Приказ Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 29 декабря 2009 г. N 161
"Об утверждении Порядка формирования стоимости строительства объектов, осуществляемого за счет средств областного бюджета Новосибирской области"
В целях установления единой политики в области ценообразования в строительстве на территории Новосибирской области, эффективного и экономного использования средств областного бюджета Новосибирской области на финансирование работ по строительству и реконструкции объектов Новосибирской области, приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок формирования стоимости строительства и реконструкции объектов (далее - строительство), осуществляемых за счет средств областного бюджета Новосибирской области на территории Новосибирской области
2. Получателям средств областного бюджета Новосибирской области при размещении государственных заказов формировать стоимость строительства в соответствии с утвержденным Порядком.
3. Отделу ценообразования в строительстве департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (Щелконогова С.И.):
1) осуществлять выборочный контроль за соблюдением сметных нормативов при формировании стоимости строительства объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета Новосибирской области;
2) осуществлять методическое и информационное обеспечение по вопросам применения Порядка.
4. Спорные вопросы по порядку применения сметных норм и расценок на строительную продукцию рассматривать на заседаниях межведомственной комиссии администрации области по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве.
5. Настоящий приказ вступает в силу с 01.01.2010 года.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области Бондаренко Е.А.
Заместитель Губернатора Новосибирской области - |
В.А. Анисимов |
Согласовано
Заместитель руководителя департамента |
Е.А. Бондаренко |
Начальник отдела ценообразования |
С.И. Щелконогова |
Начальник отдела правового обеспечения |
Л.Ю. Гильмутдинова |
Директор ГБУ "ГВЭ НСО" |
П.Н. Зиновьев |
Порядок
формирования стоимости строительства объектов, осуществляемого за счет средств областного бюджета Новосибирской области
(утв. Приказом Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 29 декабря 2009 г. N 161)
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок (далее - Порядок) формирования стоимости строительства и реконструкции (далее - строительство) объектов, осуществляемого за счет средств областного бюджета Новосибирской области (далее - средства областного бюджета), устанавливает единый методологический подход при формировании стоимости строительства на объектах, финансируемых за счет средств областного бюджета.
2. Порядок предназначен для:
1) формирования сметной стоимости строительства в базисном уровне цен 2001 года и цен, сложившихся ко времени ее формирования (с указанием месяца и года), в том числе текущих сметных цен и тарифов на материальные ресурсы, эксплуатацию строительных машин, механизмов и услуги автотранспорта, оплаты труда;
2) определения твердых договорных цен;
3) формирования стоимости выполненных работ;
4) применения индексов пересчета сметной стоимости строительства.
3. При строительстве, производимом за счет бюджетов муниципальных образований и прочих источников финансирования, Порядок носит рекомендательный характер, условия его применения участниками инвестиционного процесса могут предусматриваться гражданскими договорами.
4. Решение о применении Порядка принимается соответствующими государственными и муниципальными заказчиками при осуществлении подготовки к проведению аукционов.
5. Настоящий Порядок разработан в соответствии:
1) С нормативными правовыми актами РФ:
- Гражданский Кодекс РФ (статьи 709 и 746);
- Градостроительный Кодекс РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 22.07.2005 N 117-ФЗ, 31.12.2005 N 199-ФЗ, 31.12.2005 N 210-ФЗ, 03.06.2006 N 73-ФЗ, 27.07.2006 N 143-ФЗ, 04.12.2006 N 201-ФЗ, 18.12.2006 N 232-ФЗ, 29.12.2006 N 258-ФЗ, 10.05.2007 N 69-ФЗ, 24.07.2007 N 215-ФЗ, 30.10.2007 N 240-ФЗ, 08.11.2007 N 257-ФЗ, 04.12.2007 N 324-ФЗ, 13.05.2008 N 66-ФЗ, 16.05.2008 N 75-ФЗ, 14.07.2008 N 118-ФЗ, 22.07.2008 N 148-ФЗ, 23.07.2008 N 160-ФЗ, 25.12.2008 N 281-ФЗ, 30.12.2008 N 309-ФЗ, 17.07.2009 N 164-ФЗ, 23.11.2009 N 261-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (в ред. от 22.07.2008 N 148-ФЗ, 23.07.2008 N 169-ФЗ, 28.04.2009 N 62-ФЗ) "О саморегулируемых организациях";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Федерального закона от 23.07.2008 г.следует читать как "160-ФЗ"
- Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (в ред. от 02.01.2000 N 22-ФЗ, 22.08.2004 N 122-ФЗ, 02.02.2006 N 19-ФЗ, 18.12.2006 N 232-ФЗ, 24.07.2007 N 215-ФЗ) "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений";
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в ред. от 31.12.2005 N 207-ФЗ, 27.07.2006 N 142-ФЗ, 20.04.2007 N 53-ФЗ, 24.07.2007 N 218-ФЗ, 08.11.2007 N 257-ФЗ, 23.07.2008 N 160-ФЗ, 01.12.2008 N 225-ФЗ, 30.12.2008 N 308-ФЗ, 30.12.2008 N 323-ФЗ, 28.04.2008 N 68-ФЗ, 08.05.2009 N 93-ФЗ, 01.07.2009 N 144-ФЗ, 17.07.2009 N 147-ФЗ, 17.07.2009 N 155-ФЗ, 17.07.2009 N 164-ФЗ, 23.11.2009 N 261-ФЗ, 25.11.2009 N 273-ФЗ) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
- Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (в ред. от 29.12.2007 N 970, 07.11.2008 N 821) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 (в ред. от 18.05.2009 N 427) "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию";
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета";
- Постановление Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1 "Об утверждении Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации" (далее - МДС 81-35.2004),
2) С правовыми актами Губернатора Новосибирской области:
- Постановление Губернатора Новосибирской области от 09.11.2004 N 675 (с изм. от 26.09.2005 N 518; 21.11.2005 N 611; 02.05.2007 N 190; 29.04.2008 N 179; 06.10.2008 N 394, 13.04.2009 N 155) "О межведомственной комиссии администрации области по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве";
- Постановление Губернатора Новосибирской области от 29.12.2008 N 543 "Об утверждении Административного регламента департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области исполнения государственной функции по осуществлению разработки индексов цен в капитальном строительстве на территории Новосибирской области для объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета Новосибирской области";
Постановлением Губернатора Новосибирской области от 24 мая 2010 г. N 160 постановление Губернатора Новосибирской области от 29 декабря 2008 г. N 543 признано утратившим силу
- Постановление Губернатора Новосибирской области от 23.03.2009 N 107 "Об утверждении Административного регламента департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области исполнения государственной функции по осуществлению проверки сметных расчетов по объектам, финансируемым за счет средств областного бюджета Новосибирской области";
3) С правовыми актами департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области:
- Письмо от 06.12.2007 N 3890-05/22 "О Методических рекомендациях по формированию начальной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, финансируемых за счет бюджетных средств";
- Приказ от 02.09.2009 N 92 "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету остатка сметной стоимости объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета Новосибирской области"
4) С выходом Приказа об утверждении Порядка Приказ департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 02.07.2008 N 90 "Об утверждении инструкции о проведении проверки правильности определения сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов, финансируемых из средств областного бюджета" утрачивает силу.
5) при разработке Порядка учтены положения Постановления правления Межрегиональной общественной организации по содействию развитию строительной отрасли "Союз инженеров-сметчиков" от 27.03.2008 г. N 2-1/ПС. "О правилах формирования и применения твердых договорных цен в строительстве".
II. Формирование сметной стоимости строительства
в базисном уровне цен 2001 года
6. Основные понятия:
Базисная сметная стоимость строительной продукции 2001 года - сметная стоимость строительства, определенная на основе стоимостных показателей сметных нормативов, действовавших по состоянию на 01.01.2000 года.
Объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено или на которых проводится реконструкция, капитальный ремонт.
Реконструкция объекта - проведение строительных работ в целях изменения существующих технико-экономических показателей объекта и повышения эффективности его использования, предусматривающих один из следующих видов работ (или их комплекс):
- изменение первоначального функционального назначения с заменой технологического оборудования (реорганизация объекта);
- изменение габаритов и технических показателей;
- капитальное строительство пристройки, надстройки;
- разборка и усиление несущих конструкций по объекту (кроме недвижимых памятников истории и культуры);
- переоборудование чердачного помещения под мансарду (устройство ограждающих конструкций из легких, утепленных элементов в форме скатной крыши с углом наклона не более 45 градусов);
- строительство и реконструкция инженерных систем и коммуникаций здания (кроме недвижимых памятников истории и культуры).
При реконструкции зданий предусматривается полное или частичное освобождение помещений (отселение жителей, вывод организаций и т.д.).
Смета - расчет предполагаемых затрат, составленный по установленной форме и определяющий сумму денежных средств, необходимых для реализации конкретного инвестиционного проекта
Сметная документация - совокупность расчетов, составленных с применением сметных нормативов, представленных в виде сводки затрат, сводного сметного расчета стоимости строительства, объектных и локальных сметных расчетов (смет), сметных расчетов на отдельные виды работ и затрат.
Сметная стоимость строительства - показатель потребности в денежных средствах, необходимых для осуществления строительства объекта капитального строительства, определяемый расчетным путем в сметной документации.
Территориальная сметно-нормативная база Новосибирской области (ТСНБ-2001) содержит сметные нормативы в строительстве, используемые на территории Новосибирской области, в том числе территориальный сборник средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции в пяти частях (ТСЦ 81-01-2001), территориальный сборник сметных норм и расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств (ТСЦ 81-01-2001), территориальные единичные расценки (ТЕР-2001, ТЕРр-2001, ТЕРм-2001, ТЕРмр-2001, ТЕРп-2001).
Уровень цен сметной документации - уровень цен, в котором составлена сметная документация, прошедшая государственную экспертизу.
7. Сметная стоимость строительства в базисном уровне цен формируется в соответствии с объемами и видами работ, предусмотренными проектной документацией (дефектной ведомостью), и в порядке, приведенном в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004.
8. При формировании сметной стоимости строительства в базисном уровне цен 2001 года используются:
1) Территориальная сметно-нормативная база 2001 года Новосибирской области (далее - ТСНБ-2001) с учетом дополнений и изменений.
а) В случае отсутствия единичных расценок в ТСНБ-2001 расчеты выполняются ресурсным методом с применением государственных элементных сметных норм (далее - ГЭСН-2001, ГЭСНр-2001, ГЭСНм-2001, ГЭСНмр-2001, ГЭСНп-2001);
б) При отсутствии в действующих сборниках сметных норм и расценок отдельных нормативов по предусматриваемым в проектной документации технологиям работ допускается разработка соответствующих индивидуальных сметных норм и единичных расценок, которые утверждаются заказчиками в составе проектной документации по согласованию с Минрегионом РФ. Разработка индивидуальных единичных расценок производится на основании данных хронометражных наблюдений, технического нормирования или расчетов на основе технологических карт трудовых процессов.
2) Укрупненные показатели базисной стоимости на единицу строительной продукции (приведенные к местным условиям выполнения работ) и утвержденные в установленном порядке.
3) Данные о стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов капитального строительства, имеющих положительное заключение государственной экспертизы.
9. Расчеты по формированию стоимости строительства исполняются на бумажных и электронных носителях.
10. В действующей ТСНБ-2001 семь строительных зон определены в зависимости от расстояний и расходов по транспортированию материальных ресурсов на строительные площадки районов и городов Новосибирской области от города Новосибирска, то есть зонирование определено без учета наличия в районах и городах области местных предприятий стройиндустрии.
В случае, если затраты, связанные с транспортированием материальных ресурсов (далее - материалы), по установленной проектом организации строительства (далее - ПОС) реальной и наиболее экономичной транспортной схеме поставки материалов, отличаются от принятой транспортной схемы в действующей ТСНБ-2001, сметную стоимость материалов следует учитывать непосредственно в сметной документации по приемлемой зоне строительства, в соответствии со сложившейся схемой доставки грузов.
При определении приемлемой зоны строительства по доставке грузов непосредственно из карьеров Новосибирской области рекомендуется использовать приложение N 1 Порядка (транспортная схема N 2).
11. Территориальные единичные расценки корректировке не подлежат, за исключением случаев, когда в проектной документации к материальным ресурсам предъявляются повышенные требования (замена отечественных материалов на аналогичные импортные материалы и т.д.).
III. Формирование сметной стоимости строительства в текущем уровне цен
12. Основные понятия:
Индексы пересчета сметной стоимости строительства - отношение текущих стоимостных показателей строительной продукции к ее базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов строительной продукции, а также ее отдельные составляющие.
Текущая стоимость строительной продукции - стоимость строительства, определенная на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.
13. Сметная стоимость строительства по сводному сметному расчету, утвержденному в составе проектной документации, является пределом для определения начальной (максимальной) цены контракта.
14. Сметная стоимость строительства в текущем уровне цен определяется тремя методами:
1) ресурсным;
2) базисно-индексным;
3) на основе укрупненных сметных нормативов, в том числе данных о стоимости ранее построенных или запроектированных аналогичных объектов капитального строительства, имеющих положительное заключение государственной экспертизы.
16. При базисно-индексном методе:
1) стоимость строительства в базисном уровне цен 2001 года принимается в соответствии с разделом II настоящего Порядка;
2) пересчет сметной стоимости строительства в текущий уровень цен осуществляется с применением индексов цен в строительстве, разрабатываемых департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, в том числе:
- укрупненных средних коэффициентов к стоимости строительно-монтажных работ по видам строительства для определения капитальных вложений и ориентировочной сметной стоимости работ при разработке проектной документации;
- территориальных индексов к составляющим прямых затрат - для определения стоимости по статьям прямых затрат по видам работ;
3) индексы пересчета сметной стоимости строительства рассчитываются и утверждаются 2 раза в год.
17. При формировании сметной стоимости по укрупненным сметным нормативам, в том числе с учетом данных о стоимости ранее построенных (запроектированных) аналогичных объектов капитального строительства, применяются стоимостные показатели в соответствии с подпунктами 2, 3 пункта 8 Порядка.
18. Определение прямых затрат стоимости строительства в текущем уровне цен:
1) Сметная стоимость материалов определяется по "Информационному бюллетеню о средних сметных ценах на материалы, изделия и конструкции, применяемых в строительстве" (далее - Информационный бюллетень), разрабатываемому департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
2) Сметная стоимость материалов, отсутствующих в Информационном бюллетене, рассчитывается на основе отпускных цен поставщиков с учетом транспортных затрат и заготовительно-складских расходов.
3) Участникам строительства рекомендуется осуществлять мониторинг цен для выбора оптимальных и обоснованных показателей стоимости материалов.
4) При расчете стоимости 1 машино-часа эксплуатации механизмов учитывать средневзвешенную стоимость топлива исходя из поставок топлива по оптовым ценам (80 %) и розничным ценам (20 %).
В случае применения импортной техники амортизационные отчисления рекомендуется определять исходя из максимального срока полезного использования механизма в соответствующей амортизационной группе и двухсменного времени эксплуатации машины.
5) Средства на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов учитываются согласно Методическим рекомендациям по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство (МДС 83-1.99) и в соответствии с отраслевым тарифным соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Новосибирской области.
19. Накладные расходы и сметная прибыль по видам строительных, монтажных, пусконаладочных работ и капитальному ремонту определяются согласно:
- Методическим указаниям по определению величины накладных расходов в строительстве (МДС 81-33.2004);
- Письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 31.01.2005 N ЮТ-260/06 "О порядке применения накладных расходов в строительстве";
- Методическим указаниям по определению величины сметной прибыли в строительстве (МДС 81-25.2001);
- Письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 18.11.2004 N АП-5536/06 "О порядке применения нормативов сметной прибыли в строительстве"
1) По работам, выполняемым индивидуальными предпринимателями:
- накладные расходы - коэффициент 0,7 от норматива;
- сметная прибыль - коэффициент 0,9 от норматива.
2) Накладные расходы и сметная прибыль рассчитываются в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих - строителей и механизаторов в составе прямых затрат.
20. Затраты на строительство временных зданий и сооружений определяются на основании Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001, ГСНр 81-05-01-2001).
21. Дополнительные затраты при строительстве в зимнее время принимаются:
1) при определении сметной стоимости строительства новых, реконструкции, расширения технического перевооружения действующих предприятий, зданий и сооружений, выполнения ремонтных работ на объектах промышленного строительства на основании Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2007);
2) при составлении сметной документации на реконструкцию и капитальный ремонт жилых и общественных зданий, а также на капитальный ремонт производственных зданий и сооружений, обслуживающих жилищно-коммунальное хозяйство, на основании Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве ремонтно-строительных работ в зимнее время (ГСНр 81-05-02-2001).
22. Прочие работы и затраты принимаются в соответствии с приложением N 8 МДС 81-35.2004, проектом организации строительства (ПОС), исходными данными, представленными для составления сметной документации, в соответствии с нормативами и расчетами.
23. Размер средств на проектные, изыскательские работы и осуществление авторского надзора определяются в соответствии с МДС 81-35.2004.
24. Содержание дирекции, образованной в форме государственного или муниципального учреждения, осуществляется на основании утвержденной в установленном порядке сметы доходов и расходов без использования на эти цели государственных капитальных вложений (письмо Минрегиона РФ от 31.03.2009 г. N 9036-ИМ/08).
25. Государственный заказчик вправе заключать договор об оказании ему услуг по осуществлению строительного контроля, технического надзора (далее - технический надзор) за реконструкцией и техническим перевооружением объектов с организацией, победителем конкурса, проведенного после утверждения проектной документации, прошедшей государственную экспертизу (письмо Минрегиона РФ от 25.02.2009 г. N 4882-СМ/08).
Затраты на осуществление технического надзора определяются на основании утвержденной государственным заказчиком сметы фактических (прогнозируемых) доходов и расходов, составленной с учетом фактически выполняемых функций, передаваемых ей государственным заказчиком.
Составление указанной сметы рекомендуется осуществлять с учетом положений, приведенных в Методическом пособии по расчету затрат на службу заказчика-застройщика, введенном в действие письмом Минстроя России от 13.12.1995 N ВБ-29/12-347.
26. Резерв средств на непредвиденные работы и затраты включается в стоимость строительства по согласованию с заказчиком в размере не более:
- 2-х процентов - для объектов социальной сферы;
- 3-х процентов - для объектов производственного назначения.
27. Средства, связанные с разработкой аукционной документации, включаются в затраты заказчика.
IV. Стоимость проектных и изыскательских работ
28. Основные понятия:
Авторский надзор - один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации за строительством, осуществляемых в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым строительно-монтажным работам на объекте.
29. Стоимость проектных и изыскательских работ определяется на основании смет, составленных проектными организациями по образцам N 1пс, N 2п и N 3п приложения N 2 к МДС 81-35.2004.
30. Сметы по образцу N 2п составляются в базовых ценах с использованием расценок Справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы для строительства отдельно на проектные и изыскательские работы.
31. Итоги по сметам на проектные и изыскательские работы, составленные по образцам N 2п и N 3п по стройке в целом, учитываются в смете, составленной по образцу N 1пс. В этой же смете производится пересчет смет, составленных по образцу N 2п, от базового уровня цен в текущие цены по индексам, устанавливаемым департаментом строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
32. Сметы по образцам N 2п и N 3п прилагаются к смете N 1пс, а также к договорам и дополнительным соглашениям на выполнение проектных и изыскательских работ для соответствующих стадий проектирования и используются для расчетов за выполненные работы.
33. При использовании цен на проектные работы по Справочникам, следует применять "Общие указания по применению Справочника базовых цен на проектные работы для строительства", введенные в действие постановлением Госстроя России от 07.08.2002 N 102.
34. Базовыми ценами на проектные работы учитывается стоимость определения сметной стоимости строительства в базисном и текущем уровнях цен.
Базовыми ценами на проектные работы учтена стоимость изготовления проектной документации, в том числе сметной документации, в 4-х экземплярах.
35. Средства на проведение авторского надзора проектных организаций за строительством рекомендуется определять расчетом в текущем уровне цен, но не более 0,2% от полной сметной стоимости, учтенной в главах 1-9 сводного сметного расчета, и включаются в графы 7 и 8 главы 12 сводного сметного расчета.
Необходимость проведения авторского надзора определяется заказчиком.
V. Экспертиза проектной документации
36. Основные понятия:
Проектная документация - документация, содержащая архитектурно-градостроительные решения, учитывающие социальные, экономические, функциональные, инженерные, технологические, противопожарные, санитарно-гигиенические, экологические, архитектурно-художественные и иные требования к объекту в объеме, необходимом для разработки рабочей документации, а также включающая сметную стоимость строительства.
37. Проектная документация, включая сметную документацию, на строительство и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, подлежат обязательной государственной экспертизе ГБУ "Государственная вневедомственная экспертиза" Новосибирской области (далее - ГБУ "ГВЭ НСО") за исключением случаев, предусмотренных статьей 49 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (в ред. от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
38. Порядок определения стоимости работ по проведению государственной экспертизы проектной документации на строительство утвержден постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 (в ред. 07.11.2008 N 821).
Перечень объектов капитального строительства, в отношении которых государственная экспертиза не проводится, приведен в приложении N 2 к Порядку.
39. Затраты на проведение государственной экспертизы проектной документации включаются в главу 12 сводного сметного расчета стоимости строительства.
40. По объектам строительства, в отношении которых государственная экспертиза не проводится, проверку сметной документации осуществляет отдел ценообразования в строительстве департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
VI. Формирование твердых цен контракта
41. Основные понятия:
Государственный (муниципальный) контракт - договор, заключенный от имени субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Договор подряда, инвестор, инвестиции, инвестиционная деятельность, заказчик, подрядчик - термины употребляются в значении, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом РСФСР "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", Федеральным законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
Начальная стоимость строительства - сметная стоимость строительства, предусмотренная сметной документацией, прошедшей государственную экспертизу, и указанная государственным заказчиком в конкурсной документации по размещению государственного заказа.
Коэффициент аукционного снижения - отношение цены, предложенной в заявке, к цене, поданной победителем аукциона по размещению государственного заказа
Прогнозные индексы-дефляторы - индексы (коэффициенты), принимаемые с учетом прогнозируемого влияния инфляции на изменение стоимости различных ресурсов, применяемых в строительстве, видов работ или объектов в целом в течение намечаемого срока строительства объекта (выполнения работ).
Территориальные индексы (поправочные коэффициенты) - показатели, отражающие отношение текущей стоимости строительства к соответствующей базисной сметной стоимости.
Твердая договорная цена - достигнутая в результате переговоров или аукционов и внесенная в государственный контракт (далее - контракт) цена работы, с учетом стоимости всех ресурсов и размер которой не может быть изменен в соответствии с условиями договора в ходе его исполнения. При этом сторонами определяются потребительские характеристики объекта в соответствии с проектной документацией и устанавливаются сроки строительства объекта (выполнения комплекса работ).
Текущая стоимость строительной продукции - стоимость строительства, определенная на основе цен, сложившихся ко времени составления сметной документации.
42. Предметом формирования твердой цены контракта являются работы и услуги по строительству объекта.
1) На первом этапе формирования твердой цены (до проведения аукциона) определяется начальная (максимальная) цена контракта.
2) Исходными материалами для формирования начальной (максимальной) цены контракта являются:
- сметная документация по объекту капитального строительства или по видам работ и услуг, предполагаемых к передаче для выполнения отдельному подрядчику (исполнителю), составленная в базисном и текущем уровнях цен. Текущий уровень цен рекомендуется рассчитывать на дату намечаемых переговоров или проведения аукциона.
3) Расчет начальной (максимальной) стоимости строительства, определенной базисно-индексным методом, производится в соответствии с письмом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 06.12.2007 N 3890-05/22 (приложение N 3 к Порядку).
4) Стоимость строительства, определенная ресурсным методом, является начальной (максимальной) ценой контракта при размещении заказа.
5) Начальная (максимальная) цена контракта при размещении заказа на выполнение работ по строительству, отдельных видов работ определяется на весь период производства работ, исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода.
При расчете начальной (максимальной) цены контракта базисно - индексным или ресурсным методом допускается использование прогнозных средневзвешенных (в целом по Российской Федерации) индексов дефляторов, устанавливаемых Министерством экономического развития РФ.
43. Дополнительные затраты при производстве работ в зимнее время (при составлении сметной документации) включаются на основании ГСН 81-05-02-2007, за исключением объектов, строительство которых предусматривается осуществлять только в летний период.
44. Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты включаются в начальную (максимальную) цену контракта в размере не более 50 процентов от общего резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
45. Определение и утверждение начальной (максимальной) цены контракта осуществляется заказчиком строительства.
46. До проведения аукционов рассмотрение расчетов по определению начальной (максимальной) цены контракта по объектам строительства за счет средств областного бюджета рассматривает департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области, в соответствии с постановлением Губернатора Новосибирской области от 23.03.2009 N 107.
47. Начальную (максимальную) цену контракта по объектам строительства, сметная стоимость которых превышает 50 млн. рублей в текущем уровне цен, согласовывает руководитель департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области.
48. Сформированная начальная (максимальная) цена контракта включается в аукционную (конкурсную) документацию.
49. На втором этапе по результатам аукциона с учетом предложений его участников по снижению (либо без изменений) начальной (максимальной) цены контракта формируется твердая договорная цена, которая вносится в контракт.
50. Твердая договорная цена контракта оформляется протоколом, который подписывается заказчиком и подрядчиком. Протокол является неотъемлемой частью контракта и оформляется в соответствии с приложением N 4 к Порядку.
51. В приложениях к контракту фиксируются объемные и стоимостные характеристики работ, передаваемых для исполнения подрядчику.
52. Цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения (за исключением случаев заключения контракта на основании пункта 2.1 части 2 статьи 55, а также случаев, установленных частями 4.2, 6, 6.2 - 6.4 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").
53. Формирование твердой договорной цены объектов капитального строительства, начатых строительством до введения Порядка, производится по соглашению сторон в порядке, установленном для вновь начинаемых объектов.
При этом в расчете начальной (максимальной) цены контракта используется фактический остаток сметной стоимости строительства, определенный в текущих ценах.
Твердая договорная цена в этом случае также рассчитывается с применением коэффициента снижения начальной цены договора, определенного ранее по результатам снижения сметной стоимости при проведении торгов и подписании первоначального договора подряда (если таковое имело место).
54. Окончательный размер твердой договорной цены, определенный в контракте остается неизменным в процессе исполнения.
55. Все результаты по снижению стоимости строительства, не влекущие за собой ухудшение потребительских свойств объекта, обеспеченные действиями подрядной организации, составляют ее доходную часть (экономия подрядчика). В случае превышения фактической стоимости строительства над твердой договорной ценой подрядчик погашает разницу за счет собственных средств.
VII. Условия и порядок пересмотра твердых договорных цен в строительстве
56. Размер твердой договорной цены, определенный в контракте, может быть пересмотрен в сторону увеличения или уменьшения по инициативе заказчика, путем заключения дополнительных соглашений к контракту при внесении изменений в проект, а также в случае возникновения необходимости в проведении дополнительных работ.
57. При внесении изменений в проектную документацию по инициативе заказчика и с согласия подрядчика увеличение или уменьшение размера согласованной заказчиком и подрядчиком твердой договорной цены определяется расчетом, произведенным на основании измененных смет.
58. Измененные сметы составляются в базисном уровне цен 2001 года и текущем уровне цен с применением индексов пересчета сметной стоимости и прогнозных индексов-дефляторов, действовавших на момент согласования начальной (максимальной) цены контракта и с учетом коэффициента аукционного снижения начальной цены контракта.
59. Дополнительными работами считаются работы, которые нельзя было предусмотреть при заключении контракта, но без выполнения которых невозможно обеспечить параметры безопасности зданий и сооружений, а также качественные характеристики работ, предусмотренных проектом.
60. При возникновении необходимости в проведении дополнительных работ и по этой причине в превышении размера твердой договорной цены, определенной в контракте, подрядчик в письменной форме обязан своевременно предупредить об этом заказчика.
Подрядчик, своевременно не предупредивший заказчика о превышении твердой договорной цены, обязан выполнить контракт, сохраняя право на оплату работы по цене, определенной в контракте.
61. Решение о необходимости проведения дополнительных работ принимает заказчик. Подрядчик, который не дал знать заказчику о потребности в дополнительных работах, тем не менее выполнивший их, лишается права на оплату. Факт приемки этих работ заказчиком не равнозначен его согласию на их проведение и не дает права подрядчику на компенсацию расходов.
62. Заказчик, не согласившийся на превышение твердой договорной цены, вправе отказаться от контракта. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика компенсации затрат за выполненный объем работ.
63. В сметах на дополнительные работы, резерв средств на непредвиденные работы и затраты не учитывается.
64. На основании согласованных дополнительных смет оформляется протокол договорной цены к дополнительному соглашению по контракту.
VIII. Порядок формирования стоимости за выполненные работы
65. Коэффициент аукционного снижения начальной (максимальной) цены контракта определяется по следующей формуле:
Ксн = Цтв. дог / Цнач., где:
Ксн - коэффициент аукционного снижения начальной (максимальной) цены контракта;
Цтв. дог - твердая договорная цена;
Цнач. - начальная цена договора.
66. Порядок расчетов за выполненные работы устанавливается в контракте.
67. Акт о приемке выполненных работ (форма КС-2) заполняется подрядчиком в соответствии с локальными сметами, с учетом корректировки на величину коэффициента аукционного снижения по предложению победителя аукциона.
68. Форма КС-2 "Акт о приемке выполненных работ", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100, применяется для приемки заказчиком выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений.
69. Для расчетов с заказчиком за выполненные работы применяется унифицированная форма N КС-3 "Справка о стоимости выполненных работ и затрат", утвержденная Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100.
Примеры заполнения форм N КС-2 и N КС-3 в приложении N 5 к Порядку.
70. Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) и Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14) оформляются в соответствии с Постановлением Госкомстата России от 11.11.99 N 100 в составе альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве.
Порядок применения действующих нормативных документов по приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов изложен в письме Госстроя России от 05.11.2001 N ЛБ-6062/9.
IX. Заключительные положения
71. Во всем ином, что не предусмотрено Порядком, в части, касающейся стоимости строительства, государственные заказчики руководствуются действующими нормами и правилами в строительстве.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 29 декабря 2009 г. N 161 "Об утверждении Порядка формирования стоимости строительства объектов, осуществляемого за счет средств областного бюджета Новосибирской области" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 года
Текст приказа размещен на сайте Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства НСО http://adm.nso.ru/ в Internet
Текст приказа официально опубликован не был
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 2 августа 2012 г. N 83 настоящий приказ признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области от 16 апреля 2010 г. N 68
Изменения вступают в силу с 1 мая 2010 года