Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 9-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Меркулова В.П., судей Корчашкиной Т.Е. и Александрова В.Н.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Попковой О.В. о признании несоответствующим статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации пункта 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18 декабря 2013 года N 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" по апелляционной жалобе Попковой O.B. на решение Нижегородского областного суда от 24 ноября 2014 года, которым в удовлетворении заявления Попковой О.В. отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Попкова О.В. обратилась в Нижегородский областной суд с заявлением, в котором просила признать несоответствующим статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации пункт 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18 декабря 2013 года N 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", которым введен в действие Закон Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", за исключением пункта 2 части 1 статьи 2.
Пунктом 2 части 1 статьи 2 действие Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" органы местного самоуправления наделяются полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Таким образом, в соответствии с оспариваемой нормой с 1 января 2014 года полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года органам местного самоуправления не переданы.
Заявитель указывает, что оспариваемая норма препятствует реализации ею права на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку в отсутствие передачи органам местного самоуправления полномочий, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений", механизм реализации ею указанного права отсутствует, что противоречит части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Решением Нижегородского областного суда от 24 ноября 2014 года заявление Попковой О.В. области оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Попковой О.В. ставится вопрос об отмене решения суда, как постановленного с нарушением норм материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Законодательного собрания Нижегородской области, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда, просил оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Меры социальной защиты инвалидов предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Право граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, установлено пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (часть 1).
Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 2).
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанным по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 4).
Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанные в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, относятся к категориям иных определенных федеральным законом категорий граждан, признанных по установленным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и по смыслу частей 3 и 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договорам социального найма должны обеспечиваться жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма указанной категории граждан могут быть предоставлены органами местного самоуправления только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке соответствующими государственными полномочиями.
В соответствии со статьей 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов Российской и осуществляются за счет средств субвенций, предусмотренных федеральным бюджетом для осуществления данных полномочий.
В силу подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания инвалидов.
Согласно пункту 6 статьи 26.3 названного Федерального закона, органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе полномочием по обеспечению лиц-инвалидов, указанных в перечне, жилыми помещениями, с передачей этим органам необходимых материальных и финансовых средств.
Наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области наделены отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений Законом Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений".
Пунктом 2 части 1 статьи 2 действие Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" предусмотрено наделение органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающих в квартире, занятой несколькими семьями, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года.
Однако, пунктом 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18 декабря 2013 года N 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" введен в действие Закон Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" за исключением пункта 2 части 1 статьи 2.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на установленных по делу обстоятельствах и нормах закона, регулирующих спорные правоотношения.
Суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, правильно исходил из того, что предоставление гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилых помещений является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и возлагается на исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Принимая нормативный правовой акт, содержащий оспариваемую заявителем норму, органы государственной власти Нижегородской области реализовали свои полномочия по государственной защите инвалидов в полном соответствии с нормами федерального законодательства, а решение вопроса о непередаче указанных полномочий органам местного самоуправления принято в пределах компетенции субъекта Российской Федерации.
Само по себе отсутствие передачи полномочий по обеспечению жильем инвалидов органам местного самоуправления не лишает граждан указанных в части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации права на получение жилых помещений в установленном законом порядке, поскольку такие полномочия остаются за органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Поскольку на 2014 год в бюджете Нижегородской области соответствующие субвенции предусмотрены не были, пунктом 8 статьи 35 Закона Нижегородской области от 18 декабря 2013 года N 166-З "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" пункт 2 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 30 сентября 2008 года N 116-З "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области отдельными государственными полномочиями в области жилищных отношений" не введен в действие, полномочия по обеспечению жильем граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и вставших на учет качестве нуждающихся в жилых помещениях после 1 января 2005 года органам местного самоуправления не переданы.
Оспариваемое положение нормативного правового акта не препятствует улучшению жилищных условий заявителя и не исключает общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, который установлен статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Верным является и вывод суда о том, что оспариваемая норма не может противоречить положениям статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ввиду различия в предметах правового регулирования указанных норм.
Доводы апелляционной жалобы в целом аналогичны позиции заявителя в суде первой инстанции, которой дана надлежащая правовая оценка.
Вопреки утверждению автора апелляционной жалобы, суд первой инстанции правильно применил к рассматриваемым правоотношениям, касающимся случаев предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления, гражданам, указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, положения части 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом ссылка суда на часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации является технической ошибкой.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Нижегородского областного суда от 24 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попковой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Меркулов В.П. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Александров В.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 25 марта 2015 г. N 9-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был