Распоряжение ОАО "РЖД" от 4 марта 2015 г. N 551р
"Об утверждении Методики классификации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2015 г. N 3048р настоящее распоряжение признано утратившим силу
В целях организации нормирования расходов по основным видам деятельности на содержание железнодорожных линий в соответствии с интенсивностью движения поездов и унификации требований к разрабатываемым в ОАО "РЖД" нормативным документам:
1. Утвердить Методику классификации железнодорожных линий ОАО "РЖД" (прилагается).
2. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 1 июля 2009 года N 1393р "Об утверждении методики классификации железнодорожных линий".
Президент ОАО "РЖД" |
В. Якунин |
Методика классификации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
(утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 4 марта 2015 г. N 551р)
1. Настоящая методика является основой для разработки нормативов устройства и содержания инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта в зависимости от условий эксплуатации (классов линий):
применяемых типов конструкций объектов железнодорожных линий (верхнее строение пути, искусственные сооружения и т.д.);
оснащения железнодорожных линий современными системами управления и контроля;
расходов на проведение ремонтных работ и технического обслуживания.
2. Настоящая методика распространяется на филиалы и другие подразделения ОАО "РЖД", осуществляющие техническое обслуживание и эксплуатацию объектов инфраструктуры или разработку нормативных документов по этим вопросам.
3. В настоящей методике применяются следующие термины и понятия:
поездо-участок - физический участок железнодорожных путей с едиными весовыми нормами грузовых поездов, стабильными размерами движения и единым видом тяги;
железнодорожная линия - комплекс путей, сооружений и устройств, предназначенных для железнодорожного сообщения на одном или нескольких поездо-участках, по которым анализируются данные статистической отчетности, в том числе техническая скорость движения грузовых и пассажирских поездов, грузооборот и другие показатели;
класс железнодорожной линии - характеристика железнодорожной линии, определяемая ее эксплуатационными параметрами и предназначенная для установления требований к ее устройству и содержанию при эксплуатации;
приведенная грузонапряженность - показатель интенсивности перевозок, характеризующий суммарный объем работы в грузовом и пассажирском движении на рассматриваемой линии;
техническая скорость движения поезда - средневзвешенное расстояние в километрах, проходимое за 1 час по перегону, без учета стоянок на станциях, разъездах и обгонных пунктах, как предусмотренных, так и не предусмотренных графиком движения поездов.
4. Классификация железнодорожных линий выполняется один раз в пять лет и утверждается вице-президентом, в ведении которого находятся вопросы инфраструктуры.
5. Актуальность классификации железнодорожных линий проверяется ежегодно в первом полугодии, на основании данных за отчетный год.
6. Классификация железнодорожных линий основывается на следующих критериях:
годовая приведенная грузонапряженность по железнодорожной линии (поездо-участку), млн т-км брутто/км;
техническая скорость движения грузовых поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч;
техническая скорость движения пассажирских (в том числе пригородных) поездов по железнодорожной линии (поездо-участку), км/ч.
При определении класса железнодорожной линии берется наибольшая фактическая техническая скорость грузовых и пассажирских поездов по поездо-участку в отчетном году за календарный месяц на одном из направлений движения.
Железнодорожные линии, состоящие из нескольких поездо-участков, классифицируются по средним величинам технической скорости и грузонапряженности.
7. Железнодорожные линии подразделяются на 5 классов в зависимости от интервалов скоростей движения и приведенной грузонапряженности.
Классы железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Годовая приведенная грузонапряженность, млн т-км брутто/км |
Класс железнодорожной линии при технической скорости движения поездов, км/ч (в числителе - пассажирские, в знаменателе - грузовые) |
|||||||
более 140 более 90 |
77-140 77-90 |
66-76 54-76 |
55-65 49-53 |
44-54 43-48 |
33-43 33-42 |
23-32 23-32 |
22 и менее |
|
Более 120 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
81-120 |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
- |
- |
51-80 |
- |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
- |
26-50 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
4 |
11-25 |
1 |
1 |
1 |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
5-10 |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
4 |
4 |
5 и менее |
- |
- |
- |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
Пример определения класса: железнодорожная линия (поездо-участок) с техническими скоростями движения пассажирских поездов в интервале 44-54 км/ч и грузовых поездов - 43-48 км/ч, годовой приведенной грузонапряженностью в интервале 26-50 млн т-км брутто/км относится к 2 классу.
8. Значение годовой приведенной грузонапряженности (млн т-км брутто/км) определяется по формуле:
,
где - объем работы в грузовом и пассажирском движении по поездо-участку, млн т-км брутто;
- эксплуатационная длина поездо-участка, км.
Специализация железнодорожных линий
Специализация железнодорожных линий |
Условные обозначения |
Параметры специализации железнодорожных линий, единица измерения |
Высокоскоростная железнодорожная линия |
В |
установленная скорость движения пассажирских поездов более 200 км/ч |
Скоростная железнодорожная линия |
С |
установленная скорость движения пассажирских поездов от 141 до 200 км/ч включительно |
Железнодорожная линия с преимущественно пассажирским движением |
П |
суммарные максимальные размеры движения пассажирских и пригородных поездов по поездо-участку более 60% общего количества пар поездов в сутки |
Железнодорожная линия с преимущественно грузовым движением |
Г |
размеры грузового движения в месяц максимальных перевозок более 60% общего количества пар поездов в сутки |
Особо грузонапряженная железнодорожная линия |
О |
железнодорожная линия с годовой приведенной грузонапряженностью более 120 млн т-км брутто/км |
Железнодорожная линия с тяжеловесным грузовым движением |
Т |
норма массы грузового поезда в графике движения поездов превышает 6000 т |
Подъездные пути с организованным пассажирским движением |
М |
организация движения пассажирских и пригородных поездов по путям ОАО "РЖД", не входящим в перечни главных и станционных путей |
9. В целях определения нормативных затрат на содержание инфраструктуры для железнодорожных линий в соответствии с их специализацией при классификации приняты следующие дополнительные критерии:
размеры движения грузовых и пассажирских поездов;
допустимая скорость движения пассажирских поездов;
масса грузовых поездов.
Так, железнодорожная линия 3 класса с размерами движения пассажирских и пригородных поездов более 60% суммарных размеров движения (пар поездов в сутки) относится к железнодорожным линиям с преимущественно пассажирским движением с условным обозначением П. Класс железнодорожной линии с учетом специализации - ЗП.
10. Если при определении специализации железнодорожной линии совпадают несколько критериев (линия является одновременно скоростной и линией с преимущественно пассажирским движением или линия является одновременно особо грузонапряженной и с тяжеловесным грузовым движением), то линии присваивается специализация с учетом следующего приоритета:
1) высокоскоростные, скоростные и особо грузонапряженные линии;
2) линии с тяжеловесным грузовым движением;
3) линии с преимущественно пассажирским или преимущественно грузовым движением.
11. Источники исходных данных
Измерители |
Источники для расчета величин измерителей |
Приведенная работа по поездо-участкам железных дорог, млн т-км брутто в год |
сумма столбцов 1, 4, 8 и 9 строки 308 таблицы 3 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2013 года N 2995р, и сумма графы 14 строки 19 таблицы 2 формы ЦО-5 "Отчет о наличии, распределении, работе и использовании моторвагонного подвижного состава (МВПС)", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 августа 2010 года N 1845р |
Эксплуатационная длина поездо-участка, км |
график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Техническая скорость грузовых поездов, км/ч |
столбец 4 строки 108 таблицы 1 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2013 года N 2995р |
Техническая скорость пассажирских поездов, км/ч |
столбец 1 строки 108 таблицы 1 формы статистической отчетности ЦО-1 ВЦ "Показатели использования локомотивов наличного парка ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 31 декабря 2013 года N 2995р |
Размеры движения грузовых поездов, пар поездов в сутки |
график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Размеры движения пассажирских пар поездов, поездов в сутки |
график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Весовые нормы грузовых поездов, т |
график движения поездов на отчетный год, утвержденный в установленном порядке |
Допустимая скорость движения пассажирских поездов (для линий со скоростным и высокоскоростным движением), км/ч |
приказы дирекций инфраструктуры об установлении допускаемых скоростей движения поездов на отчетный год |
12. Определение класса и специализации на примере железнодорожной линии (поездо-участка) Манихино - Волоколамск:
1) определяется техническая скорость движения грузовых и пассажирских поездов.
В течение отчетного года наибольшая фактическая техническая скорость грузовых поездов в одном из направлений - 52,2 км/ч.
Техническая скорость движения пассажирских поездов определяется как среднее значение технических скоростей пассажирских и пригородных поездов:
км/ч,
где 73,2 - наибольшая фактическая техническая скорость движения пассажирских поездов по участку, км/ч;
57 - наибольшая фактическая техническая скорость движения пригородных поездов по участку, км/ч;
2) определяется годовая приведенная грузонапряженность по формуле:
,
где - объем работы тонно-километров брутто в грузовом и пассажирском движении по поездо-участку, млн т-км брутто;
- эксплуатационная длина поездо-участка.
Для рассматриваемого участка:
млн т-км брутто,
млн т-км брутто,
км,
млн т-км брутто.
3) определяется класс железнодорожной линии.
Согласно таблице "Классы железнодорожных линий ОАО "РЖД" в соответствии с приведенной грузонапряженностью и техническими скоростями движения пассажирских и грузовых поездов класс расчетного поездо-участка - 2;
4) определяется специализация железнодорожной линии.
Размеры грузового движения по участку - 16 пар поездов в сутки, что составляет 19% общего количества пар поездов.
Суммарный размер движения пассажирских и пригородных поездов по участку - 71 пара поездов в сутки, что составляет 81% общего количества.
Допустимая скорость движения пассажирских поездов по участку - 100 км/ч.
Весовая норма грузовых поездов по участку - 4500 т.
Согласно таблице "Специализация железнодорожных линий" рассматриваемый поездо-участок является железнодорожной линией с преимущественно пассажирским движением.
Таким образом, железнодорожная линия Манихино - Волоколамск является линией класса 2П.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 4 марта 2015 г. N 551р "Об утверждении Методики классификации железнодорожных линий ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован в журнале "РЖД-Партнер-Документы", 2015 г., N 10
Распоряжением ОАО "РЖД" от 23 декабря 2015 г. N 3048р настоящее распоряжение признано утратившим силу