Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. N 31-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по заявлению Михайлова Ю.П.
о признании недействующей статьи 2 Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан"
по апелляционной жалобе Михайлова Ю.П.
на решение Верховного Суда Чувашской Республики от 12 января 2015 г., которым в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., пояснения представителя Государственного Совета Чувашской Республики по доверенности Семеновой И.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей необходимым решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
статьёй 2 Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56 "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" (далее - Закон Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56), опубликованного в официальных печатных изданиях "Республика", 2009 год, N 43-44, "Собрание законодательства Чувашской Республики", 2009 год, N 10, определено, что меры социальной поддержки предоставляются отдельным категориям граждан, предусмотренным статьёй 1 данного Закона, в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размерах согласно приложению к поименованному Закону. Порядок предоставления мер социальной поддержки устанавливается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Михайлов Ю.П., являющийся участником Великой Отечественной войны, инвалидом, обратился в суд с заявлением о признании недействующей приведённой нормы регионального нормативного правового акта, ссылаясь в обоснование требований на её противоречие положениям Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", которые гарантируют ему как участнику Великой Отечественной войны, ставшему инвалидом, предоставление социальной льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
По мнению заявителя, ввиду отсутствия в статье 2 Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56 указания на данное обстоятельство органы исполнительной власти Чувашской Республики предоставляют ежемесячную денежную выплату на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в меньшем размере, что нарушает его права, установленные федеральным законодателем.
Решением Верховного Суда Чувашской Республики от 12 января 2015 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Михайловым Ю.П. ставится вопрос об отмене принятого решения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции Михайлов Ю.П. не явился.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Суд, принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, сделал правильный вывод, что оспариваемые положения регионального нормативного правового акта не противоречат законодательству, имеющему большую юридическую силу, и не содержат правовых предписаний, нарушающих права заявителя на получение мер социальной поддержки, установленных федеральным законом.
При этом суд обоснованно исходил из того, что согласно пункту "ж" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Специальным законом, определяющим гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, является Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В статье 1 поименованного выше Федерального закона установлены категории ветеранов, включая ветеранов Великой Отечественной войны.
Отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки, урегулированы пунктами 8, 9 части 1 статьи 14, пунктами 5, 6 части 1 статьи 15 и частью 2 статьи 15 поименованного Закона, предусматривающими меры социальной поддержки инвалидам войны, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами, по оплате в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами их семей, совместно с ними проживающими, и по оплате в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации).
Статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" также предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению.
Согласно статье 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14-19 и 21 Федерального закона "О ветеранах", и мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставив субъектам Российской Федерации определить форму предоставления таких мер социальной поддержки региональными нормативными правовыми актами.
Проанализировав приведённые нормы федерального законодательства и сопоставив с ними положения статьи 2 Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56, содержащие предписание о предоставлении мер социальной поддержки названным категориям граждан в форме ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Чувашской Республики, суд первой инстанции правильно констатировал, что субъект Российской Федерации осуществил правовое регулирование в пределах предоставленных ему полномочий.
Правомерно суд первой инстанции пришёл к заключению о том, что оспариваемое правовое предписание права и законные интересы заявителя не нарушает и требованиям федерального законодательства не противоречит, поскольку по своей юридической технике статья 2 Закона Чувашской Республики от 19 октября 2009 г. N 56 является бланкетной и не устанавливает размеры денежных выплат в виде меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые закреплены в приложении к названному региональному Закону.
Между тем, правовые предписания, содержащиеся в названном приложении, не являются предметом судебной проверки в рамках настоящего дела.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, оснований для её удовлетворения и отмены судебного постановления не имеется.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Чувашской Республики от 12 января 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Михайлова Ю.П. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. N 31-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был