В соответствии с Положением о Федеральной службе по тарифам, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 332, Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 г. N 208, на основании заявления МУП "Водоканал" г. Иркутска (регистрационный номер ФСТ-4429-31 от 16.02.2015 г.), рассмотрев разногласия между МУП "Водоканал" г. Иркутска (далее - Заявитель) и Администрацией города Иркутска (далее - Администрация) по постановлению Администрации от 19.12.2014 г. N 031-06-1542/14 "О тарифах на питьевую воду и водоотведение для гарантирующей организации на территории города Иркутска - Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" г. Иркутска", установлено следующее.
Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года N 406 утверждены основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Основы ценообразования).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 г. N 1746-э утверждены методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).
В соответствии с пунктом 15 Методических указаний при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются планируемые на очередной период регулирования ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и расходы на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения или их отдельных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Ввиду ограничения необходимой валовой выручки с учётом установления предельных индексов максимально возможного изменения действующих тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год в соответствии с приказом ФСТ России от 11.10.2014 г. N 228-э/4, Администрацией учтены расходы по статьям "Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения", "Амортизационные отчисления" и "Недополученные доходы прошлых периодов (за 2012-2013 гг.)" в необходимой валовой выручке МУП "Водоканал" г. Иркутска 2015 г. на уровне ниже признанного органом регулирования экономически обоснованным.
В соответствии с пунктом 16 Методических указаний при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях; д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах; е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
В соответствии с пунктом 23 Методических указаний в составе ремонтных расходов учитываются расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.
В соответствии с пунктом 24 Методических указаний при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.
Разногласия по статье "Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения" заключаются в неучёте Администрацией в полном объёме заявленных предприятием расходов на проведение капитального ремонта подрядным способом. Муниципальным унитарным предприятием в обоснование затрат по данной статье представлены в орган регулирования на момент установления тарифов 2015 г. договоры на выполнение ремонтных работ подрядным способом, заключённые МУП "Водоканал" г. Иркутска со сторонними организациями на 2015 г. с приложениями к ним обосновывающих материалов. В связи с большими объёмами материалов, представляемых МУП "Водоканал" г. Иркутска в Администрацию в обоснование расходов по статье "Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения", органом регулирования в период тарифной кампании 2015 г. ограничен срок подачи дополнительных материалов 28 ноября 2014 г. По результатам анализа вышеуказанных материалов по данной статье, а также с учётом своевременности представления МУП "Водоканал" г. Иркутска договоров на выполнение ремонтных работ подрядным способом, заключённых муниципальным унитарным предприятием со сторонними организациями в 2015 г. в срок, установленный Администрацией, требования Заявителя по статье "Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения" признаны частично экономически обоснованными.
В соответствии с пунктом 29 Методических указаний расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы.
Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.
Разногласия по статье "Мероприятия по приобретению автотранспортной техники и оборудования в лизинг" между сторонами заключаются в том, что органом регулирования не учтены при расчёте тарифов 2015 г. расходы по данной статье согласно договорам лизинга, приобретение по которым планировалось в 2015 году, ввиду непредставления предприятием информации о первых лизинговых платежах до 1 декабря 2014 г., так как в соответствии с пунктом 8.4 договора лизинга условием расторжения является непоступление первого лизингового платежа в срок до 1 декабря 2014 г. С учётом того, что Заявителем в орган регулирования представлено дополнительное соглашение с лизингодателем о переносе срока первоначального взноса до 1 марта 2015 г., но уже после установления Администрацией тарифов для МУП "Водоканал" г. Иркутска на 2015 г., регулирующим органом при установлении тарифов для МУП "Водоканал" г. Иркутска на 2015 г. не нарушены требования законодательства Российской Федерации в части учёта средств на мероприятия по приобретению автотранспортной техники и оборудования в лизинг. На основании вышеизложенного Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье "Мероприятия по приобретению автотранспортной техники и оборудования в лизинг".
В соответствии с пунктом 28 Методических указаний расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
На основании проведённого анализа представленных муниципальным унитарным предприятием материалов по статье "Амортизационные отчисления", а именно расчёта амортизационных отчислений и налога на имущество на 2015 г. с указанием объектов основных средств, даты ввода в эксплуатацию, первоначальной стоимости объектов основных средств и остаточной стоимости объектов основных средств, выявлены объекты МУП "Водоканал" г. Иркутска, которые не относятся к регулируемому видам деятельности, в результате чего расходы по данной статье рассчитаны с учётом объектов МУП "Водоканал г. Иркутска", относящихся на регулируемый вид деятельности. На основании вышеизложенного требования Заявителя "Амортизационные отчисления" признаны частично экономически обоснованными.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования (далее - выпадающие расходы и недополученные доходы), то такие выпадающие расходы и недополученные доходы, а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Величина средств по статье "Недополученные доходы за 2012-2013 гг." в части оказываемых услуг водоснабжения рассчитана исходя из отклонения (снижения) фактического объема отпуска услуг водоснабжения от планового, учтённого Администрацией для МУП "Водоканал" г. Иркутска в 2013 г., с учетом сложившейся в МУП "Водоканал" г. Иркутска экономии по статьям "Электроэнергия", "Химреагенты" и "Водный налог", а также с учётом исключённых Администрацией расходов по вышеуказанным статьям из необходимой валовой выручки МУП "Водоканал" г. Иркутска 2015 г. по результатам финансово-хозяйственной деятельности за 2012-2013 гг. Вышеуказанный расчёт средств по статье "Недополученные доходы за 2012-2013 гг." в части оказываемых услуг водоснабжения подтверждает частичную обоснованность требований Заявителя.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на согласительном совещании (протокол от ...# мая 2014 года N ЕП-156), приказываю:
1. Признать экономически обоснованным размер расходов, учитываемых при установлении тарифов на услуги водоснабжения для потребителей МУП "Водоканал" г. Иркутска, по следующим статьям затрат:
- "Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения" - 173 583 тыс. руб.;
- "Амортизационные отчисления" - 64 341 тыс. руб.;
- "Недополученные доходы за 2012-2013 гг." - 107 560 тыс. руб.
В остальной части разногласий отказать в удовлетворении требований МУП "Водоканал" г. Иркутска.
2. Органу регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения города Иркутска:
- установить тарифы на услуги водоснабжения, оказываемые потребителям МУП "Водоканал" г. Иркутска, на 2015-2017 гг. с учётом пункта 1 настоящего приказа (дополнительному учёту подлежат экономически обоснованные расходы, не учтённые Администрацией города Иркутска, в общей сумме 202 341 тыс. руб., по следующим статьям затрат: "Расходы на капитальный ремонт централизованных систем водоснабжения" - 115 392 тыс. руб.; "Амортизационные отчисления" - 5 143 тыс. руб.; "Недополученные доходы за 2012-2013 гг." - 81 806 тыс. руб.).
- проинформировать Федеральную службу по тарифам об исполнении настоящего приказа в части установления тарифов на услуги водоснабжения для МУП "Водоканал" г. Иркутска на 2015# в течение 1 месяца с даты принятия настоящего приказа, в части установления тарифов на услуги водоснабжения для МУП "Водоканал" г. Иркутска на 2016-2017 гг. - в течение 10 рабочих дней с даты принятия соответствующих решений Администрацией города Иркутска, представив информацию и документы согласно Приложению к настоящему приказу.
Руководитель Федеральной |
С. Новиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной службы по тарифам от 22 мая 2015 г. N 1064-э "О рассмотрении разногласий, возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между МУП "Водоканал" г. Иркутска и Администрацией города Иркутска"
Текст приказа опубликован в Информационном бюллетене Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2015 г. N 22