финансирования определены в размере 22 млн. рублей.
Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области проводит конкурс для определения разработчиков Схемы, выдает техническое задание и контролирует ход ее разработки в соответствии с техническим заданием.
Разработчики Схемы ежеквартально отчитываются перед министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области о ходе ее разработки, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области также ежеквартально отчитывается перед министерством экономического развития о ходе разработки Схемы.
Информацию о ходе выполнения программы в течение года Министерство промышленности Новосибирской области представляет в Министерство экономического развития Новосибирской области в составе информации о ходе выполнения плана социально-экономического развития Новосибирской области на очередной календарный год и плановый период в сроки, установленные соответствующим нормативным правовым актом.
Годовой отчет об исполнении программы Министерство промышленности Новосибирской области представляет в Министерство экономического развития Новосибирской области до 15 февраля года, следующего за отчетным.
6. Эффективность реализации ведомственной целевой программы
Реализация ведомственной целевой программы "Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области в 2010 - 2012 годах" позволит разработать Схему и программу перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области, реализация которой, в свою очередь позволит:
обеспечить энергобезопасность хозяйственного комплекса и социальной сферы Новосибирской области;
создать условия развития генерирующих источников и сетевого комплекса Новосибирской области;
обеспечить рост производства электрической энергии на 7%;
снижение потерь электрической и тепловой энергии при производстве, транспортировке и потреблении на 1,5% к уровню 2009 года.
Приложение N 1
к ведомственной целевой программе
Разработка схемы и программы перспективного развития
электроэнергетики Новосибирской области
в 2011-2013 годах
4. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) ведомственной целевой программы
Цель/задачи, требующие решения для |
Показатель |
Ед. измерения |
Период реализации программы |
Примечание |
||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
|
|||
Цель Скоординированное планирование строительства и ввода в эксплуатацию объектов сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей на территории Новосибирской области. |
|
|
|
|
|
Реализация схемы позволит: обеспечить энергобезопасность хозяйственного комплекса и социальной сферы Новосибирской области; создать условия развития генерирующих источников и сетевого комплекса Новосибирской области; обеспечить рост производства электрической энергии на 7% и снижение потерь энергоресурсов при производстве, транспортировке и потреблении на 1,5% к уровню 2009 года. |
Задача Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области, содержащей, - обоснование рациональных направлений и конкретных мероприятий для повышения энергоэффективности экономики Новосибирской области - обоснование оптимальных направлений развития генерирующих источников и сетевого комплекса Новосибирской области; - формирование рационального баланса между производством и потреблением в Новосибирской энергосистеме. |
Наличие схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области |
шт |
- |
1 |
1 |
Приказом Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 5 октября 2010 г. N 78 в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к ведомственной целевой программе
Разработка схемы и программы перспективного развития
электроэнергетики Новосибирской области
в 2011-2013 годах
Мероприятия ведомственной целевой программы
5 октября 2010 г.
Цель / задачи, требующие решения для достижения цели |
Показатель |
Ед. измерения |
Период реализации программы |
Исполнитель |
Ожидаемый результат |
||
2010 |
2011 |
2012 |
|||||
Цель | |||||||
Задача | |||||||
1. Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области |
Количество |
шт |
1 |
1 |
|
МПТиРП во взаимодействии с организацией, выбранной на конкурсной основе |
Реализация схемы позволит: обеспечить энергобезопасность хозяйственного комплекса и социальной сферы Новосибирской области; создать условия развития генерирующих источников и сетевого комплекса Новосибирской области; обеспечить рост производства электроэнергии на 7% и снижение потерь энергоресурсов на 1,5% к уровню 2009 года |
стоимость единицы |
тыс. руб. |
15000 |
5000 |
|
|||
сумма затрат |
тыс. руб. |
15000 |
5000 |
|
|||
2. Корректировка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области |
Количество |
шт |
|
|
1 |
||
стоимость единицы |
тыс. руб. |
|
|
2000 |
|||
сумма затрат |
тыс. руб. |
|
|
2000 |
|||
Итого затрат на решение задачи. |
|
тыс. руб. |
15000 |
5000 |
2000 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 30 июля 2010 г. N 31 "Об утверждении ведомственной целевой программы Разработка схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Новосибирской области в 2010 - 2012 годах"
Текст приказа размещен на официальном сайте Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства НСО в сети Интернет
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 5 октября 2010 г. N 78
Приказ Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 30 сентября 2010 г. N 72