Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 117-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Александрова В.Н. и Калининой Л.А.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Нестеренко М.Г. на решение Апелляционного суда города Севастополя от 25 декабря 2014 г., которым её заявление о признании недействующими отдельных положений постановления правительства Севастополя от 30 июля 2014 г. N 182 "Об установлении розничных цен на природный газ и утверждении порядка их применения для населения города федерального значения Севастополя" оставлено без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 июля 2014 г. правительством Севастополя принято постановление N 182 "Об установлении розничных цен на природный газ и утверждении порядка их применения для населения города федерального значения Севастополя" (далее - Постановление).
Пунктом 1 Постановления утверждены розничные цены на природный газ на 2-е полугодие 2014 года, отпускаемый населению города федерального значения Севастополя, согласно приложению N 1:
Розничные цены на природный газ, который используется для нужд населения, дифференцированные в зависимости от годового объема потребления, ПАО "Севастопольгаз" |
Отпускная цена природного газа потребителям с НДС, за 1000 м3, в рублях |
при условии, что объем потребления природного газа не превышает 6000 м3 в течение 1 календарного года |
2505,28 |
при условии, что объем потребления природного газа превышает 6000 м3 в течение 1 календарного года |
7913,55 |
Нестеренко М.Г. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта 1 Постановления в части утверждения розничных цен на природный газ на 2 полугодие 2014 года, отпускаемый населению города федерального значения Севастополя согласно приложению N 1 "Розничные цены на природный газ, отпускаемый населению города федерального значения Севастополя" в части отпускной цены природного газа при условии, что объем потребления превышает 6 000 метров кубических в течение 1 календарного года.
В обоснование заявленных требований указала, что Постановление в оспариваемой части не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации", Методическим указаниям по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденным Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/2.
По мнению заявительницы, при определении розничной цены на газ Правительство города Севастополя должно было руководствоваться пунктом 1.3 приказа Федеральной службы по тарифам от 03 июля 2014 г. N 175-э/3, которым предусмотрена оптовая цена на газ, предназначенный для последующей реализации населению Республики Крым и города федерального значения Севастополя с годовым потреблением до 6 000 кубических метров газа в год в размере 1 340 рублей за 1 000 кубических метров газа, а не пунктом 1.1, которым определяется оптовая цена на газ, реализуемый потребителям в размере 5 747 рублей за 1 000 кубических метров газа, т.к. категория потребителей - население, является особой категорией.
Заявительница имеет большую семью, проживающую в частном доме, в связи с чем, потребляется более 6000 м3, применяемый в расчетах тариф более чем в три раза выше тарифа, установленного для граждан, потребляющих газ в меньшем объеме, в связи с чем, ограничены ее права и свободы, нарушается принцип равенства.
Решением Апелляционного суда города Севастополя от 25 декабря 2014 г. в удовлетворении заявления Нестеренко М.Г. отказано.
В апелляционной жалобе Нестеренко М.Г. простит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Гражданский кодекс Российской Федерации в пункте 1 статьи 424 устанавливает, что в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.) устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 ст. 157 ЖК РФ).
Пунктом 11 статьи 25 Закона города Севастополя 30 апреля 2014 г. N 5-ЗС "О правительстве Севастополя" определено, что Правительство в пределах своих полномочий устанавливает подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) на товары (услуги) и организует осуществление регионального государственного надзора за их применением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно сделал вывод, что оспариваемый акт принят Правительством Севастополя в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права Нестеренко М.Г. не нарушает.
Принципы формирования цен на газ, добываемый на территории Российской Федерации, и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации по магистральным газопроводам и газораспределительным сетям, а также порядок определения размера платы за технологическое присоединение и стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину определяются Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации (далее - Основные положения), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021.
Согласно пункту 10 раздела 3 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Методическими указаниями по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденными Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 г. N 252-э/216, которая в соответствии с Положением о Федеральной Службе по тарифам является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), предусмотрен порядок расчета розничных цен на газ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Приказа Федеральной службы по тарифам следует читать как "N 252-э/2"
В соответствии с абзацем первым пункта 16 указанных Методических указаний при расчете розничных цен на газ оптовая цена на газ принимается на уровне установленной для рассматриваемой территории регулируемой оптовой цены на газ (средней, если оптовые цены установлены без дифференциации по группам потребителей, или установленной для населения, если такая дифференциация проводится), в случае поставки на нужды населения газа, который подлежит государственному регулированию.
Абзацем первым пункта 13 Методических указаний установлено, что в случае, если структура и (или) уровень установленных на момент вступления данных Методических указаний в силу розничных цен на газ не соответствует их положениям, то они приводятся в соответствие с учетом необходимости соблюдения предельных уровней роста стоимости жилищно-коммунальных услуг и (или) платы граждан за них.
21 марта 2014 г. законодательным органом Российской Федерации принят Федеральный конституционный закон N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" частью 2 статьи 12.1 которого установлено, что до 01 января 2017 года законодательство Российской Федерации в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, услуг организаций коммунального комплекса, железнодорожных перевозок, услуг связи, услуг в транспортных терминалах, морских и речных портах и аэропортах, оборота лекарственных средств, технического осмотра автотранспортных средств, включая законодательство Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в указанных сферах, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 03 июля 2014 г. N 175-э/3 "Об утверждении оптовых цен на природный газ, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, и тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя" утверждена на 2-е полугодие 2014 года оптовая цена на газ, добываемый КРП "Черноморнефтегаз" и реализуемый потребителям Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в размере 5747 руб./1000 куб.м. газа (пункт 1.1.), оптовая цена на газ, добываемый КРП "Черноморнефтегаз" и предназначенный для последующей реализации населению Республики Крым и города федерального значения Севастополя с годовым потреблением до 6000 м3 газа в год, в размере 1 340 руб./1000 куб.м газа (пункт 1.3), установлен размер платы на снабженческо-сбытовые услуги и тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.
Указанные показатели имеют определяющее значение для установления розничных цен на газ, т.к. являются одним из элементов формулы их расчета с последующей корректировкой с учетом тарифов на транспортировку газа и иные установленные законодательством составляющие розничной цены на природный газ.
Из материалов дела следует, что 29 сентября 2014 г. Нестеренко М.Г. обращалась в ФСТ России с просьбой о пересмотре Приказа ФСТ России от 03 июля 2014 г. N 175-э/3 в связи с его несоответствием Российским принципам ценообразования тарифов на газ.
Согласно письму ФСР России от 21 ноября 2014 г., при принятии оспариваемого приказа ФСТ России были учтены существовавшие существенные различия в подходах к механизмам ценообразования на территории Республики Крым и в Российской Федерации. При утверждении оптовых цен на газ ФСТ исходило из поэтапной гармонизации их размера с российскими правилами их формирования с учетом адаптационных возможностей потребителей.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое Постановление принято в соответствии с Приказом ФСТ России от 03 июля 2014 г. N 175-э/3, с учетом показателей оптовой цены на газ для потребителей с различным объемом потребления газа.
Довод апелляционной жалобы о том, что правительство Севастополя при определении розничной цены на газ учло оптовую цену для населения, без учета того, что население нельзя приравнивать к другим категориям потребителей, основан на ошибочном толковании норм материального права, в частности пункта 2 Приказа ФСТ России от 03 июля 2014 г. N 175-э/3, согласно которому оптовые цены на газ учитываются при формировании цен на газ для конечных потребителей, в том числе при формировании розничных цен на газ, реализуемый населению.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде и правомерно отклонены по мотивам, указанным в обжалуемом судебном решении.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к данным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Апелляционного суда города Севастополя от 25 декабря 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Нестеренко М.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Александров В.Н. |
|
Калинина Л.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 апреля 2015 г. N 117-АПГ15-1
Текст определения официально опубликован не был