В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332 (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 29, ст. 3049; 2006, N 3, ст. 301; N 23, ст. 2522; N 48, ст. 5032; N 50, ст. 5354; 2007, N 16, ст. 1912; N 25, ст. 3039; N 32, ст. 4145; 2008, N 7, ст. 597; N 17, ст. 1897; N 23, ст. 2719; N 38, ст. 4309; N 46, ст. 5337; 2009, N 1, ст. 142; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 9, ст. 1119; N 18 (часть 2), ст. 2249; N 33, ст. 4086; 2010, N 9, ст. 960; N 13, ст. 1514; N 25, ст. 3169; N 26, ст. 3350; N 30, ст. 4096; N 45, ст. 5851; 2011, N 14, ст. 1935; N 32, ст. 4831; N 42, ст. 5925; 2013, N 11, ст. 1126; N 13, ст. 1555; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5811, ст. 5822; 2014, N 46, ст. 6365; N 50, ст. 7099; 2015, N 2, ст. 491; N 14, ст. 2123), Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений, городских округов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.2003 N 674 (Собрание законодательства Российской Федерации 2003, N 45, ст. 4392; 2010, N 31, ст. 4270; 2011, N 8, ст. 1115; N 22, ст. 3185; 2012, N 45, ст. 6245), при рассмотрении заявления о разногласиях ООО "Энерготранзит Альфа" (регистрационный номер ФСТ-4375-31 от 16.02.2015), связанных с установлением индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, между ООО "Энерготранзит Альфа" (далее - Заявитель) и Региональной энергетической комиссией Вологодской области (далее - РЭК), а также представленных сторонами материалов, установлено следующее.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные приказом РЭК от 30.12.2014 N 1004 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Вологодской области", регулируются в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон). В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Согласно подпункту 4 пункта 18 Основ ценообразования в состав расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаются расходы на сырье и материалы.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
По статье "Сырье и основные материалы" учитывая, что фактические расходы в 2012-2013 гг. меньше плановых, а данные статистической и бухгалтерской отчетности за 2014 год на момент установления тарифов отсутствовали, действия РЭК по расчету расходов исходя из фактических расходов 2013 года, с применением 2 индексов-дефляторов, рекомендованных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 и 2015 годы, не противоречат законодательству Российской Федерации.
Согласно подпункту 5 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на ремонт основных средств.
По статье "Ремонт основных фондов" в связи с тем, что Заявителем не представлены в РЭК предписание Ростехнадзора, материалы по конкурсным процедурам, а также сметы на выполнение планируемых мероприятий, РЭК в тарифах на услуги по передаче электрической энергии учтены плановые средства 2014 года с учетом индекса-дефлятора, рекомендованного прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год. Учитывая динамику расходов предыдущих периодов регулирования, а также непредставление в РЭК предписаний Ростехнадзора, материалов по конкурсным процедурам, смет на выполнение планируемых мероприятий, а также отсутствие статической и бухгалтерской отчетности за 2014 год, расходы на ремонт на 2015 год рассчитаны, исходя из фактических расходов 2013 года, увеличенных на 2 индекса-дефлятора, рекомендованных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 и 2015 годы. Принимая во внимание недоиспользование средств в 2011, 2012 годах, которые органом регулирования не исключены, дополнительного учета средств в 2015 году не требуется.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 28 Основ ценообразования в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг.
Разногласия по статье "Работы и услуги производственного характера" заключаются в методике по расчету расходов на 2015 год. РЭК учтены расходы на уровне фактических затрат 2013 года без учета расходов по договору коллективного страхования от несчастных случаев от 19.12.2014 г. N 0175292043, так как страхование от несчастных случаев входит в состав страховых взносов на обязательное социальное страхование от фонда оплаты труда. Ввиду непредставления материалов, обосновывающих расходы на 2015 год, отсутствия итогов хозяйственной деятельности Заявителя за 2014 год, расчет расходов произведен исходя из фактических расходов 2013 года, с учетом индексов-дефляторов, рекомендованных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2014 и 2015 годы, но без учета расходов по договору коллективного страхования от несчастных случаев, так как они входят в состав страховых взносов на обязательное социальное страхование.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу.
По статье "Аренда имущества" разногласия заключаются в расходах на аренду имущества объектов электросетевого хозяйства по договору аренды имущества от 04.12.2008 N 17-6-227 и на аренду нежилых помещений. В части разногласий по расходам на договоры аренды нежилых помещений от 01.07.2014 N 5004/7-0025-14 и N 5004/7-0026-14 РЭК учтены расходы по данным договорам на 2015 год, исходя из цены представленных договоров, заключенных по итогам конкурсных процедур, и сроков их действия (в 2015 году срок действия договоров - 5 месяцев), Заявителем расходы рассчитаны сроком на 12 месяцев. В связи с тем, что Заявителем не представлен расчет аренды нежилых помещений в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
В части разногласий по расходам на аренду электросетевого хозяйства установлено, что Заявитель осуществляет услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям с использованием арендуемых объектов электросетевого хозяйства у собственника электросетевого имущества ООО "ЭЛИС". ООО "ЭЛИС" в 2012 году произведена переоценка, в результате которой текущая (восстановительная) стоимость имущества многократно увеличилась. Увеличение стоимости оборудования привело к увеличению базы для расчета арендной платы. В расчете арендной платы РЭК учитывает амортизационные отчисления, рассчитанные линейным способом исходя из первоначальной стоимости имущества. Учитывая, что Заявителем не представлена в РЭК и в ФСТ России ведомость переоценки основных средств, а также с учетом того, что проверка экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией расходов должна производиться на основании анализа исходных данных для переоценки, предусмотренных пунктом 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 г. N 91н, с учетом необходимости соблюдения принципов государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, требования Заявителя удовлетворению не подлежат. При этом РЭК необходимо дополнительно провести анализ исходных данных для переоценки основных средств, заявляемой организацией в качестве обоснования увеличения амортизационных отчислений и, как следствие, аренды.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования.
По статье "Недополученный по независящим причинам доход" разногласия заключаются в убытках, полученных Заявителем в 2009-2013 гг. При расчете необходимой валовой выручки РЭК учтена сумма в размере фактического убытка, отраженного в бухгалтерской отчетности за 2013 год. Непокрытый убыток прошлых лет, начиная с 2009 года, не учтен в связи с отсутствием в материалах дела, представленных на тарифное регулирование, обосновывающих документов.
По результатам анализа представленных документов определено, что заявленные требования по экономическому содержанию являются экономически обоснованными расходами, фактически понесенными в 2013 г., но не учтенными органом регулирования. Недополученный доход может быть обусловлен снижением фактического объема полезного отпуска относительно объема, учтенного при установлении тарифов на соответствующий период регулирования. Таким образом, принимая во внимание, что недополученный доход невозможно обосновать понесенными расходами, требования Заявителя не подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемой с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ от 17.02.2012 г. N 98-э (далее - Методические указания), в необходимую валовую выручку включаются расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка, выявленных пo итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, связанных с необходимостью корректировки валовой выручки регулируемых организаций. Указанным пунктом Методических указаний также определено, что корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию рассчитывается по формуле 8.
По статье "Корректировка необходимой валовой выручки" разногласия заключаются в корректировке неподконтрольных расходов, а именно, в расходах по аренде имущества и в корректировке НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию. В расчете арендной платы за 2013 год РЭК учитывает амортизационные отчисления, рассчитанные линейным способом, исходя из первоначальной стоимости имущества. В части разногласий по корректировке неподконтрольных расходов, а именно, в расходах по аренде имущества установлено, что данные разногласия аналогичны разногласиям по статье "Аренда имущества", следовательно, требования Заявителя в данной части удовлетворению не подлежат.
В части разногласий по корректировке HBB с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию произведен расчет по корректировке НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в соответствии с пунктом 11 Методических указаний.
В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов перед началом долгосрочного периода регулирования и устанавливается на первый год долгосрочного периода регулирования как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям за последний истекший год.
По статье "Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям" уровень потерь электрической энергии на 2015 год РЭК определен с учетом нормативов потерь, утвержденных приказом Минэнерго России от 30.09.2014 N 674, и фактических данных, отраженных в форме 46-ээ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" за 2013 год. Учитывая, что уровень фактических потерь электрической энергии за 2013 год ниже норматива потерь, утвержденного Приказом N 674, действия РЭК по определению нормативов потерь не противоречат законодательству Российской Федерации.
На основании вышеизложенного приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для потребителей ООО "Энерготранзит Альфа", на 2015 г. по следующим статьям затрат:
- "Работы и услуги непроизводственного характера" - 1 525,64 тыс. руб.;
- "Корректировка необходимой валовой выручки" - 1 645,8 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований ООО "Энерготранзит Альфа".
2. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение месяца провести анализ документов, представленных ООО "Энерготранзит Альфа" для обоснования статьи "Ремонт основных фондов", и в случае выявления экономически обоснованных расходов, учесть их в установленном порядке.
3. Органу исполнительной власти Вологодской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:
- установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Энерготранзит Альфа", на 2015 г. с учетом пунктов 1 (дополнительному учету подлежат расходы в общей сумме 1 062,85 тыс. руб., в том числе по статьям затрат: "Работы и услуги непроизводственного характера" - 191,11 тыс. руб., "Корректировка необходимой валовой выручки" - 871,74 тыс. руб.) и 2 настоящего приказа;
- в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые ООО "Энерготранзит Альфа", проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 29 мая 2015 г. N 208-э/21 "О рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, между ООО "Энерготранзит Альфа" и Региональной энергетической комиссией Вологодской области (регистрационный номер N ФСТ-4375-31 от 16.02.2015)"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2015 г. N 22