Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 мая 2015 г. N 03-01-18/29892
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение ООО по вопросу применения статьи 105.14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
1. Условия признания сделок контролируемыми установлены статьей 105.14 Кодекса. При этом сделки, предусмотренные пунктом 2 указанной статьи, признаются контролируемыми в случае, если сумма доходов по таким сделкам в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
Сумма доходов по сделкам за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса определяется согласно пункту 9 указанной статьи путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 Кодекса.
При этом определение суммы доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми для целей статьи 105.14 Кодекса необходимо осуществлять в следующем порядке:
1) Суммировать доходы по сделкам, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса. При этом обращаем внимание, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с Кодексом налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг, имущественных прав) (пункт 1 статьи 248 Кодекса).
2) Суммировать доходы за календарный год по сделкам с каждым лицом, являющимся контрагентом по таким сделкам. Соответственно, в общем случае факт превышения суммового критерия для признания сделок контролируемыми устанавливается по совокупности сделок, совершаемых с каждым взаимозависимым лицом.
Однако возможны ситуации, когда при определении суммы доходов по сделкам за календарный год могут учитываться сделки с несколькими лицами. Речь может идти как о сделках, в которых участвуют более двух лиц, так и о ситуации, возникающей, в частности, при применении пункта 10 статьи 105.14 Кодекса, в соответствии с которым по заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным указанной статьей;
3) Суммировать доходы по сделкам за календарный год, полученные сторонами по этим сделкам. При этом в случае если у налогоплательщика отсутствует информация о сумме дохода другого участника сделки, для целей определения суммы доходов по сделкам за календарный год может быть использована расчетная величина суммы дохода этого участника сделки, определяемая с учетом порядка, установленного главой 25 Кодекса, с применением метода начисления;
4) Учитывать доходы, полученные по сделкам за период соответствующего календарного года, в течение которого участники сделок являлись взаимозависимыми или выполнялись условия, при соблюдении которых сделки приравниваются к сделкам между взаимозависимыми лицами;
5) Осуществлять оценку доходов по сделкам за календарный год для целей статьи 105.14 Кодекса исходя из рыночного уровня (учитывая право федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню для целей статьи 105.14 Кодекса с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 Кодекса).
2. Исходя из положений Кодекса освобождение от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций предусмотрено для организаций, применяющих специальные налоговые режимы (систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности), организаций, занимающихся игорным бизнесом, а также для участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково".
Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не могут быть признаны контролируемыми на основании подпунктов 3 и 4 пункта 2 статьи 105.14 Кодекса, что не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных указанной статьей.
Настоящее письмо не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В случаях, предусмотренных НК РФ, сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним в календарном году превышает значение соответствующего суммового критерия.
В частности, это касается сделок, хотя бы одна из сторон которых применяет специальный налоговый режим (ЕСХН, ЕНВД), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы. Кроме того, речь идет о сделках, хотя бы одна из сторон которых освобождена от обязанностей плательщика налога на прибыль или применяет к налоговой базе по указанному налогу ставку 0%, при этом другая сторона (стороны) сделки не освобождена от этих обязанностей и не применяет нулевую ставку.
Разъяснено, в каком порядке необходимо определять сумму доходов по сделкам за календарный год с целью признания сделок контролируемыми.
В силу НК РФ освобождение от обязанностей плательщика налога на прибыль предусмотрено для организаций, применяющих специальные налоговые режимы, организаций, занимающихся игорным бизнесом, а также для участников проекта "Сколково".
Таким образом, сделки между взаимозависимыми лицами, которые являются сельхозтоваропроизводителями, не перешедшими на ЕСХН, не могут быть признаны контролируемыми на основании вышеназванных норм НК РФ, что не исключает признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 мая 2015 г. N 03-01-18/29892
Текст письма официально опубликован не был